Конструкция самодельных лодочных трейлеров.


Сочетание автомобиля и лодки предоставляет исключительно широкие возможности для туризма, любительской рыбной ловли и охоты. Становятся одинаково доступными озера Карельского перешейка и берега Черного моря, реки Урала и ласковый Днепр. Не нужно, пожалуй, доказывать, что лучше всего иметь хорошую вместительную лодку или мини – яхту , буксируемую за машиной на специальном прицепе— трейлере.


По сравнению с перевозкой лодки на верхнем багажиике такой вариант дает значительные преимущества. Вес и габариты лодки практнчески не ограничиваются, кузов автомобиля не несет дополнительной нагрузки, упрощается и погрузка — разгрузка самой лодки.


Наконец, лодка на трейлере становится дополнительным багажником: помимо мотора и запаса горючего для него, сюда можно положить палатку, спальные принадлежности, походную утварь, Словом, располагая четырехместной  лодкой на прицепе, можно отправляться в путешествие всей семьей даже на такой машине, как «Таврия».


К сожалению, промышленный выпуск специальных трейлеров для перевозки лодок у нас в достаточном объеме еще не налажен. Многие автолюбители делают их сами, руководствуясь «Общими техническими требованиями на прицепы для легковых автомобилей», согласованными с Управлением госавтоинспекции МВД СССР и утвержденными Министерстаом автомобильной промышленности СССР в 1970 г.


Полный текст их приводится ниже. Познакомимся с конкретными решениями, которые могут быть использованы при самостоятельной разработке конструкции лодочного прицепа. Основньгми узлами прицепа — трейлера являются: рама, подвеска, сцепное устройство, устройство для установки лодки на трейлере и ее крепления, вспомогательное оборудование  (электрооборудование, номерной знак и т. п.).


Рама.

 

 Конструкция рамы во многом зависит от типа подвески колес. В простейшем виде рама собирается из дышла — тонкостенной трубы по длине трейлера и поперечины — траверзы из угольников или швеллеров. На переднем конце дышла закрепляется сцепное устройство и стойка для крепления форштевня лодки.

 

Траверза служит для установки подвески колес; на ней монтируют опоры (кильблоки) под днище лодки. По существующей за рубежом практике опоры стараются располагать непосредственно у транца лодки, т. е. в таком районе корпуса, который имеет гарантированную жесткость.

 

В таких случаях дышло делают на 0,5—0,6 м длиннее корпуса лодки, а на его заднем конце крепят отдельную вторую траверзу с поперечным кильблоком.

Оси колес должны располагаться по длине лодки таким образом, чтобы удовлетворялся пункт 17 требований, т. е. вертикальное статическое давление на сцепной шар находилось в пределах 25—50 кг.

 

Если положение центра тяжести лодки по длине, необходимое для такого расчета, неизаестно, оси можно расположить на расстоянии, равном примерно 10% длины лодки, в корму от ее середины (миделя).

 

В качестве дышла трейлера грузоподъемностью до 300 кг можно использовать трубу 60 X 2 (или немного больше); его можно также сварить из двух швеллеров 70 X 35, согнутых из 2-миллиметровой стальной полосы шириной 140 мм.


Траверза должна быть достаточно жесткой и прочной, особенно в среднем сечении—в месте крепления к дышлу. Заметим, что для удобства зимнего хранения трейлер можно сделать разборным, т. е. предусмотреть отсоединение траверзы от дышла.


Описанная простейшая Т-образная рама может иметь и ряд вариантов. Например, в универсальных трейлерах промышленного выпуска для возможности перевозки лодок. разной длины дышло делают выдвигающимся из рамы, выполненной из двух параллельных швеллеров или труб. 


В этом случае используются трубы меньшего диаметра (25—30 мм при толщине 1,5—2), однако экономии в весе, по сравненню с Т-образной рамой, как правило, не получается.

Т-образная рама неприменима при установке продольных полуэллиптических рессор и независимой рычажной подвески с пружинными амортизаторами (мотоциклетного типа).


