Новые компасы для самых малых судов и яхт.


Выбор средств навигационного обеспечения для прогулочно- спортивных судов на сегодня весьма ограничен. Это в первую очередь относится к средствам курсоуказания, которые обеспе­чивают безопасность плавания.


 Из выпускаемых уже много лет магнитных компасов в ка­честве главных обычно используются 127-миллиметровые ком­пасы, которые служат не  только для указания курса, но и для пеленгования. Для удобства пеленгования их обычно устанавли­вают в диаметральной плоскости, на открытой части палубы, а чаще — на рубках, как правило — вдали от места рулевого.


Постоянно сличать курс по такому компасу неудобно, рулевой начинает править «на глазок» или по ориентирам, что вносит дополнительные ошибки в определение направления. Чтобы из­бежать появления этих ошибок, перед рулевым приходится устанавливать дополнительно, так называемый, путевой ком­пас.


Долгое время на крейсерских яхтах и на больших катерах в качестве путевого использовали компас с диаметром картушки 75 мм. Такие компасы выпускаются в двух комплектациях: шлю­почный марки КТ-М1м и катерный КТ-М2м, причем последний  отличается тем, что снабжен силуминовым нактоузом (эти мо­дели неоднократно описывались в литературе). 


С ростом требований к точности судовождения были разработаны и стали изготовляться компасы нескольких новых типов, предназначенные для использования на малых судах морского, речного и рыбопромыслового флота в качестве главных или, реже, путевых.


Как показала практика плаваний в гонках на кубки Балтийского и Черного морей, яхтсмены использовали их редко и старались, во всяком случае — в качестве путевых, применять более удобные малогабаритные сферические компасы иностранных фирм. С учетом этого опыта недавно был разработан малогабаритный сферический компас специально для ка­теров и яхт.


Диаметр его картушкв 48 мм, что и дало основание для обозначения новой модели КМ-48, сферический компас КМ-48 уже испытан в море на катере и на яхтах. Ниже мы публикуем краткие описания ряда новых магинтных компасов (КМ-48, KM-10G-3 и КМ-69), а также результаты испытаний наиболее перспективного из них на небольшой крейсерско —  гоночной яхте.


ПУТЕВОЙ КОМПАС КМ — 48. 


Компас выполнен в полусфериче­ском прозрачном корпусе, который создает 1,5-кратное увеличение на­блюдаемого участка шкалы. Это поз­волило обеспечить уверенное считы­вание показаний с относительно большого расстояния при сравнитель­но небольших габаритах прибора, Компас разработан в двух моди­фикациях: для катеров и для яхт.


 Компас для катеров работает при бортовой и килевой качке до 20о, рыскании до 5°, крене и дифференте до 20°, вибрации до 60 Гц и темпе­ратуре от —20 до + 45°С. Погреш­ность компаса не превышает  +3о при качке до 5° и вибрации с уско­рением 1,5 м/с2 при частоте до 30 Гц. Компас для яхт отличается от ка­терного только поперечным располо­жением рамки, на которую устанав­ливается курсовой указатель.


Воз­можность кругового поворота рамки с магнитным чувствительным элемен­том и курсовым указателем обеспе­чивает работоспособность компаса при крене до ± 90° и дифференте до ± 20°. Яхтенный компас лучше уста­новить в горизонтальном положении.


Масса компаса — 0,5 кг, габарит­ные размеры — D = 120 X 100. Котелок представляет собой гер­метичный сосуд в форме эллипсоида, в котором имеются два окна (для снятия отсчетов и для контроля уровня жидкости) и заливочное от­верстие с пробкой.


В котелке нахо­дятся сообщающиеся между собой сферическая рабочая камера, пол­ностью заполненная нетоксичной жидкостью, и компенсационная ка­мера, частично заполненная возду­хом, который и служит компенсато­ром при температурных изменениях объема компасной жидкости. В рабочей камере находится маг­нитный чувствительный элемент, ко­торый состоит из двухстрелочной магнитной системы и шкалы и уста­навливается на точечной (керн — под­пятник) опоре.


Шкала выполнена двухотсчетной — имеет плоскую и барабанную части, что обеспечивает удобство сня­тия показаний при различных экс­плуатационных положениях. Диаметр шкалы — 48 мм, цена деления — 5°. На шкале закреплен вертикальный стержень, являющийся ограничителем перемещения чувствительного элемента по вертикали.


 Керн закреплен на рамке, с кото­рой жестко связан курсовой указа­тель. Рамка представляет собой фи­зический маятник; она вместе с чув­ствительным элементом может вкру­говую поворачиваться в ДП компа­са. Это позволяет устанавливать компас как на горизонтальном, так и на вертикальном пульте или на подволоке.


Какое-либо техническое обслужи­вание компаса при его эксплуатации не требуется. Если компас установ­лен иа судне с высоким уровнем вибрации, при котором пузырь воз­духа вырывается из компенсацион­ной камеры в рабочую, целесообраз­но установить на пробку поролоно­вую прокладку (из ЗИП).


