Как построили крейсерский катамаран "ОДИССЕЙ",


Проектирование и постройка «Одиссея» заняли в общей сложности около семи лет. По стечению обстоятельств закладка катамарана совпала с выходом в свет первбго выпуска сборника «Катера и яхты», так что эту дату можно установить совершенно точно.


Трудности, которые возникали при разработке проекта, достаточно полно и верно описаны в статье братьев Эглайсов  (см. «Катера и Яхты» вып. 2). Добавлю  только, что трудности эти усугублялись почти полным отсутствием необходимой литературы и технических данных именно по крейсерским катамаранам.


По этой причине (и по некоторым другим) наше судно, если оценивать его с позиций сегодняшних, получилось не оптимальным. Очевидно, есть смысл рассказать об этом подробнее.


Учитывая свои возможности, мы с самого начала отдали предпочтение надежности, обитаемости и простоте постройки за счет, возможно, некоторого ухудшения ходовых качеств.


 Ориентиром, именно ориентиром, а не прототипом, служил катамаран «Лани Каи». Вот как выглядят некоторые характерные соотношения этих катамаранов (и для сравнения «Гауи»): 


Первый показатель приближенно характеризует скоростные возможности катамаранов при малых ветрах, второй и третий — скоростной потенциал вообще. 

Катамаран «Лани Каи» развивает скорость до 20 узл.; по расчетам наш «Одиссей» должен развивать скорость 15 — 17 узл. при ветре 10 — 12 м/сек.


Корпуса имеют обводы шарпи, что обусловлено выбором материала (бакфанера). Наружный плоский борт почти вертикален; это при незначительной осадке и отсутствии швертов должно уменьшить дрейф. Для увеличения высоты корпусов в средних жилых отсеках до 1650 мм палубы выполнены с обратной седловатостью.


Высота надводного борта состевляет: в носу — 1100, на миделе — 1150, в корме — 850 мм. Носовые свесы имеют большую длину — 15% L квл, что должно  улучшать  всхожесть  на  волну.


Обычно вход к спальным местам в корпусах делают из широкой — от борта до борта — надстройки, но мы применили другой вариант: вход через люки в открытых палубах корпусов. Мы рассуждаем так.


При свежей погоде, когда доступ в корпуса сверху нежелателен, для свободной от вахты части команды достаточно пяти спальных мест в рубке; в то же время отказ от надстройки, накрывающей корпуса, позволил уменьшить вес катамарана и трудоемкость работ.


Соединительный мост с рубкой значительно сдвинут в корму, что позволяет избежать ударов волн о платформу, особенно сильных в носовой трети длины судна. Мачта устанавливеется вблизи носовой прочной балки, поэтому ЦП больше, чем обычно, сдвинут в нос относительно ЦБС (примерно на 0,18L квл).


  Рубка имеет порядка 7,0 м2полезной площади при высоте у входа 1600 мм. Такая высокая недстройка, конечно, увеличивает и без того большую парусноеть, зато значительно выигрывает обитаемость.


Поперечными связями являются: носовая и кормовая прочные балки, кормовая стенка рубки и переборка внутри рубки. Два стрингера высотой по 250 мм делят настил платформы, подкрепленный поперечной системой набора, на три равные части по ширине и служат стенками дивана.


От переборки внутри рубки до носовой прочной балки, в ДП катемарана установлена короткая продольная балке коробчатого сечения (высотой 400 мм), на которой смонтирован тевровый степс, позволяющий передвигать мачту на 300—400 мм для регулировки центровки.


При расчете прочности была принята обычная для катамаранов схема действующих нагрузок: гостановка на две опоры, расположенные по диагонали. Забегая вперед, отметим, что построенный катамарен выдержал такие испытания на прочность, произведенные на суше.


Размеры подпалубных связей, стрингеров и килей были выбраны из конструктивных соображений. Расчет показал, что запас прочности в продольных связях по нормальным напряжениям—6 — кратный, а по касательным напряжениям при скручивании и того больше.

Наиболее напряженной конструкцией является носовая прочная балка. Мы сделали ее коробчатой со стенками из бакфанеры толщиной 10 мм (расчетные нормальные налряжения в полках до 225 кг/см2).


В корпусе конец балки закрепляется между водонепроницаемой переборкой и полупереборкой на клею и болтах. Носовая распорка пустотелея клееная; она рассчитана на нагрузку 300 кг (иначе говоря, вес трех — четырех человек или удар о встречную волну).


 Мачта   выполнена  из  листов   легкого  сплава   АМг-61  толщиной 4 мм; ее три секции соединены на болтах и цементно — эпоксидных прокладках. В прошлом сезоне мы успели сделать на «Одиссее» лишь несколько выходов. Парусное вооружение, управление и т. п. еще не полностью доведены и отработаны, но уже можно сказать, что наш катамаран показал неплохие мореходные и скоростные качества.


При ветре 6 баллов на волне высотой 1,0—1,2 м он под одним только стакселем резвивал при ходе в бакштаг скорость до 8 узлов, при 5 ббллах с полной парусностью — до 10 узлов. Мы пришли к выводу, что площадь парусов надо увеличить, мачту несколько удлинить.


 Катамаран пока ходит менее круто к ветру, чем килевые яхты, что, возможно, объясняется большим лобовым сопротивлением. Дрейф оказался несколько больше, чем предполагалось.


Е. А. Певзнер.


Источник:  «Катера и Яхты», №33.


Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 00:46)

    rytuał miłosny

  • #2

    Viagra Professional (Пятница, 14 Июль 2017 14:11)

    Kamagra Polo

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 22:34)

    дешевые кредиты