"Северная кругосветка"- путешествие на швертботе "НОРД".


9 июля, понедельник. Наконец, дошли до устья Сухоны, даже не верится. Главное что лодка цела, хотя руль немного повредили. Здесь впадает река Юг и начинается Малая Северная Двина. Река широкая, хоть не глубокая, но фарватер обставлен хорошо. Началось судоходство. Ветер южный, идем под парусом, душа просто отдыхает.


Через 6 часов прошли Котлас и вышли в Большую Северную Двину. Это уже река мощная, течение сильное, и наша скорость около 13 км/ч. Множество островов и проток, изредка встречаются суда с баржами. Обогнали пару плотов, а в общем, судоходство жиденькое. До Архангельска 600 км. Хоть ночи и белые, но спать и отдыхать надо.


Игорь собирает по утрам грибы. В день проходим по 120–130 км, погода в основном безветренная, идем под мотором, благо наш «японец» ест бензина немного. 13 июля вечером подошли к устью реки Пинега. Здесь встретили первую яхту на Двине – «Бристоль», швертбот из Архангельска. 14 июля здорово потрепало. Северный ветер разогнал волну, да еще гроза с дождем. Догнали «Бристоль» – они порвали парус.


Уже чувствуется влияние моря: появились приливы и отливы. Вставая на якорь у берега, надо быть внимательным. 15 июля утром – Архангельск. Борис Нарбеков, капитан яхты «Диамант» из Мурома, сообщил, что нас ждут, дал телефоны. Информация о походе «Норда» была запущена в интернет. Добрыми словами хочется сказать об архангельских ребятах, в первую очередь о Владимире Потапове, который встретил нас в речном яхт-клубе и организовал экскурсию по городу.


Андрей Нейман помог с припасами. Сергей Лихно, капитан «Ориона» нашел нам карты Белого моря, бумажные, поскольку мы не имели GPS. Снабжали нас по телефону метеосводками в Белом море. За два дня в Архангельске перезнакомились со экипажами местных яхт.


20 июля должен был стартовать первый этап Соловецкой регаты, но мы не стали дожидаться и пошли утром с отливом 17 июля, надеясь, что дождемся на Соловках. Вышли Мурманским рукавом, как советовали архангельские, в нем осталось еще кое-что от навигационной обстановки, быстро прошли дельту.


Но море встретило нас неласково; сильный встречный ветер и очень неприятная из-за мелководья волна вынудили нас повременить с выходом. Вечером сделали вторую попытку, но, нахлебавшись соленой воды, заночевали у острова Гремиха. Вспомнился совет архангелогородцев: лучше не бодаться против волн, а переждать, потом нагоните все равно.


Тем более что лодка маленькая – швертбот. Так и сделали, а утром следующего дня подул попутный ветерок, и мы полетели к Летнему берегу мимо Северодвинска. Огорчал только прогноз на 19–20 июля: сильный ветер NW до 10 м/с. Надо бы дойти сегодня до Унской губы – единственного убежища на всем побережье. Вечером полный штиль – море как зеркало, видно множество медуз.


Морские котики высовывают мордашки, вдалеке пара белух играется. При заходе в губу задели камни, хоть и старались обойти мористее. Недалеко от причала Пертоминска встали на якорь.

Посреди ночи стало раздувать – не обещанные 8–10 м/с, а до 23 м/с, как потом выяснилось. Два наших якоря не удержали, пришлось идти укрываться за деревянный пирс.


Пережидали шторм два дня. Связи сотовой здесь нет, радио тоже. Дорога одна – это паром. Местный мужик дал нам возможность позвонить по домашнему телефону. Два дня болтанки у пирса под проливным дождем, необходимость постоянно следить за уровнем воды оставили тяжелое впечатление.


Рыба не ловилась, немного собрали грибов; запомнился вкусный хлеб деревенской пекарни. Утешало, что здесь в 1694 году пережидал бурю сам Петр I, о чем говорит крест, поставленный им и восстановленный северодвинскими яхтсменами.


