Крейсерско - гоночный тримаран "НУН".


Описываемый тримаран строился силами двух человек в течение 5 лет. Постройка кор­пуса заняла 2,5 года. Ровно столько же времени потребова­лось для изготовления дельных вещей, оборудования и вооруже­ния. Разработка чертежей нача­лась за 2 года до закладки киля и продолжается до настоящего времени.


Общее расположение яхты не отличается от классического для тримаранов данных размерений. Однако в нашей «Нун» были предусмотрены выгородки-ниши в носу главного корпуса для размещения якоря, устройство для закрутки стакселя вокруг штага и вьюшки якорного ка­ната, выносные сиденья для рулевого. Сравнительно неболь­шой кокпит рассчитан для двух человек.


Обводы шпангоутов главного корпуса и поплавков построены по одному лекалу: четверть окружности радиусом 500 мм с отрезком прямой. В кормовой оконечности главного корпуса лекало сдвигалось вверх по обводам килевой линии, а в носовой — к диаметральной плоскости таким образом, чтобы получился нужный обвод ватер­линии.


Аналогично носовой око­нечности главного корпуса спро­ектированы обводы всего поплавка. Этот способ построе­ния обводов позволил сократить размеры плаза и значительно упростить изготовление шпангоутных рамок.


Водоизмещение главного кор­пуса и положение поплавков относительно него выбраны та­кими, что при стоянке на ровный киль кили обоих поплавков оказываются расположенными над поверхностью воды на 220 мм. Основной материал корпуса — водостойкая фанера и сосновые рейки. В местах, где приклады­ваются большие сосредоточенные нагрузки, сделаны подкрепления из стеклопластика и алюминие­вых сплавов: подмачтовая балка, крепление поплавков к балкам, погоны шкотов, коробка руля и т. п.


 Корпуса набраны по продоль­ной системе набора, причем про­дольные ребра не врезались в поперечный набор, а укладыва­лись на шпангоуты снаружи и крепились к ним болтами или шурупами.

В поплавках установлено по 11 шпангоутов.


В носовой части поплавка шпация— 1000 мм, в корме — 750 мм. Очертания са­мих шпангоутов в нос и корму от миделя совпадают, т. е. совпа­дают поперечные сечения 1 и 11, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7. Малка снималась только с килевой доски поплавков и с киля главного корпуса. Поплавки обшиты 6-миллиметровой фанерой марки ФСФ.


 Основной корпус полупереборками разделен на несколько  отсеков и обшит фанерой толщи­ной 6 мм, но в районе носового кнехта и крепления штага, в ниж­ней части крыльев мостика и на его бортах приклеен второй слой фанеры.


Листы фанеры состыко­ваны на подкладных планках с запрессовкой гвоздями, забивае­мыми изнутри в установленный снаружи деревянный брус. После отвердевания клея брус был оторван, гвозди «откусаны» и зачищены наждачным камнем. Стык снаружи оклеен тремя слоями стеклоткани.


При расположении связей набора каждому ребру старались придать несколько функций или перевязать их так, чтобы повысить общую прочность и жес+кость корпуса. Килевая балка связана с нижними стрингерами по типу ферменной конструкции; вторые стрингера уложены по линии пайола и служат для него опорой.


Поперечные ребра соединяют попарно вторые стрингера. Чет­вертые стрингера установлены на уровне сидений, их подкрепляет набор рундуков. Наружные про­дольные ребра люков служат опорой для бимсов. В носовой части корпуса бимсы установлены снаружи и служат упорами для ног и брызгоотбойниками.


Борто­вой редан подкрепляет наружную обшивку, полки постельных при­надлежностей служат брешту­ками. Рейка крепления паруси­нового мостика закрывает торцы второго слоя фанеры и т. д.

Обшивка из листов фанеры ложилась на стрингера нормаль­но, только в районе миделя  пришлось вырезать клин в дни­щевой части обшивки шириной около 250 мм и длиной 1200 мм.


В некоторых местах в кормовой части корпуса и поплавков на стыках получились небольшие сломы («домики») обшивки, ко­торые потребовалось выровнять рубанком, а затем оклеить. Обшивка прикреплена к набо­ру гвоздями через предваритель­но засверленные в фанере отвер­стия, Шурупы использованы только в районе киля.


Радиус обводов шпангоутов около 550 мм при толщине фанеры 6 мм, ви­димо, является минимальным для того чтобы выполнить зашивку корпуса одним слоем фанеры без применения специальных приспо­соблений.


Поворотная мачта, имеющая площадь 6 м2 при длине 13,5 м, также склеена из фанеры. Техно­логия ее изготовления следую­щая: вначале на полосы фанеры толщиной 4 мм были наклеены и прошкурены рейки ликпаза. За­тем в среднюю доску, носовые и кормовые бруски были врезаны и наклеены фанерные нервюры с шагом 760 мм.


