Английский катамаран "МИКРО" - "ГЕПАРД".


Катамаран «Читэ» («Гепард») — один нз новейших проектов известного английского конструктора многокорпусных яхт Джона Шаттлуорта. Как и другие лодки, спроектированные этим конструктором, «Гепард» выделяется среди множества катамаранов близких рвзмерений оригинальностью конструктивных решений, тщательностью отработки вопросов аэрогидродинамики и экономим веса.


Не удивительно, что в этом проекте удачно сочетаются высокий уровень комфорта, столь редкий на восьмиметровом многокорпуснике, и отличные ходовые квчества на всех курсах. Сразу же заметим, что хотя «Гепард» отвечавт всем требоввнням, предъявлявмым к многокорпусникам класса «Микро» (см.  статью Г. Адрнанова в «КиЯ» № 147), включая и разборную коиструкцию корпусв, он предназначен скорее для семейных крейсерских плаваний, чем для гонок.


 При проектировании многокорпусников класса «Микро» во главу угла сгавятся гоночные квчества судна; оборудование и планировка жилых помещеиий должны обеспечивать лишь минимальиый комфорт, необходимый для непродолжительных прибрежных круизов.

Например, по правилам достаточно иметь всего лишь три койки, а высота в каюте должна быть не менее 1,35 м не длине всего 1,22 м.


Для гонщиков особенно важна простота сборки и разборки корпуса для перевозки к месту сорввнований, когорые проводятся, как правило, в уикэнд; лодку буксируют на трейлере за легковым автомобилем, а после гонок тек же быстро возвращаютея, не затрачивая лншнего времени.


В этом смысле «Гепард» сущеетвенно отличается от других «Микро». Прежде всего, для разборки катамарана требуется времени больше — несколько часов.  Делать это дважды в течение трех дней решится не каждый владелец «Гепарда». Возможно, он разберет катамаран для того, чтобы доставить его на акваторию, не доступную по воде, и провести на ней продолжительное время.


На «Гепарде» три двуспальных койки, нормальный камбуз, кают — компания и штурманский уголок, а главное — в средией части кают, расположенных в корпусак, можно стоять в полиый рост — высота здесь от пайола до подволока состввляет 1,85 м. Это достигается за счет необычно высоких надстроек.


Развитая нвдводная часть катамарана стала при проектировании объектом специальных исследований в аэродинамической трубе. Необходимо было придать ей такую форму, чтобы катамаран не испытывал чрезмерно большого воздушного сопротивления своему движению, не ухудшалась бы его маневренность и особенно — не затруднялись бы повороты оверштаг, когда легкое судно носом пересекает линию ветра.


Именно в этот момент, да еще при сильной волне, катамаран с развитыми надстройками может остановиться, получить задний ход и возвратиться на прежний галс. Как показали ислытаиия уже построенного судна, Шаттлуорту удалось успешно справиться с этими проблемами, придав надстройкам «зализанные», обтекаемые формы.


Важно еще и то, что центр парусности боковой проекции надстроек смещен в корму от центра бокового сопротивления подводной части, поэтому, если катамаран оказывается без хода, давлением ветра его разворачивает в положение левентик.


Во всяком случае, яхтсмены, которым довелось испытать «Гепарда» в море, не могли пожаловаться ни на плохие лавировочные качества катамарана, ни на его меиевренность. Лавировочный угол (угол между курсами правого и левого галсов) составляет 70 — 80о т. е. судно идет достаточно круто к ветру. В бейдевинд при скорости вымпельного ветра 8 м/с скорость катамарана составила 8 узлов.


«Гепард» имеет узкие в подводной чвсти корпуса (L/В = 11), расширяющиеся примерно на уровне колен почти вдвое. Благодаря этому волновое сопротивление воды его движению невелико и в то же время обеспечивается необходимая ширинв для комфортабельной планировки кают.


 В левом корпусе оборудованы две двухспальные койки, камбуз с двухконфорочной газовой плиткой и грилем, раковиной из нержавеющей стали и разделочным столом. Здесь же миниатюрная кают — компания с диванами для шести человек и складным обеденным столом.