21 июля ветер сменился на SW, и мы ушли за левый берег Унской губы, а потом пошли на Соловки. После острова Жижгин взяли курс на остров Анзерский Соловецкого архипелага. Попали в отливное течение – кучи травы, какие-то бревна, ночью едва разглядишь.


К утру подошли к острову Бол. Муксалма. Долго обходили банки и мели. Вдалеке видны две яхты. После прохождения Заяцких островов нашли фарватер и вскоре были у морского причала Соловецкого острова. Здесь уже собираются яхты на регату. Как оказалось, их тоже потрепало в шторм 19–20 июля.


Итак, 22 июля мы достигли нашей цели. Это было знаменательное событие, самим не верилось. Появление здесь маленькой яхты из далекого «сухопутного» Мурома вызывало определенный интерес у яхтсменов и организаторов Соловецкой регаты. Нам подарили майки с логотипом регаты, вымпела и буклеты, были удивлены, что ходим без GPS.


Конечно, двух дней на Соловках мало, но путь домой предстоял еще очень неблизкий, надо было еще пересечь Онегу, да и Рыбинку тоже. А лето повернуло уже к осени. 24 июля рано утром мы двинулись на Беломорск. Прогноз погоды хороший, встречных ветров не ожидалось. Вышли к карельскому берегу немного севернее Беломорска, около 15 часов подошли к 1 шлюзу.


В Сорокской губе увидели яхту и договорились по рации, чтобы дождались нас в шлюзе. Оказалось, это «Вега» из Переславля-Залесского. В управлении Беломоро-Балтийского канала в поселке Шижня нам дали в прокат атлас ББК до Повенца – там его надо будет вернуть.


Путь по ББК оказался довольно спокойным, постоянно «зеленый свет» в шлюзах. Места живописные, особенно запомнилось озеро Выг. Своими глазами увидел то, о чем много читал и смотрел, памятник тысячам заключенных, сгинувших здесь.


Вот и Онего. Наконец подняли паруса опять и держим курс на остров Сал. Умеренный ветерок, солнце, настроение отличное. Заночевали в уютной и глубокой бухте. Ночью сильно задуло с юга, и с рассветом мы стали выбираться в лавировку на маяк.


К полудню раздуло еще сильней, волна приличная, местами до 2 м, но все обошлось. 15 часов 29 июля – Петрозаводск, яхт-клуб «Авангард». Заправляемся бензином, газом, продуктами, отсыпаемся, и на следующий день уходим на Вытегру. Застали последние яхты Онежской регаты. Погода стояла теплая, ветра почти не было, словно июль с нами прощался.


Заночевали у маяка Чайнаволок. Хотели пройти ночью, но маяк не горит. Чтобы не испытывать судьбу и искать в темноте вход в Волго-Балтийский канал, отложили переход до утра.

31 июля утром были в Вытегре. Шлюзование здесь совсем другое. Полдня стояли и ждали разрешения у шлюза №1, к ночи прошли шлюз №2.


Здесь нас догнала яхта «Роджер» ЛЭС-35. Добродушный и разговорчивый капитан перегоняет ее с юнгой, мальчишкой лет 13, из Питера в Пермь. 1 августа вместе с «Роджером» и двумя моторными яхтами прошли остальные четыре шлюза. Ночью в темноте едва нашли вход в обводной канал Белого озера и встали на якорь переночевать.


Судоходство на ВБК очень оживленное. В Белое озеро заходить не стали, пошли обводным каналом. Надо признать, его состояние – не ахти. В Белозерске заправились бензином, прямо возле берега. 2 августа вечером пришли в поселок Топорня, где, собственно, и закончилась наша «северная кругосветка», дальше путь знакомый.


4 августа – Череповец, к нам приехал Олег Крайнов из Мурома. Его приезд оказался кстати, мы с Игорем уже порядком устали друг от друга за время нашего плавания. Рыбинское водохранилище нас порадовало хорошей погодой и мы быстро пролетели под парусами.