Для этих вариантов попвески на раме необходнмо обеспечить определенную продольную базу для закрепления концов рессоры, шарнира рычага и амортизаторов.


Некоторые из конструкций подобных рам — площадок, изготовленных из труб или тонкостенных швеллеров, показаны на эскизах. Трейлеры этого типа легко превращаются в уннверсальный прицеп — достаточно снять кильблоки и поставить на раму дощатый кузов с открывающимися бортами.


Ходовая часть (подвеска) трейлера.


  Может быть вьшолнена с использованием колес (см. табличку), амортизаторов и других деталей от автомобилей, мотороллеров, мотоколясок  и  мотоциклов. Конструкция подвески должна смягчать дкнамические нагрузки, передающиеся от колес на раму, гасить колебання, возникающие при движении по неровной дороге.


Может применяться как зависимая подвеска (колеса связаны общей осью и вертикальное перемещение одного колеса передается другому), так и независимая (каждое колесо связывается с рамой рычагами, перемещающимися независимо друг от друга).

Наиболее проста зависимая подвеска на полуэллиптических рессорах от автомобилей «Москвич-407», «Волга» и т. п.


Ось изготовляется из трубы диаметром 40—60 мм, по концам которой ввариваются цапфы под ступицы колес. Крепление оси к рессорам осуществляется скобами из прутков и фиксирующими болтами М8— М10. Рессора крепится к обушкам, приваренным к раме, через резиновые втулки.


В автомобильных подвесках для обеспечения плавного комфортабельного хода рессоры дополняются гасящими колебания гидравлическими амортизаторами. На трейлере можно обойтись без амортизаторов либо поставить цилиндрическую пружину. При независимой подвеске цапфа колеса закрепляется на рычаге, который может перемещаться или в поперечной (по отношению к направлению движения трейлера) или в продольной плоскости.


Первая конструкция оказывается выгоднее при использовании амортизаторов, имеющих сравнительно небольшую высоту и ход (цилиндрические пружины большого диаметра, гидравлические и пневматические амортизаторы). Рычаг шарнирно крепится на дышле или траверзе рамы и должен быть надежно зафиксирован от перемещения в продольной плоскости.


С этой целью рычаг либо выполняется с разнесенными по длине дышла шарнирами, либо раскрепляется с дышлом трубчатыми тягами. В случае применения цилиндрических пружин внутрь них рекомендуется вставить резиновый буфер, ограничивающий сжатие витков.


На ряде зарубежных конструкций трейлеров, например, французской фирмы «Ланселот», цапфы колес крепятся к концам поперечной полуэллиптической рессоры, закрепленной средней частью к траверзе. Эта легкая изящная подвеска эффективно работает при нагрузках 150—250 кг, особенно с дополнительными амортизирующими элементами у концов рессоры.


Однако самостоятельная постройка подобного трейлера существенно усложняется необходимостью изготовления рессоры сравнительно большой длины (колея легковых автомобилей составляет 1150—1450 мм) и обеспечения ее необходимой жесткости.


Для подвесок с качанием рычага в продольной плоскости можно использовать маятниковые вилки тяжелых мотоциклов вместе с пружинно — гидравлическими амортизаторами. Как и на мотоцикле, на каждое колесо ставятся два амортизатора.  Для уменьшения габаритной ширины трейлера оба амортизатора лучше ставить с внутренней стороны с креплением на один рычаг.


На легких трейлерах, рассчитанных на лодку весом 120—150 кг, достаточно простейших пружинных амортизаторов двойного действия, как, например, на трейлере конструкции Ю. Н. Иванова из Ростова-на-Дону.


За рубежом не редкость и еще, более простые конструкции амортизаторов — из куска толстой эластичной резины, с помощью которого крепится к раме вилка подвески (трейлеры французской фирмы «Портафлот»). Правда, подобный амортизатор допустим лишь для хорошей дороги, так как работает довольно жестко.