Для этого, удерживая компас в положении пробкой вверх, надо отвернуть проб­ку, в углубление на ее торце вста­вить прокладку и снова завернуть пробку вручную до отказа. Дальнейшее развитие компаса на­мечается в направлении создания модификаций с полным внутренним кардановым подвесом, с освещением от бортовой сети и с компенсатором девиации.


Я. Дегтярев, В. Титов.


ИСПЫТАНИЯ КОМПАСА  КМ — 48.


Чем меньше яхта — тем  сложнее решить проблему разметещения навигационных приборов. С осо­бой остротой я ощутил справедливость этого суждения, когда после  просторной штурманской рубки, «Хортицы» и ее солидных нактоузов со 127-мм компасами оказался в тесном кокпите «Шанса» — только что полученного «Картера-30».


Новая; яхта поставляется без компасов, так что сразу же возникла задача ее оборудования отечественными прибо­рами. Главный 127-мм компас удалось разместить на рубке; мы снабдили его оптическим пеленгатором ПГК-2.


С путевым — оказалось сложнее. Размеры кокпита не позволяли и думать об установке нактоуза со 127-, 100- или 75-миллиметровым компасом. Самый малый из наших серийно выпускающихся компасов — КМ — 69 — громоздок, имеет на ред­кость неудобную форму и лишен карданова подвеса.


 С большими тру­дами мы разместили его на съемном бимсе у передней стенки кокпита, но радости от такого «путевого» компаса было мало: чтобы взгля­нуть на низко расположенную кар­тушку, рулевому приходилось прини­мать причудливую позу; долго управлять яхтой при этом было не­возможно.


Наконец, удалось получить для эксплуатационных испытаний два опытных образца нового компаса КМ — 48. Миниатюрный приборчик сразу понравился продуманной про­стотой. Если все прочие компасы по­чему-то совершеиструются лишь в направлении увеличения габаритов, массы и числа деталей, го здесь — Компактиость, рациональность!


 Компас можно крепить как на вертикальной, так и на горизонталь­ной поверхности. Небольшое отвер­стие под коническую часть, четыре шурупа — и монтаж окончен. (Хотелось бы, чтобы серийные приборы комплектовались герметизирующей прокладкой и штатным немагнитным крепежом.)


 Мы разместили свои компасы на кормовой стенке рубки, по обе сто­роны от входного люка: одни из них всегда перед глазами у сидящего на наветренном борту рулевого. Про­зрачная полусфера слегка выступает за плоскость переборки в кокпит; коническая часть лишь совсем не­много торчит из внутренней зашив­ки и интерьера помещения не пор­тит.


Разработчики рассчитывали, види­мо, что компас будет монтироваться на приборном щитке с общим осве­щением. На яхте же, как известно, таких щитков не бывает. Выход из положения нашел В. Г. Бушаров. Вывернув верхний крепежный винт, он вставил в отверстие микромощную лампочку HСM – 12 — 5, а затем, для уменьшения яркости, соединил лампочки обоих компасов последо­вательно.


Результат превзошел все ожидания. Лампочка мощностью все­го 0,1 Вт, светя в торец прозрачной полусферы, обеспечивает вполне до­статочную освещенность. Рулевые даже жаловались на сплошной яр­кий блик.


Компасы испытывались в походах по Финскому заливу, а затем по Ладожскому озеру. Первые впечатления таковы. Компасы удобно размещают­ся на яхте, места практически не занимают. Обтекаемая полусфера не захлестывается шкотами; за нее трудно зацепиться и как-нибудь не­взначай повредить.


Деления на кар­тушке хотя и несколько грубоваты по начертанию, но хорошо различи­мы как днем, так и ночью. Девиацию мы специально не определяли (да это и трудно сде­лать) однако, постоянно сличая по­казания путевых и главного компа­сов, отметили почти полное их сов­падение на всех курсах.


Новые ком­пасы практически не «застаиваются», хорошо ведут себя на кренах. Опа­сения, что на больших углах крена картушки будут заклиниваться, не подтвердились (но все же желатель­но обеспечить больший угол качания картушки). По — настоящему нас удивили но­вые путевые компасы во время пе­рехода в крепкий (свыше 15 м/с) ве­тер от о. Валаам до Новой Ладоги. Шли в фордевинд.


Ветер быстро раз­вел короткую крутую волну. Условия были самые неблагоприятные для точного удержания курса. От по­рывистой качки картушка нашего главного 127-миллиметрового УКП-М вертелась, как юла. А картушки кро­хотных КМ-48, надежно задемпфироваиные сферическим объемом жид­кости, вели себя куда спокойнее.


Уверенно правили по ним и вышли точно на маяк Сухо. Словом, новый яхтенный компас удался, его можно рекомендовать к серийному производству. Крупные яхты будут обеспечены удобными путевыми  компасами, а на малых — всех наших четвертьтоиниках, мини — тоиниках, «Ассолях» и множестве яхточек самостоятельной постройки, ныне плавающих вообще без ком­пасов, КМ — 48 вполне может служить главным компасом.


