Знакомимся! - новая гоночная яхта "ЧЕТВЕРТЬТОННИК".


В последние годы в европейском парусном спорте наметилась тенденция проводить классные соревнования крейсерско — гоночных яхт. В отличие от морских гандикапных гонок, где могут участвовать яхты с различным гоночным баллом, а результат определяется с учетом поправки времени, рассчитываемой отдельно для каждой яхты, в классных гонках все яхты должны иметь одинаковый гоночный балл. 


О популярных гонках на «Однотонный кубок», которые проводятся на судах с гоночным баллом 22 фута RОRС, и на Кубок Атлантики («полутонный» кубок—18 футов RОRС), уже сообщалось в нашем сборнике (см. № 10, 14. 15 и 24). Познакомимся теперь с еще меньшими яхтами, имеющими гоночный балл всего 15 футов RОRС. На этих яхтах разыгрывается свой международный приз — уже и не «полутонный», а «четвертьтонный» кубок.


Яхты этого класса, близкие по размерам к «Фолькботу», получили в Европе большое распространение, особенно во Франции и Голландии. Они сравнительно недороги, достаточно комфортабельны для прибрежного крейсерского плавания экипажа из 3—4 человек и могут перевозиться на трейлере за средним легковым автомобилем. 


Владельцы всех яхт, имеющих длину по ватерлинии менее 7,32 м (24 фута) и поэтому не допускаемых к участию в «больших гоиках», объединились в свое Международное общество морских парусных гоиок (IАSORY).


Это общество проводит в течение сезона целый ряд как международных, так и национальных соревнований на мини — крейсерах. Отметим, что гонки «четвертьтонииков» являются единственными классными гонками, проводимыми IАSОRY.


К участию в них допускаются яхты серийной постройки (должна быть построена серия не менее чем из трех судов) либо яхты, построенные, по крайней мере, за год до соревнований: этим устроители стараются популяризировать серийную продукцию европейских верфей и предотвратить появление на гонках экстремных судов, построенных в «последнюю минуту».

На гонках 1969 года, проводившихся в Голландии, 19 яхт — «четвертьтонников» представляли пять европейских стран. Серия состояла из прибрежной 20 — мильной крейсерской гонки, двух гонок по олимпийской круговой дистанции (13 миль) и 100 — мильной гонки в открытом море.


По очкам победу одержал серебряный призер Олимпийских игр в классе «Летучий Голландец» Ульрих Либор (ФРГ) на яхте «Листанг». Он выиграл обе гонки на олимпийской дистанции и финишировал третьим в 100-милыюй гонке. В составе очень сильного экипажа Либора был и его друг — олимпийский чемпион и чемпион мира англичанин Р. Паттисон, но все же победу «Листанг» нельзя отнести только за счет команды.


Проектирование и постройка «Листаиг» — судна, поразившего многих яхтсмёнов  своим необычным видом, велись на Гамбургской верфи «Фелтц» при непосредственном участии Либора. Неудивительно, что в этой яхте многое от «Летучего Голландца». Корпус имеет характерные для глиссирующих швертботов обводы — с широкой плоской кормой и острыми ватерлиниями в носу.


Наибольшая ширина корпуса располагается в кормовой трети яхты, так же как и центр подводного объема корпуса (центр величины). Выходу на глиссирование способствует плавный подъем линии киля к транцу. значительно более пологой, чем, например, у другого «четвертьтонника» — голландского «Вааршипа».


Конструкторы постарались снизить до минимума смоченную поверхность корпуса — ограничились даже установкой очень узкого и тонкого бульбкиля. также отнесенного в корму от миделя. Киль снабдили элероном по кормовой кромке.


Для того чтобы получить оптимальную центровку и необходимую площадь бокового сопротивления на острых курсах, Фелтц установил небольшой шверт в носу, а для повышения устойчивости на курсе при форсированном ходе под спинакером — еще один шверт в корме.


 Узкий глубокопогруженный руль имеет увеличенную площадь, вполне обеспечивающую надежное управление легким плоскодонным судном на волне. Руль закреплен за небольшим плавником, предотвращающим прорыв воздуха к рулю и падение его эффективности.


Необычно выглядит и парусное вооружение яхты — с мачтой, установленной в корму от миделя, у входа в каюту. По идее Либора, широкий генуэзский стаксель с большим наклоном штага помогает вывести судно на скольжение.


Разумеется, «Листанг» снабдили гибкой алюминиевой мачтой, позволяющей регулировать величину и положение пуза на парусах в зависимости от ветра, как и на «Летучем Голландце».


Корпус  «Листанг»  нзготовлен  из  стали с обшивкой толщиной всего 2 мм. Во время 100-мильной гонки, проходившей в штормовых условиях. легкая конструкция подвела: оторвалось несколько шпангоутов, которые были приварены к обшивке точечной сваркой.