Под пайолами — отсеки непотопляемости и рундуки для хранения запасов провизии; в носовой части салона — объемистый шкаф для одежды и посуды. В правом корпусе цеитральное место занимают поднимающийся штурманский стол с ящиком для карт и сиденье штурмана.


В корме расположена двуспальная койка, в носу — туалет, оборудованный душем, раковиной и унитазом с прокачкой забортной водой. В самом носу — хранилище парусов. Над туалетом в правом корпусе и над койкой в левом — имеются открывающиеся светлые люки.


Вход в каждый корпус осуществляется через отверстие в кормовой переборке надстройки и люк на ее крыше со сдвижной крышкой. В бортовые стенки надстроек вмонтированы три круглых иллюминатора.


Проектом предусматривается выпуск двух модификаций «Гепарда»: с открытым мостиком и с салоном на мостике, закрытым легкой рубкой. В первом ворианте, которому, по-видимому, предстоит стать основиым, впечатляет большое для 8-метрового судна свободное прострвнство.


На П-образном диване кокпита с удобством размещеются 8 человек, а на палубу можно принять 2,5 — метровый тузик, который не создает помех для управления катамараном. Здесь встроены изолированные друг от друга рундуки для якорей и тросов, газового баллона, бензобака с топливом для подвесного мотора, аккумуляторной батареи емкостью 60 а — ч и шкиперского имущества.


В них предусмотрены шпигаты для удаления случайно пролившегося топлива либо утечки пропан — бутана за борт, что снижает опасность возникновення пожара либо отравления зкипажа газом. В самоотливном кокпите, отформованном из стеклопластика в виде ванны, которая опущена ниже поверхности мостика, может быть уствновлен складной стол, а на гик накинут тент.


Таким образом на стоянках экипаж получает комфортабельную столовую на открытом воздухе, защищенную от дождя и солнца. Дополнительные площади для отдыха в хорошую погоду— на прочной сетке с ячейиой 50 X 50 мм, натянутой между корпусами в носовой части и на корме судна. В кормовой переборке кокпита в ДП отформована ниша для подвесного мотора.


При столь больших объемах корпусов и общей ширине судна, и столь развитом насыщении его оборудованием следовало бы ожидать и существенного увеличения водоизмещения, по сравнению с типичными микро многокорпусниками. Однако водоизмещение «Гепарда» порожнем составляет всего 920 кг, что лишь незначительно превышает массу аналогичных катамаранов.


Конструктору удалось добиться ее снижения путем рационального использования современных армирующих материалое — угле — и стекловолокна, применения трехслойной конструкции корпусов с заполнителем из пенопласта типа ПХВ, отказа от излишеств в отделке и оборудовании жилых помещений. Например, большинство шкафов и полок не имеют дверец, а туалет закрывается ширмой из парусной ткани на застежке «молния».


Тщательному анализу были подвергнуты напряжения, действующие в основных конструкциях катамарана, построена пространственная диаграмма их распределения. В соответствим с ней выбиралась схема армирования каждого участка корпуса — число слоев и расположение волокон, местные усиления из дорогостоящих волокон углерода.


Толщины наружных слоев и заполнителя варьируются по всему корпусу. Ответственные узлы, например, крепление главной поперечной балки к корпусам, имеют пятикрвтный запас прочиости. Формование корпусоа осуществлялось в матрицах методом вакуумного «мешка», обеспечивающим хорошее проникновение смолы во все поры армирующих  материалов и надежность адгезии наружных слоев с пенопластовым заполнителем.


Кроме мощной главной поперечной балки, отформованной из стеклопластика и имеющей коробчатую конструкцию, корпуса связаны между собой при ломощи двух трубчатых балок из алюминиево — магниевого сплава. Балки и конструкции мостика соединяются с корпусами на болтах, которые доступны из кают. Вариант с рубкой на мостике выпускается неразборной конструкции.


