Модернизация таллинского четвертьтонника.


Четвертьтонники являются наиболее распространенным и перспективным классом крейсерско – гоночных яхт в нашей стране. В соревно­ваниях различного ранга обычно участвует несколько типов яхт это­го класса: польские «Нефрит», «Конрад-24», «Конрад-25» и «Капелла-2», а также четвертътонник, выпускае­мый Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения.


Таллинская яхта отличается универсальностью: она в наибольшей сте­пени может быть использована для развития массового спорта, дальних спортивных походов, туризма и отдыха трудящихся. Именно на это на­целивает Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О даль­нейшем подъеме массовости физиче­ской культуры и спорта».  


Что каса­ется четвертьтонкиков производства ПНР, они, обладая низким уровнем комфортабельности, используются в основном для участия в гонках, а для других целей мало пригодны. По ходовым качествам четвертьтонник ТЭВСС, однако, заметно усту­пает яхтам зарубежной постройки. 


Группа яхтсменов Николаевского кораблестроительного института, про­анализировав качества серийных яхт  четвертьтонников ТЭВСС, обратилась на верфь с рядом предложений, реа­лизация которых позволила бы повысить комфортабельность и конку­рентоспособность судна в гонках.


Николаевскими яхтсменами были проведены многочисленные работы по переоборудованию уже готовых четвертьтонников — повышению ги­дродинамического качества и облег­чению корпуса, перевооружению яхты.


Эксперименты показали, что кон­структору А. В. Тетсману и работавшему с ним коллективу удалось со­здать корпус с отличными обводами, в то же время фальшкиль, скег, руль, весовая нагрузка корпуса, па­русное вооружение явно нуждаются в усовершенствовании. 


В опытовом бассеяне НКИ были проведены буксировки модели четвертьтонника с вариациями различ­ных параметров. При этом крен измеиялси от 0 до 20°, дрейф — от 0 до 4°, водоизмещение — от 1600 до 2000 кг; испытывались шесть вари­антов плавниковых фальшкилей и три варианта рулей. Интервал ско­ростей соответствовал диапазону 1,5—6 уз для натурной яхты.


Анализ результатов буксировок показал, что на лавировке наилуч­шие качества обеспечиваются с фаль­шкилем № 3 — с поворотным трим­мером, а на попутных курсах опти­мален фальшкиль № 5, имеющий профиль NACA664-0. Однако сопо­ставление эксперимента с результата­ми яхты в гонках показало, что штраф по правилам обмера IOR, ко­торый получает яхта за триммер, уни­чтожает все преимущества фальшкиля № 3.


Поэтому предпочтение отдали фальшкилю № 5, с которым были проведены буксировки яхты при во­доизмещении 1600 и 2000 кг. При об­легчении яхты на 400 кг буксировоч­ное сопротивление ее снизилось на 10—12% на малых скоростях и до 16%—на скорости около 5 уз.


После завершения модельных экс­периментов на трех яхтах были установлены фальшкили № 5, на че­тырех— № 2 (с минимумом переделок), на двух — № 6 и на одной — № 4. На практике результаты экспериментов полностью подтверди­лись.


Помимо улучшения ходовых качеств, замена фальшкилей позво­лила избавиться от сильной вибра­ции пера руля, вызванной срывом потока с задней кромки плавника старой конструкции.


Для облегчения яхт была прове­дена полная замена тяжелой внут­ренней зашивки (переборок, шкафчиков и т. д.) на более легкую. Вме­сто переборки, не воспринимающей поперечной нагрузки, установили рамный шпангоут сварной конструкции из легкого сплава.


Частично перепла­нировали общее расположение. Убрали шкафчики по левому борту, на их месте установили дополнитель­ное сиденье. Тяжелые пайолы заме­нили на фанерные и т. д. Все эти мероприятия позволили уменьшить массу судна на 100 кг.


В то же время, нзготовив фаль­шкиль из свинца и значительно сни­зив за счет этого центр тяжести ях­ты, удалось уменьшить массу фаль­шкиля до 500—550 кг. Был снят скег и установлен более легкий под­весной руль.


Теперь яхта порожнем весит лишь немногим больше, чем «Конрад 24». Кстати, благодаря замене руля буксировочное сопротив­ление судна удалось снизить на 10%. По нашему мнению, некоторые недостатки гидродинамики корпуса и его обмерных характеристик мож­но легко устранить на верфи. На­пример, на больших скоростях яхта несколько садится на корму и «тя­нет» транцем воду.


От этого можно избавиться, если перераспределить весовую нагрузку яхты или изменить обводы — приполнить ее кормовой подзор. Если же немного перерабо­тать обводы носовой и кормовой оконечностей, а также линию борта, можно существенно снизить гоноч­ный балл яхты, не ухудшая ее ходо­вых качеств.


На двух судах с измененной под­водной частью вместо оснастки с то­повым стакселем было поставлено вооружение типа «7/8», причем в ка­честве основного использован малый стаксель из штатного комплекта па­русов, а грот — от яхты класса «Солинг».


Площадь парусности осталась такой же, как и у серийной яхты, хотя ее по правилам обмера IOR молено увеличить на несколько квад­ратных метров без ущерба для ве­личины гоночного балла. Оснастив яхту по — новому, гонщи­ки получили возможность произво­дить более тонкую настройку пару­сов применительно к силе ветра и курсу судна.


Конечно, переделка во­оружения — сложное мероприятие, поэтому не может быть настойчиво рекомендована экипажу, не имеюще­му достаточного опыта и возможно­сти изготовить новую легкую и проч­ную мачту.


Как показала практика, группа николаевских модернизированных четвертьтонников смогла достойно конкурировать с яхтами типа   «Кон­рад-24» и «-25». Так, четвертьтонник «Азов» (капитан В. Байнов) стал неоднократным призером гонок на Кубок Днепро — Бугского лнмана, а яхты «Аста» (С. Шаповалов) и «Аида» (М. Свириденко) заняли соответственно вторые и третьи места в гонках на Малый кубок Черного моря.


 Несмотря на то, что модельные испытания носили выборочный ха­рактер и не исчерпывали всех воз­можных вариантов улучшения гидро­динамики комплекса фальшкиль — скег — руль, результаты можно при­знать довольно успешными и реко­мендовать верфи произвести такие переделки на серийных яхтах, тем более, что первоначальный проект практически не модернизировался уже более восьми лет.


 Л. В. Забурдаев, Ю. Н. Пащенко


Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 23:13)

    rytuał miłosny

  • #2

    sex porn tube (Четверг, 13 Апрель 2017 12:19)

    bes porn