 Длинная надстройка — бак делает внутренние помещения, в том числе и форпик, более просторными и комфортабельными. Кроме того, гладкая палуба удобнее для работы экипажа при замене парусов в гонках. Судно оборудовано всем требующимся по  правилам: четыре койки, камбуз, стол для карт; предусмотрена установка подвесного мотора на кронштейне.


В серийном исполнении «Лнстанг» будет выпускаться с пластмассовым корпусом. В гнках «Листанг» продемонстрировала отличные ходовые качества и в лавировку, и на полных курсах независимо от силы ветра. На олимпийской дистанции яхта приходила с отрывом от ближайшего соперника на 6 — 10 минут.


 Второе место в общем зачете занял голландский яхтенный конструктор    К. Кремер на своей яхте «Вааршип»: он выиграл 100 — мильную гонку, за которую очки начисляются в удвоенном количестве. «Вааршип» не  является экстраординарной яхтой, но и в ее проекте заложено немало любопытных идей.


Характерны обводы яхты с заостренными носом и кормой, что дает преимущество при обмере по правилам RОRС. Проекция «корпус» теоретического чертежа выглядит, как типичная «рюмка» (термин, нередко применяемый яхтсменами для обозначения обводов типа знаменитого однотонника «Тина»), — с узкой ватерлинией и очень большой шириной при палубе.


В сочетании с высоким надводным бортом это обеспечивает хорошую остойчивость на больших  углах крена. Форма ватерлиний сильно напоминает швертбот: в носу они слегка вогнутые, а максимальная ширина смещена в корму от миделя.


Лодка не рассчитана на глиссирование, но благодаря легкой конструкции (она весит 1,05 т без экипажа) и небольшой смоченной поверхности достигает высоких скоростей в свежий ветер. Смоченная поверхность корпуса в 2,5 раза меньше площади парусности, а это дает «Вааршипу» преимущество перед другими яхтами и в слабый ветер.


Напомним, что у большинства яхт соотношение площадей парусности и смоченной поверхности составляет 1,5 : 1 — 2 : 1. Такой же узкий и глубокий, как и на «Листанг» руль имеет площадь больше, чем на аналогичных яхтах прежней постройки.


Интересно отметить, что корпус яхты обшит полосами фанеры; получилось что-то вроде клинкерной обшивки. Такой способ, во-первых, позволил получить круглоскулые обводы, более выгодные, чем обычные для фанерных судов остроскулые. Во-вторых, удалось изготовить легкий и прочный корпус с продольным набором в виде стрингеров, идущих по пазам обшивки.


Шпангоутов как таковых в конструкции корпуса нет; опорами для стрингеров служат фанерные полупереборки. Вес бульбкиля  воспринимается    флорами,    установленными  в средней части днища.


Попавшая в кокпит вода удаляется по двум шпигатам диаметром 50 мм, выведенным в транец. Люки имеют меньший, чем обычно, размер. Носовая стенка кокпита до уровня палубы сделана водонепроницаемой. Это делает «Вааршип», в отличие от «Фолькбота» безопасным судном: даже положенная шквалом на борт яхта не наливается водой.


 Рулевой сидит впереди шкотового и имеет хороший обзор по курсу. Не служит помехой управлению и рубка, которая на гоночном варианте судна имеет минимальные размеры. Парусное вооружение «Вааршипа» со сравнительно низким и широким гротом рассчитано на плавание в Северном море — славящемся частыми сильными ветрами.


Два ряда рифов и комплект сменных стакселей (5 шт.) позволяют приспособиться к любом силе ветра. «Вааршип» с 1969 г. является серийной продукцией голландской верфи, но многие строят яхту и самостоятельно. На крейсерском варианте устанавливают гальюн и подвесной мотор мощностью 5—10 л. с. 


И, наконец, упомянем еще один «четвертьтонник», который под управлением бельгийского парусного мастера Д. Гаастра занял общее 3-е место и финишировал вторым в 100-мильной гонке. Это пластмассовая яхта «Самурай», о которой рассказывалось в 22 номере сборника.


Нетрудно заметить, что общими чертами, отличающими все эти яхты от «Фолькбота», являются: более легкая конструкция корпуса; меньшая смоченная поверхность (за счет более эффективного профилирования киля); обводы корпуса, обеспечивающие в крайних ветровых условиях повышение скорости яхты благодаря использованию подъемной гидродинамической сплы.


Все это дает настолько значительные преимущества в скорости и крутизне лавировки, что «Фолькботы» сошли с дистанций гонок «четвертьтонного» кубка (практически — после первых же соревнований, проведенных в 1967 г.).


Л и т е р а т у р а 

1. «Yасhting  Wоrld»,   1969,  Vоl.   121, № 2722.

2. «Diе Yасht», 1969, №16.


Источник:  «Катера и Яхты»,  №26.


Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 03:05)

    rytuał miłosny

  • #2

    Kamagra Oral Jelly (Пятница, 14 Июль 2017 16:42)

    Kamagra Gold

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017)

    дешевые кредиты