О "РИКОШЕТАХ"  и не только. Интервью с Юрием Ситниковым.


Рикошет-747. Впечатления и проекты.

— Cейчас активно обсуждается вопрос «национального класса», т.е. такой лодки, которая отвечала бы современным требованиям и могла бы при этом мирно сосуществовать с имеющимся флотом. Как Вы видите такую лодку? Или — какой должна быть лодка, чтобы ее строили и покупали? И вообще — возможно ли создать что-то универсальное?


— Создание национальных классов яхт — вопрос времени. Я не оговорился, сказав «классы». Заинтересованному в приобретении яхты человеку надо предоставить ПРАВО ВЫБОРА в зависимости от его благосостояния, возраста, интересов и акватории.


По этой же причине эти классы нельзя назначить директивно, их нужно буквально лепить — разрабатывать правила, строить лодки, организовывать регаты, т.е. заинтересовывать будущих владельцев к приобретению таких яхт.


Все это можно проследить на примере класса «Микро». Мы действовали именно так — приняли международные правила, вступили в Европейскую Ассоциацию, предложили на выбор более десяти проектов «Рикошет-микро» серийной постройки от «прото» до «круизера», раскрутили «Белые ночи», Тракайскую регату, участвовали в регатах в Польше, Германии и Франции. Нас знали и признавали во всей Европе все, кроме нашей ФПС.

Потом все это благополучно попало под пресс «перестройки». Но класс не умер, поскольку на воду ежегодно выходят сотни яхт. Но нет организации. Проведение в этом году в Москве регаты «Аякс-трофи» показало, что при умелой раскрутке абсолютно реально возродить к активной гоночной жизни достаточно большую группу яхт этого класса.


Хочется пожелать организаторам этих гонок (или фестиваля, что более подходит по духу к классу «Микро»), чтобы у них хватило энергии и средств на продолжение этой программы.

И пусть их не смущает, что на первой регате было не так много экипажей, как хотелось бы.


Мы в 1989 году начинали «Белые ночи» с 13 яхт, а в 1992 — это уже была международная регата, в которой участвовали 45 экипажей из России, США, Германии, Франции, Латвии, Белоруссии и Эстонии. Кстати, мы планируем в 2003 году представить новую модель «Рикошет-микро-круизера», матрицы на который уже изготовлены.


Я думаю, что этот наш опыт может быть использован идеологами класса Т800 для раскрутки нового класса. Я, кстати, считаю, что и у этого класса есть своя ниша и свои перспективы. Более того, у нас есть проекты и матрицы яхт, которые с небольшими доработками могут войти в этот класс.


В то же время, я считаю, что наибольшую популярность у нас могут получить яхты с «повышенной» обитаемостью, исходя из условий проведения соревнований и необустроенности наших акваторий.


Еще раз, возвращаясь к тому, что национальных классов может быть несколько, хочу сказать, что это как раз тот самый случай, когда дорога сама себя выбирает. Мы уже имеем некое подобие национальных классов, исторически сложившихся под влиянием правил IOR — это «четвертьтонник» и «полутонник».


Я уверен, что респектабельный владелец «Картера» не поменяет свою лодку на Т800 в угоду «национальной идее», так же как и экипажи Питерских «четвертаков» не пересядут на лодки с ограниченной мореходностью и не лишат себя возможности гоняться хотя бы до Выборга.


Я считаю, что как минимум четыре класса яхт у нас в стране со временем могут претендовать на то, чтобы стать «национальными»:


•          «Микро»


•          Трейлерные яхты длиной до 8 м и шириной до 2.5 м (Т800 — почему бы и нет?)


•          Морские яхты длиной до 8 м и шириной свыше 2.5 м, с «повышенной» в пределах этих габаритов обитаемостью.


•          Морские яхты длиной 9 — 9.5 м


Эти яхты и будут образовывать основные стартовые и зачетные группы на крупных соревнованиях. И если с «Микро» и Т800 все более-менее понятно — они будут жить и развиваться по своим правилам класса, то какими будут морские яхты, должны определить правила, которые придут на смену IOR-TOTD. Но об этом несколько позже.