Шестиметроввя ширина и большой обьем корпусов обеспечивают высокую остойчивость катамарана, что позволило оснастить его эффективной парусностью и компенсировать повышенное аэродинамическое сопротивлвние надводной части корпуса судна. Для повышения аэродинамического качества на «Гепарде» применены очень узкие и высокие паруса (отношение высоты к ширинв у грота равно 3,34.


 У стакселя — 3,75). Они сшиты из жесткой ламинироваииой синтетической ткани. Чтобы при хранении не образовались складки и морщины, грот и стаксель не складывают, как паруса из дакрона, а наворачиеают на алюминиевую трубу. Грот снабжен сквозными латами; две латы имеются и на «автоматическом» стакселе, который при лавировке не требует работы со шкотами.


Без лат такой стаксель может работать лишь в том случае, если его зедней шкаторине придать змачительную вогнутость, и все равно это будет связано с потерей эффективности паруса. Шкотовый угол стакселя снабжен алюминиевой шкотовой дощечкой с пятью отверстиями. Закрепляя шкот в то или иное отверстие, можно отрегулировать натяжение обеих свободных шкаторин паруса.


Алюминиевая мачта — поворотного типа. При помощи рычага, закрепленного в нижней части мачты и снабженного двумя линями, ее каплеобразное сечение можно ориентировать большой осью по направлению вымпельного ветра и тем самым избежать потерь, вызванных завихрениями на подветренной стороне паруса.


Мачта высотой 12,2 м подкреплена одной парой вант и штагом из стальных нержавеющих тросов конструкции 1 Х 19; кроме того имеются две пары ромбовант, обеспечивающих ее устойчивость в пролете между подпятником — степсом и верхней точкой крепления стоячего такелажа. Вант — путенсы максимально отнесены в корму, что позволило обойтись без бакштагов.


Нижняя шкаторина грота — свободная, не крепится к гику, благодаря чему парус и в нижней своей части имеет оптимальный аэродинамический профиль. При необходимости уменьшить парусность грот стравливают до нужных риф — кренгельсов (их предусмотрено три примерно через 2  м надевают их на крюки у пятке и ноке гика.


Гика — шкот проведен в пять лопарей; кроме того его можно добирать при помощи одной из шкотовых лебедок с тридцатикратным передаточным  числом. На попутных курсах в дополнение к основным парусам может быть поставлен асимметричный спинакер площадью 50 м2, который снабжен двумя галс — оттяжками, проведенными на форштевни обоих корпусов.


Такой спинакер (см. «КиЯ» N110) ставится без спинакер — гика и при перемене галса экипажу достаточно выполнить простые манипуляции с галс — оттяжками и шкотами, не выходя из кокпита. Кстати, все ходовые концы фалов и снастей для настройки парусов проведены к кормовым срезам надстроек, где установлены тросовые стопора.


К эксплуатационным достоинствам «Гепарда» относят малую осадку и отсутствие подъемных килей. Достаточное боковое сопротивление корпусам придают невысокие (около 0,45 м) кили, отформованные вместе с наружной обшивкой корпуса. Балансирные рули расположены под днищем.; их румпели соединены между собой алюминиевой штангой. 


«Гепард» строится на небольшой верфи «Клайд  кэтс» в устье реки Клайд. Основана она в 1988 г. Всего восемь рабочих высокой квалификации отправляют с верфи каждые шесть недель полностью оснащенный для плавания очередной «Гепард». Стоимость катамарана — 36000 фунтов стерлингов.


Из зарубежных проектов. 

                                                                         

Источник:  «Катера и Яхты»,  №151.


Оставить комментарий

Комментарии: 4
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 20:24)

    rytuał miłosny

  • #2

    sex massage (Четверг, 13 Апрель 2017 12:45)

    best fucking

  • #3

    Extra Super Viagra (Четверг, 13 Июль 2017 18:29)

    Viagra Professional

  • #4

    kamagra (Воскресенье, 13 Август 2017 01:12)

    дешевые кредиты