Вспомогательные двигатели "Вольво -Пента" серии "3000" для яхт.


О маломощными судовыми дизелями шведской фирмы «Вольво — Пента» наши яхтсмены имели возможность практически ознакомиться на крейсерско-гоночных яхтах, поставлявшихся в течение ряда лет в СССР из Польской Народной Республики.


Эти двигатели надежны, экономичны, развивают достаточно большой упор на киловатт мощности, что позволяет судам с большой парусностью надстроек или развитым такелажем сохранять управляемость при свежем ветре.В настоящее время фирмой освоен выпуск четырех новых вариантов дизелей в морском исполнении, пригодных для установки на парусных яхтах и тяжелых водоизмещающих катерах.


Все дизели этой серии имеют стандартную частоту вращения 3000 об/мин (отсюда и ее наименование), четырехтактные, с верхнеклапанным механизмом газораспределения, с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне.


Благодаря последней конструктивной особенности  дизели отличаются экономичностью — расход топлива на 15—20% меньше, чем у двигателей с выхрекамерным смесеобразованием (например, отечественная серия «Ч 8,5/11»).


Высокая частота вращения и литровая мощность (21,5—22,9 л. с./л) обусловили компактность н хорошие весовые характеристики дизелей серии «3000». Вместе с редуктором удельная масса дизелей составляет 8,5—9,75 кг/л. с. Все дизели серии комплектуются электростартером и устройством для ручного запуска (модель «МD 17» по требованию заказчика комплектуется ручным запуском).


Навешенный генератор рассчитан на ток до 50 А. Он дает достаточное количество электроэнергии для нужд команды судна и позволяет подзаряжать батарею аккумуляторов солидной емкости. Двигатели серии «3000» имеют непосредственное охлаждение забортной водой кроме моделей «МD11D» и «МD17D».


Эти двигатели рассчитаны для установки на рабочие катера, которые могут эксплуатироваться   в   засоренных   взвешенными  частицами грунта водах и поэтому для повышения надежности охлаждения и продления срока службы дизелей у них двухконтурная система охлаждения с циркулирующей во внутреннем замкнутом контуре пресной водой. При небольшой переделке системы горячую (около 80°) воду можно отбирать для отопления судна или других бытовых нужд.


Кроме самой маленькой модели «МD5С», выпускаемой только в варианте «сэйлдрайв» — с неповоротной неоткидной колонкой «120S», проходящей сквозь днище судна, остальные дизели могут комплектоваться как этой колонкой, так и реверс — редуктором «МS2», у которого выходной вал несколько смещен вниз и направлен под углом 7° по отношению к коленчатому валу двигателя.


Интересно, что в обеих конструкциях—и колонки «120S» и редуктора «МS2» применена запатентованная фирмой конструкция конусной фрикционной муфты, расположенной на вертикальном промежуточном валу между ведомыми шестернями переднего и заднего хода.


Эти шестерни соединены жестко с внутренними конусными полумуфтами и свободно вращаются на валу, в то время как скользящая по нему втулка с двумя наружными конусами соединена с валом на шлицах.


В зависимости от того, с какой из двух полумуфт входит в контакт втулка, вертикальный вал получает правое или левое вращение, а гребной вал работает на передний или задний ход. Ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении с ведущим зубчатым коническим колесом на входном валу колонки.


К достоинствам описываемого устройства реверсивной муфты относится ее компактность по сравнению с дисковыми муфтами, безударное включение (удары присущи кулачковым муфтам, даже снабженным синхронизатором), высокая надежность. На конусных поверхностях сцепления муфты нарезаны мелкие канавки, в которых удерживается масло, смягчающее силу удара в момент включения переднего или заднего хода.


Колонка «120S» имеет  передаточное число 2,2: I, что при 1360 об/мин на гребном валу позволяет установить достаточно эффективный для тяжелого судна винт большого диаметра, дающий больший упор.


Установки с колонкой поставляются вместе с основанием — фундаментом из стеклопластика и пенопласта, нижняя часть которого при монтаже на судне причерчивается по обводам корпуса и приклеивается к нему «мокрыми угольниками» из полос стеклоткани на связующем.


Достоинства моделей с индексом «120S», с одинаковым успехом работающих на парусных яхтах и моторных катерах, очевидны. Это компактность силовой установки, которую можно разместить практически в любом месте корпуса, даже у самого транца или у кормовой кромки плавникового киля, простота монтажа на судне, при котором отпадает необходимость в точной центровке двигателя с гребным валом, в установке дейдвудной трубы с сальником и т. п.


Три модели дизелей «МD7В/МS2»; «МD11D/МS2» и «МD17D/МS2» выпускаются с редуктором «МS2», имеющим передаточное число 2,4 : 1 или 3,0:1. В этом случае дизель монтируется традиционным способом, но зато диаметр гребного винта не ограничен расстоянием от оси выходного вала колонки до днища корпуса.


Там, где требуется получить солидный упор винта и не предъявляются жесткие требования к компактности силовой установки (например, на буксирных и рабочих катерах), предпочтение отдается одной из этих моделей. С колонкой выпускаются четыре модели дизелей, включая одноцилиндровый «МD5С/120S».


В рассмотренной серии маломощных дизелей явно обнаруживаются характерные для современного судового дизелестроения тенденции. Это уменьшение габаритов и массы за счет повышения скорости поршня и степени сжатия (у дизелей серии «3000» соответственно около 9 м/с и 19), повышение экономичности благодаря применению непосредственного впрыска топлива в цилиндры, использование легких и малогабаритных конструкций реверсивно — редукторных передач.


Д. Антонов


Источник:  «Катера и Яхты»,  №102.


Оставить комментарий

Комментарии: 0