И еще об очевидном — я в принципе не рассматриваю вариант национального монотипа (кроме разве что проведения матчевых гонок), поскольку в стране, где каждый второй — Кулибин, а каждый третий — Черепанов, монотип вряд ли приживется.

— Какие на Ваш взгляд перспективы у отечественного яхтостроения? Что хорошо, что хотелось бы изменить?

Перспективы у отечественного яхтостроения такие же, как и у всей экономики, только с отставанием на несколько лет при подъеме, и с опережением при катаклизмах. Известно, что парусный спорт — это спорт людей не бедных и определенного интеллектуального уровня.


И если второе условие как-то позволяет поддерживать яхтинг на том уровне, который был, и мелкими шажками двигаться вперед, то без первого условия развития все равно не будет.


Развитие отечественного яхтостроения начнется тогда, когда материальный уровень достаточно большой группы сегодняшних яхтсменов поднимется настолько, что они смогут приобретать себе яхты, а сознание людей, имеющих такие финансовые возможности уже сейчас, наконец-то дойдет до понимания необходимости этого.


На это уйдут годы… И хотя, по моему мнению, уже наметился некоторый подъем интереса к нашей продукции, я считаю, что основная задача сегодняшних отечественных яхтостроителей — дожить до этого светлого будущего.


А с точки зрения потенциала и конкурентной способности нашей продукции по сравнению с Европейской, то налицо характерный пример дебюта в этом году на Онежской регате нашего Рикошета 930 (первое место в абсолютном зачете) и Hanse 302 (одно из последних мест по ходовым качествам плюс поломки).


— Не менее наболевший вопрос о системе обмера. Ваши предположения и прогнозы на этот счет: как долго еще будет «жить» IOR, и какая система может его заменить? И, главное, как это все технически осуществлять, ведь в основном все мерители и гонщики знакомы с IOR’ом.


— Не надо строить иллюзий по поводу модернизаций и дальнейшего применения IOR — это опасно, мы загоним ситуацию с нашим флотом в тупик. IOR — давно уже мумия. Это аксиома, и я не хочу тратить время на доказательства. Появление новых правил в ближайшее время неизбежно.


В качестве альтернативы предлагается система RS, которая, надо отдать должное разработчикам, за последние два года прогрессирует с точки зрения корректности результатов и, как следствие, усложняется с точки зрения процедуры обмера. Но у этих правил, на мой взгляд, есть три существенных недостатка.


Во-первых, система не является “формообразующей”, т.е. она не определяет “направления движения”, на что собственно и должны быть ориентированы правила игры. Это скорее система гандикапа типа — стройте, что хотите, а мы вас уравняем.


А правила обмера должны формировать современный флот — скоростной, мореходный, безопасный. Во-вторых, система RS лишь косвенно учитывает форму корпуса.

И, в-третьих, система RS — закрытая для большинства гонщиков и конструкторов. Меня лично это мало беспокоит, поскольку мы все равно проектируем яхты такими, какими мы их «видим».


Но согласитесь, что все-таки некорректно, когда кто-то (посвященный или приближенный) имеет преимущество перед остальными. Я думаю, аналогичные нарекания были и на систему обмера и гандикапа IMS, что и привело к появлению нескольких открытых правил обмера, как в Европе, так и в Америке. Я думаю, что надо попытаться адаптировать новую Европейскую систему обмера (IRM) для наших условий.


Задача непростая, но выполнимая, если правильно использовать в этой работе и позитивный и негативный опыт работы над правилами IOR-TOTD и RS. А технических проблем в переходе на новую систему обмера — нет, все процедуры обмера мало чем отличаются одна от другой.

— В последней Онеге Вы гонялись на новой спроектированной Вами лодке. Ваши впечатления? Насколько лодка получилась именно такой, как Вы ее задумывали? 

— Посудите сами — за полгода был сделан проект, изготовлена оснастка и построена яхта, которая прошла сезон из трех регат с великолепными результатами, и в штормовых условиях Онеги, Ладоги и Финского залива не имела ни одной (!!!) поломки.


Ни в одной из 10-ти Онежских регат, в которых мне довелось участвовать с 1978 года, мне не удавалось лидировать в 4-х гонках из 5-ти, тем более с такими отрывами от флота, как в этом году.