Полученный набор обшит боковыми листами с рейками ликпаза. Листы состы­кованы на нервюрах на клею с запрессовкой гвоздями. Сверху уложен второй лист обшивки со сдвигом на поллиста, чтобы разнести стыки по длине. В рай­оне крепления вант, краспиц, и шпора установлены усиления из третьего слоя фанеры.


Все стыки фанеры оклеены стеклотканью, а корпуса тримарана покрыты четырьмя слоями двухкомпонентной эпоксидной эмали. Балки и мачта окрашены двумя слоями этой же эмали. Для обеспечения вентиляции яхта снабжена 13 иллюминато­рами диаметром 200 мм с откры­вающимися стеклами из органи­ческого стекла толщиной 12 мм.


Балки, поплавки, отсеки плаву­чести периодически вентили­руются через горловины диамет­ром 50 мм с резьбовыми крыш­ками. Раковина мойки камбуза с мусоропроводом и унитаз галью­на выклеены из стеклопластика по пенопластовым моделям. Тримаран вооружен бермуд­ским шлюпом с мачтой, которая раскреплена вантами, штагом и ромбо-вантами.


В комплекте штатного воору­жения предусмотрено 2 грота (один из них со сквозными латами), 3 стакселя (один рей- ковый) и спинакер плоского покроя. Погон рейкового стак­селя установлен на палубе впе­реди мачты.


На его концах крепятся пятки спинакер-гиков. Брасы спинакер-гика проводятся на транцы поплавков. Гик снабжен оттяжкой, кото­рая одним концом крепится к каретке, перемещающейся по рельсу на гике, а другим — к каретке на рельсе поперечной балки длиной около 7 м.


 Стаксель — шкоты проведены через блоки, установленные на тросовых шпрюйтах, натянутых между балками. Блок может перемещаться вперед-назад, а  шпрюйт — по рельсу кормовой балки от Д П к борту, что позволяет регулировать положе­ние шкотового угла стакселя в широких пределах.


Для маневрирования в гава­нях и переходов в штиль исполь­зуется подвесной мотор «Вете­рок-83» с «ногой», удлиненной на 940 мм, и кольцевой профили­рованной насадкой на гребном винте. Скорость движения под мотором составляет около 12 км/ч на полном газу.


Для сокращения расхода бензина мотор обычно эксплуатируется на 1/4 оборотов. Тяга мотора достаточна, чтобы тримаран двигался против 5 — 6- балльного ветра и при этом управлялся. За навигацию расхо­дуется около двух баков бензина.


Опыт эксплуатации показал, что пришвартовать тримаран и отой­ти (особенно в узкостях) под парусами довольно сложно. Нередко наши попытки совер­шить такие маневры заканчива­лись навалами и проколами обшивки.


При эксплуатации тримарана выявлено, что вертикальный кли­ренс 600 мм вполне достаточен, удары волны в мистик практи­чески не ощущаются. Необходим руль балансирного типа, так как в свежий ветер нагрузки на румпель сильно возрастают, управлять яхтой становится тяжело.

Высота подъема поплав­ков выбрана правильной» ударов волн в наветренный поплавок не наблюдалось. Яхта хорошо отцентрована. Радиус циркуляции составляет около 1,8 длины корпуса под мотором и под парусами. Под  одной мачтой тримаран идет в свежий ветер полными курсами вплоть до галфвинда, нормально управляется и может быть при­веден рулем до левентика.

Так как во время плавания под парусами большую часть времени команда находится в кокпите и на кормовой банке, яхта получает избыточный диф­ферент на корму около 4 см. Для устранения этого дифферен­та кормовые обводы главного корпуса полезно сделать более полными. После первой навигации три­маран был взвешен.

Его вес со всем снабжением, частью запа­сов и без экипажа составил около 2650 кг. Вес корпуса оказался примерно на 200 кг  больше проектного, что вызвано изменением толщин материала и сечений набора и значительным количеством эпоксидной краски (толщина слоя составила около 0,5 мм), которая имеет большой вес.

О скорости яхты под парусами судить трудно, так как первый год мы ходили под гротом от «Дракона» и самодельным cтак­селем площадью 17 м2. На дистанции 2,5 мили была достиг­нута скорость около 8 уз. «Нун»—название тримара­на — это одна из букв древнего алфавита, обозначающая движе­ние, перемещение.


Э. Романченко, г. Клайпеда.

 

Источник: «Катера и Яхты»,  №122.


Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 19:17)

    rytuał miłosny

  • #2

    sex hot (Четверг, 13 Апрель 2017 13:16)

    best fucking