 Конечно, стоит несколько доработать конструкцию компаса — предусмотреть штатное освещение, поизящ­нее оформить картушку, нанести на сферу шкалу кренометра и т. д.  Может быть, удастся на базе лег­кого компасика сделать и хороший ручной пеленгатор?  Тогда сама собой сойдет на нет наша традиция — гро­моздить на рубку тяжелый и не­удобный главный компас.


В. Волостных.


КОМПАСЫ ТИПА КМ — 100. 


В последние годы специально для малых судов и спасательных шлю­пок выпускаются компасы с диаметром картушки 100 мм. Имеются три модификации 100-миллиметрового компаса. КМ-100-1 и КМ-100-2 отличаются один от другого только тем, что пер­вая модель имеет высокий нактоуз, а вторая — ставится основанием на плоскость пульта или кронштейн.


 Эти модели снабжены пеленгатором, поэтому их можно использовать в качестве главных компасов. Имеются компенсаторы девиации и электрическое освещение наряду с автономным осветительным устройством в виде двух масляных фонарей, встроенных в защитный колпак.


Компасы модели КМ-100-3 выпу­скаются в качестве шлюпочных, подвешиваемых к заспинной доске шлюпки при помощи кронштейна. Эта модель не имеет пеленгатора,  компенсаторов девиации и электриче­ского освещения (оставлены только масляные фонари).


 Котелок, установленный внутри защитного корпуса на кардановом подвесе, заполнен нетоксичной полиметилсилоксановой жидкостью. Цена деления картушки — 2°. Ра­ботает компас при температуре от —40 до +60 °С.  Масса его —7 кг; габаритные размеры — 291 X 275 X 260 мм. Срок службы — 15 лет.


КОМПАСЫ ТИПА КМ — 69. 


Специально для установки на самых малых и спортивных судах промышленность выпускает компасы с еще меньшим диаметром картушки — 69 мм. Существуют три модификации это­го компаса. КМ – 69 — 1 и КМ – 69 — 3 предназначены для работы с погружением в воду, КМ-69-2 — для работы в обычных судовых условиях: при тем­пературе от —40 до +50 °С и относительной влажности до 98%.


Габаритные размеры компасов 150 X 134 X 197; масса — 2,5 кг; срок службы— 15 лет. Магнитная погрешность компаса на неподвижном основании до ±1о, при бортовой и килевой качке — ± 3°. Компасы моделей 1 и 2 снабжены компенсаторами полукруговой и креновой девиации.


Осветительное устройство компаса КМ – 69 — 1 питает­ся от автономного источника напря­жением 3 В (три элемента РЦВ5У); продолжительность его непрерывной работы — 24 ч. Осветительное устройство модели КМ – 69 — 2 работает от судовой сети напряжением 24 или 27 В.


Цена деления картушки — 2о, цифровые отметки нанесены через 20°. Угол наклона котелка, при ко­тором картушка сохраняет горизон­тальное положение — 30°. Курсовой указатель и деления картушки четко видны при дневном и искусственном освещении на расстоянии 0,75 м. Котелок представляет собой за­полненный нетоксичной жидкостью сосуд, разделенный основанием на две камеры; верхнюю (основную) и нижнюю (компенсационную).


Жид­кость находится под давлением 0,5 кгс/см2, что исключает возмож­ность образования пузыря в основ­ной камере котелка. Поэтому вскры­вать котелок в судовых условиях за­прещается. В верхней части компен­сационной камеры имеется воздуш­ный пузырь, который и служит тем­пературным компенсатором.


В основной камере находятся магнитный чувствительный элемент (МЧЭ), курсовой указатель в про­дольной плоскости котелка и колон­ка с подпятником. МЧЭ состоит из чашки, к донышку которой закреп­лены две магнитные стрелки, и по­плавка с картушкой. Поплавок опи­рается шпилькой на подпятник, уста­новленный в амортизированный пру­жинный держатель, предохраняющий шпильку от механических перегрузок.


ОБ УСТАНОВКЕ КОМПАСА.


При установке любого из этих ком­пасов на катере или яхте надо стре­миться к тому, чтобы все элементы судовых конструкций, расположенные в пределах радиуса, равного 1 м, были выполнены из немагнитных материалов, а на стальном судне — из маломагнитной стали. Компас должен находиться на возможно большем расстоянии от си­ловой установки; считается необхо­димым, чтобы при запуске двига­теля показания компаса не изменя­лись более чем на ± 1о. 


Устанавливать компас надо так, чтобы его вертикальная плоскость, проходящая через курсовой указа­тель и ось симметрии компаса, не отклонялась от диаметральной плоско­сти (или параллельной ей плоскости) судна более чем на ± 1о. Вертикальная ось должна быть перпендикулярна к плоскости палубы (основной плоскости судна) с по­грешностью не более ± 1о. Курсовой указатель компасов ти­па КМ — 69 должен быть обращен в корму судна.


Я. Говоров.


Источник:  «Катера и Яхты»,  №115.



Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 21:41)

    rytuał miłosny

  • #2

    Viagra 100mg (Пятница, 14 Июль 2017 02:42)

    Kamagra Polo

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 18:09)

    loan cheap