На проселке приходится снижать скорость движения; в конструкции подвески обязательно надо предусматривать страхующие элементы на случай обрыва амортизатора. 


В качестве упругого элемента независимой подвески может быть применен пластинчатый торсион (например,  от грузового мотороллера «МГ-150» или некоторых автомобилей), заключенный в трубу, которая одновременно служит траверзой рамы.


Этот тип подвески очень прост и компактен, применим с Т-образной рамой. Для гашения колебаний торсион рекомендуется дополнять легкими пружинно-гидравлическими амортизаторами между рычагом и рамой.


 Недостатком рассмотренных типов подвески с продольным расположением рычагов является значительный наклон внутреннего колеса на повороте, однако простота конструкции и постоянство колеи при колебании колес окупают этот недостаток.


Сцепное устройство.  Допускается применять только стандартного шарового типа (нормализованные размеры шара приведены на эскизе). Ось шейки диаметром 25— 29 мм должна проходить через центр шара и быть перпендикулярной к плоскости площадки в его верхней части.


Изгиб шейки (или ее высота до плиты кронштейна, крепящегося к автомобилю) может начинаться не ближе 32 мм от центра шара, а переход сферической поверхности в шейку должен располагаться в пределах заштрихованной зоны. Высота центра шара над поверхностью дороги при полной нагрузке автомобиля не должна быть менее 350 мм.


Центр шара должен отстоять от конструкций автомобиля минимум на 75 мм; замок должен обеспечивать беспрепятственный поворот дышла по 60° на сторону и на 125° вверх и вниз в вертикальной плоскости.


Одна из возможных конструкций замкового устройства показана на приводимом эскизе. Устройство состоит из двух шаровых вкладышей 11, один из которых вваривается в трубчатый корпус 3, другой приварен к подпружиненному рычагу 9.


Оттянув рукоятку 8, шар сцепного устройства свободно заводят в замок, затем отпускают рычаг на место. Для надежности замок запирают штырем 13. Вкладыши и шар желательно выточить из качественной стали, например, 40Х; рабочие поверхности цементировать и закаливать до НRc = 60.


Корпус замка соединяется с дышлом через муфту 2 и болт 14, на котором предусмотрены резиновые или пружинные амортизаторы 15 двойного действия. Описываемая конструкция обеспечивает сцепление замка трейлера с шаром без зазоров и хорошую амортизацию как при страгивании автомобиля с места, так и при торможении.


Кронштейн, на котором крепится шар сцепного устройства, желательно  выполнять в виде поперечной и двух продольных связей из угольников или труб. Поперечная связь крепится теми же болтами, что и задний бампер автомобиля; продольные закрепляются к раме или кузову. Конструкция должна быть достаточно жесткой и хорошо воспринимать как горизонтальные нагрузки в продольном и поперечном направлении, так и вертикальную.


В США, например, согласно стандартам ВIА, эту конструкцию испытывают статической нагрузкой, равной 150% полного веса трейлера с лодкой и мотором—для продольного растяжения и сжатия и 50% этого веса—для поперечного и вертикального действия нагрузки.


Страховочное крепление дышла трейлера к автомобилю может быть выполнено одной или двумя цепями (тросами). В обоих случаях цепь перекрещивается под дышлом таким образом, чтобы оно поддерживалось на весу, если по каким-либо причинам сломается шаровая сцепка.


Длина цепей принимается минимальной, важно чтобы они не мешали свободному повороту автомобиля. Хорошим правилом является и крепление цепей непосредственно за дышло, а не за корпус замка, и за специальные обушки на буксирном кронштейне, а не за шейку или болт шара.


Установка и крепление лодки на трейлере.


Вес большинства мотолодок, выпускаемых промышленностью, не превышает 200 кг. Их погрузка на трейлер и установка на нем не требуют особо сложных приспособлений и громоздких кильблоков. На трейлере достаточно иметь четыре опоры, размещенные в местах наибольшей жесткости и прочности корпуса.


