Яхта капитана Лухманова - к 120 - летию со дня рождения Дмитрия Афанасьевича Лухманова.


Дмитрий Афанасьевич Лу­хманов (1867—1946) — выдающийся моряк, капитан дальнего плавания, более шестидесяти лет жизни посвятил службе на море, прошел су­ровую школу моряка-парусника от матроса до ка­питана дальнего плавания, стал педагогом и писателем -маринистом. В 1924 г. Д. А. Лухманов был назначен началь­ником Ленинградского морского техникума, орга­низованного на базе С.-Петербургских мореходных классов, которые он в свое время окончил и которые в 1876 г.


были учреждены С.-Петербург­ским Речным яхт-клубом. Моряк по призванию, Д. А. Лухманов страстно любил парусный спорт и всячески поощрял курсантов техникума, посвя­щающих свой досуг хождению под парусами. Он понимал важное воспитательное значение парус­ного спорта для будущих моряков, сознательно выбравших свою профессию.


Характерно, что мно­гие ленинградские яхтсмены, окончив техникум,  стали известными моряками. Среди них можно назвать капитанов дальнего плавания И. А. Мана, В. М. Беклемишева» Ю. Д. Клименченко, П. П. Кудинова, Б. Н Нырова, М. Н. Рупышева, А. А. Симакова, В. А. Филатова, Е. В. Шереме­тьева и других.


 Лухманов охотно поддержал инициативу кур­сантов техникума — построить своими руками ях­ту и обойти на ней земной шар. Имея опыт про­ектирования малых парусных судов, он спроектировал такую парусную яхту, взяв за прототип норвежский парусный лоцманский бот конструкции знаменитого Колина Арчера, известный своими хорошими мореходными качествами.


С по­мощью общественности и ленинградской «Крас­ной газеты» собрали деньги, приобрели матери­алы и наняли в качестве инструкторов квалифи­цированных столяров — шлюпочников.


Возле морского техникума (на 22 линии Ва­сильевского острова) поднялся стапель, где зало­жили яхту, названную «Красной звездой». Дружно работали будущие моряки, увлеченные мечтой о кругосветном плавании. Осенью 1925 г.


уже был готов корпус, зимой следующего года оборудовали внутренние помещения, изготовили рангоут, таке­лаж, построили яхтенный тузик. Летом 1926 г. яхту спустили на воду, вооружили. Испытав во время плавания по Финскому заливу, убедились в ее отменных мореходных качествах. Подошло время подготовки к кругосветному плаванию.


И вдруг произошло непредвиденное: плавание им запретили, так как «испугались от­пускать мальчиков» в «безызвестное» плавание на «скорлупке», как с горечью писал Лухманов. Меч­та развеялась. Однако труд не пропал даром: родилась отличная мореходная яхта, ставшая пер­венцем советского яхтостроения,— постройка ее способствовала развитию в учащихся трудолю­бия, любви к своей профессии.


«Красная звезда»стала учебным судном Ле­нинградского морского техникума, а два года спустя была передана яхт-клубу Баскомфлота. В 1929 г., участвуя в маневрах Балтийского флота в качестве вспомогательного гидрографи­ческого судна, она вследствие навигационной ошибки была посажена на дамбу в петергофской гавани, получила пробоину и затонула.


В 1931 г. ее подняли и перевезли в яхт-клуб, где после ремонта она была перевооружена в тендер по эскизу Д. А. Лухманова. В 30-х гг. яхт-клуб водников расширился и окреп. Его спортивный потенциал заметно повысился после создания ДСО «Моряк», а также с приходом яхтсменов парусной секции Ленин­градского института инженеров водного транс­порта (ЛИИВТ), среди которых было пять яхтенных капитанов. Капитаном «Красной звезды» стал А. Глазов, помощниками В. Круглов и Е. Лодкин.

Яхты со студенческими экипажами много пла­вали, активно участвовали в соревнованиях, мор­ских многоборьях. Интенсивно используемая в учебных целях «Красная звезда» стала прекрас­ной школой для подготовки яхтенных матросов, рулевых и капитанов.


Широко практиковались осенние выходы в море с новичками на борту для проверки их морских качеств. Такой отбор канди­датов в члены яхт — клуба полностью себя оправ­дал. Инициатором эксперимента был известный яхтсмен Н. Ю. Людевиг.


 Яхтсмены ЛИИВТа проявили наибольший ин­терес к крейсерским плаваниям. Первое из них было организовано в 1939 г. В нем участвовали яхты «Красная звезда» и «Кареджи». Плавание по маршруту Ленинград — Б. Нева — Ладожское озеро — Свирь — Онежское озеро было проведе­но на высоком уровне.


Участники получили хоро­шую морскую и речную практику, физическую за­калку, укрепили свое здоровье. Студенты ознакомились с природой края, вели среди населения пропаганду парусного спорта и военно — патриотическую работу. Основным районом плавания было Онежское озеро, по которому в разных направле­ниях прошли более 700 миль.


В Петрозаводске произошла смена экипажей, благодаря чему число участников удалось довести до 50 человек. «Красная звезда» погибла во время войны от зажигательной бомбы. Но первая построенная в советское время большая морская яхта все же сыграла свою роль в развитии отечественного парусного спорта.


Н.Астратов.


Источник:  «Катера и Яхты»,  №131.


Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 18:33)

    rytuał miłosny

  • #2

    viagra (Воскресенье, 13 Август 2017 06:24)

    Камагра