7 августа оставили Рыбинск, прошли шлюз, 50-й по счету, и покатились вниз по Волге под мотором из-за сильного встречного ветра. Остались за кормой Ярославль, Кострома; 10 августа опять состоялась встреча с «Капризом» и Костей, возвращавшимся из Н.Новгорода.


Ну а вечером – незабываемая встреча с нашим «Диамантом», его экипажем и капитаном Борисом Нарбековым, с которым мы поддерживали связь все время похода. Был фейерверк, торжественный ужин, все вкусили морской соленой воды с Белого моря, как и заказывали.


16 августа Муром торжественно встречал «Норд», с прессой, телевидением. Весь местный яхтенный флот под марш незабвенной «Славянки». Вот и закончилось наше дальнее плавание на Русский Север. Может быть, что-то получилось не так, как планировали. Тем не менее, привезено много воспоминаний, фотоматериалов, видео роликов.


И, конечно, впечатлений о людях, там живущих, так добродушно нас встречавших и помогавших нам совершенно бескорыстно. Поход продлился 62 дня, пройдено около 4700 км водных путей, 52 шлюза. Лодка выдержала все испытания, серьезных поломок не было.


Солнечная батарея себя полностью оправдала и исправно снабжала электроэнергией для бортовых нужд. Наверно, впереди еще новые походы, а пока предстоит обработать итоги, в частности, будет изменено рулевое устройство. Я благодарен экипажу, что разделил со мной все тяготы этих месяцев.


Сергей Сидельников, капитан яхты «Норд» .


Источник:  «Катера и Яхты»,  №244.


Оставить комментарий

Комментарии: 4
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 18:52)

    rytuał miłosny

  • #2

    Sildalis (Пятница, 14 Июль 2017 21:05)

    Female Viagra

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 16:46)

    loan cheap

  • #4

    Олимпий (Понедельник, 11 Сентябрь 2017 19:24)

    press@edinros.ru Здравствуйте. Спасибо за Вашу важную и интересную информацию. Она принята к сведению и будет использована в практической деятельности партии. С уважением! Отдел по работе с обращениями граждан в Центральном комитете Коммунистической Партии Российской Федерации и во фракции КПРФ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
    27 августа 2013 г., 13:36 пользователь ИЛ-2 onosaev72@mail.ru написал:
    Уважаемый Геннадий Андреевич, добрый день.
    Самая богатая страна в мире и самый нищий народ. Взять, к примеру: нефть, газ, электроэнергию. В основном вся Европа покупает у нас, и они живут лучше нас, мы продаём и живём хуже них. Небольшая часть народа живёт очень даже хорошо, они любят свою страну из-за границы, особенно её недра и финансовую часть, Россия для них только сырьевой донор. Сначала нужно поднять уровень жизни как в Европе, а уж потом ставить запад в пример. И все природные богатства страны должны принадлежать государству и народу, а не избранному кругу лиц. Так будет честно и справедливо по отнашению к предкам, ветеранам и потомкам, а иначе день победы теряет весь смысл победы и это моё мнение. Кому-то досталось всё, а основной части страны ваучер и нищета, переименовав нищету в свободу, здесь хорошо поработали психологи на твёрдую пятёрку. И когда чиновник из высшего звена говорит у нас свободная страна и чиновники могут хранить свои доходы за границей и покупать недвижимость за границей, он фактически одобряет такое отношение к своей стране и своему народу, выступая в роли защитника, после таких слов уважающий себя чиновник подал бы в отставку. Когда речь идёт о благосостоянии своей страны и своего народа, не должно быть разногласий по этому вопросу, Россия их кормит хорошо, тогда и им нужно подумать о своей стране и о народе России. Они пришли на государственную должность, служить своему народу и своей стране! ВСЕ ХОРОШО ЗНАЮТ, ЧТО РЫБА ГНИЁТ С ГОЛВЫ. ОТСЮДА ВЫВОД И БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ НАДО НАЧИНАТЬ С ГОЛОВЫ. ИЛ-2 с уважением Носаев О И. 27 августа 2013г
    --
    АТАМАН Свободный