А. Опора (кильблок) у транца — выполняется в виде поставленных с учетом килеватости днища поперечных брусьев (с мягкой обивкой верхних кромок) или ряда поперечных вращающихся роликов, покрытых резиной.


Кормовая опора должна располагаться в непосредственной близости от жесткого транца, воспринимать вес наиболее тяжелой части корпуса и уложенного в корме подвесного мотора, препятствовать качанию или смещению лодки в поперечном направлении.


Б. Опора киля — устанавливаемый в носовой трети длины корпуса небольшой кильблок или ряд обрезиненных роликов под килем на продольной балке трейлера. Эта опора должна препятствовать боковым смещениям лодки и направлять ее при погрузке на трейлер.


В. Опора форштевня — стойка с башмаком, прилегающим к обшивке у штевня, и рымом, к которому крепится специальный обушок на носу лодки. Этот носовой обушок является непременной деталью лодки, перевозимой на трейлере. По зарубежным стандартам обушок устанавливается на форштевне на высоте 416 мм от линии киля для лодок длиной до 4,8 м и  508 мм — для лодок большей длины.


За этот же обушок крепится трос лебедки для погрузки лодки на трейлер, а также буксирный конец при аварийной буксировке лодки по воде. Поэтому правилами обычно регламентируется весьма прочная конструкция этого узла (обязательно со сквозным болтом), способная выдержать статическую нагрузку, равную суммарному весу лодки и груза, которые на ней допускается перевозить.


Г. Бортовые опоры — размещаются по бокам в районе скулы лодки; они не должны воспринимать вес, а лишь фиксировать положение лодки от сдвига вбок или крена. От перемещения вверх лодка фиксируется в районе траверзы бандажом — плоской хлопчатобумажной или капроновой лентой, снабженной металлическими протекторами в местах перегибов на бортах.


С помощью винтовых стяжек — талрепов бандаж плотно подтягивает корпус лодки к опорам трейлера. Лодка может быть подтянута к раме и двумя короткими тросами с захватами, накладываемыми на транец. Важно, чтобы во всех  случаях была исключена возможность перетирания креплений и повреждения обшивки лодки.


Вспомогательное оборудование трейлера. 


Непременной деталью должна быть откидная опорная стойка — подкос, закрепленный на дышле снизу, вблизи замка для обеспечения устойчивого положения отцепленного трейлера.


Если предусматривается стойка для опоры форштевня, практично опорную стойку выполнить вдвигающейся в ее трубу. Фиксация стойки в убранном или рабочем положении осуществляется штырем с закладным язычком.


Тяжелые трейлеры приходится снабжать тормозами. Лучшим приводом для тормозов трейлера является гидромеханический. Гидроцилиндр соединяется с тормозной системой автомобиля коротким трубопроводом; движение поршня передается на исполнительный механизм тормозов трейлера при помощи троса в боуденовской оболочке.


В случае обрыва  трейлера тормоз должен сработать автоматически.

Для облегчения погрузки лодки и ее спуска на воду трейлеры часто снабжают простейшими ручными лебедками, закрепленными на стойке в передней части дышла на высоте обуха форштевня.


Рассчитывать такую лебедку рекомендуется на тяговое усилие, равное весу лодки и мотора; разрывная нагрузка троса (он может быть стальным или капроновым) должна быть не менее 150% грузоподъемности лебедки, а прочность скобы, которой трос крепится к обуху на форштевне, — не менее удвоенной грузоподъемности лебедки.


Кстати, эта лебедка может оказаться полезной, если автомобиль застрянет где — нибудь на заболоченных подъездах к лесному озеру.  Электрооборудование и номерной знак выполняют в соответствии с действующими правилами и пользуясь широким ассортиментом деталей для автомобилей.


Д. Антонов.


Источник:  «Катера и Яхты»,  №45.


Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 19:24)

    rytuał miłosny

  • #2

    Kamagra Effervescent (Пятница, 14 Июль 2017 10:57)

    Sildalis

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 15:20)

    синтетическая виагра