А как описать свои впечатления, когда твоя лодка в течение нескольких часов идет в режиме серфинга со скоростью 11.5 — 12.6 узла?! У этой яхты огромный гоночный потенциал, сочетающийся с великолепным для таких размерений комфортом. И это не только мое мнение, а мнение многих более опытных рулевых-гонщиков.


Я очень доволен и самой лодкой и результатом, несмотря на то, что при постройке головного образца мы «запрограммировали» ряд недостатков, которые, естественно, дали о себе знать. Это были вынужденные конструктивные решения, на которые пришлось пойти из-за нехватки средств или времени. Но теперь сезон позади — и есть время на исправление этих недостатков.


Естественно, что при постройке серийных яхт, а мы планируем построить к следующему сезону еще 2-3 лодки проекта Рикошет 930, будут учтены не только эти моменты, но и тот положительный опыт, который мы получили в процессе гонок и походов.


— O Рикошетах 780 — примерно такой же вопрос — насколько построенные лодки отличаются от проекта? И в какую сторону? Я понимаю, что это сложный вопрос, тем более что двух одинаковых «Рикошетов» этого класса, кажется, еще нет…


Или, формулируя по-другому, что в существующих лодках Вашего, а что пришло «извне»?

— К сожалению, я вынужден констатировать, что ни одна из яхт этой серии не была построена полностью по первоначальному проекту.


Всему виной порочная практика наших строителей яхт, а каждый из них сам себе полевой командир (типа Василия Ивановича), постоянно «улучшать» проект, не советуясь с конструктором.


И это касается не только Рикошета-780, да и не только яхт — в нашей работе по моторным судам, общаясь с большими заводами, мы сталкиваемся с тем же. И только когда возникает проблема, тогда раздается крик: «Автора на сцену!».


При постройке Рикошет-780 в основном возникала проблема, которая более-менее объективна — это дефицит средств у Заказчиков, например, на установку стационарного двигателя, предусмотренного первоначальным проектом. Это, естественно, требовало корректировки вооружения и балластировки.


Но поскольку обратная связь (т.е. поступление информации от строителя к проектанту) отсутствовала, мне трудно сказать по каким критериям вносились изменения в геометрию и конструкцию, например, килей или рулей. Поэтому в том, что возник скандал с мерительным свидетельством «Призрака» есть и свои положительные стороны.


По просьбе Дмитрия Мостового (надо отдать ему должное, что он правильно сориентировался в обстановке и сразу обратился к «первоисточнику») я сейчас разбираюсь с этой ситуацией.


Не буду вдаваться в подробности, но я уверен (и первые расчеты подтверждают эту уверенность), что совместными усилиями с экипажем, строителем яхты и мерителем мы найдем то решение, которое не только позволит иметь корректное мерительное свидетельство, но и еще больше «разогнать» эту яхту.

— Ну, и напоследок — о творческих планах. Над чем сейчас работаете (если не секрет, конечно)? Что хотели бы осуществить?

— Планов, как всегда, громадьё. Разрабатываем документацию для серийного производства Рикошет 930, заканчиваем проект яхты Рикошет 747 для проведения матчевых гонок Чемпионата Европы 2003 года в Екатеринбурге (именно про нее я уже сказал, что с доработкой она может войти в класс Т800), недавно закончили работы над проектом (яхта уже строится) парусно-моторной яхты Рикошет 1060 из АМГ, ведем переговоры с Заказчиком о постройке океанской крейсерско-гоночной яхты длиной 22 м по разработанному нами проекту Рикошет 2200.


С особым интересом разрабатываем концепцию — эскизный проект яхты Рикошет 800 — современной мореходной крейсерско-гоночной яхты, которая должна прийти на смену «четвертьтонникам». Как видите — жизнь-то налаживается!


— Я еще раз хочу подчеркнуть, что высказал свое личное мнение, и полагаю, что многие могут с ним не согласиться. Я бы не хотел участвовать в дискуссии, которая наверняка откроется на вашем сайте, поэтому для желающих пообщаться со мной лично по конкретным вопросам я даю адрес своей почты: ricochet@atlant.ru. По мере возможности — отвечу.

С уважением,

Ситников Юрий

Источник:    http://prizrak331.narod.ru

Оставить комментарий

Комментарии: 0