Августовские дни в Августове. Часть2.


Из поездки в польский Августов, состоявшейся в конце августа прошлого года, мы почерпнули много новой интересной информации, которой с лихвой хватило бы для подготовки публикаций не в один, а сразу в несколько номеров журнала. Сегодня мы продолжаем рассказ о маломерном судостроении Польши, опираясь на свои впечатления, полученные во время тестовых испытаний, организованных Польским яхтенным кластером на местных озерах.


Почти всю неделю мы провели на озере Неско вблизи городка Августов. Здесь же, помимо тестов, произошло и наше знакомство с одной из передовых польских верфей – Balt Yacht, на которой выпускают катера Quicksilver и Arvor, а также, под маркой Balt, парусные яхты нескольких размерений (от 17 до 27 футов). Balt 27 была предоставлена нам на тест-драйв, однако подробности и о верфи, и о самой этой яхте мы оставим для следующего номера.


Также, как и рассказ о небольшом уютном хаусботе SunCamper, который тоже собирают на стапелях Balt Yacht. В Августове именно с него началось наше знакомство с хаусботами польской постройки (им в ходе недельного турне было, вообще, уделено повышенное внимание). А продолжилось оно в небольшом городке Гижицко, расположенном на узком перешейке между озерами Негоцин и Кисайно – в самом сердце Мазурского поозерья.


Мазурское поозерье – это водная система, в которую входят более 2 тысяч больших и маленьких озер, соединенных 12 каналами и 8 реками, расположенная на территории Варминско-Мазурского воеводства. Озера окружают огромные лесные массивы с ландшафтными парками и природными заповедниками.


Именно здесь, на Мазурах, сосредоточен самый большой в Польше флот чартерных яхт. В этом мы смогли убедиться, едва попав на территорию водной станции STRANDA, которая размещается на берегу уютной бухточки на озере Кисайно примерно в километре от Гижицко.


Мистер Гюнтер


Особое внимание со стороны организаторов поездки к польским хаусботам было обусловлено, в первую очередь, предметным интересом со стороны наших финских коллег. Рынок «страны тысячи озер» может поглотить любое количество этих плавсредств. Особенно, если предложить товар более дешевый, чем у самих финнов и скандинавов.


А вот литовских и украинских журналистов (также как и нас) больше интересовала заявленная в расписании парусно-моторная яхта Casa 33. Признаться, поначалу, когда судно только подошло к причалу, было трудно даже распознать тип его парусного вооружения в на громождении изогнутых трубок и переплетении металлических тросов, настолько сюрреалистическую картину представляла собой мачта в сложенном состоянии.


Яхта ошвартовалась кормой, и нас приветствовал улыбчивый мужчина, представившийся Гюнтером, который пояснил, что он является основателем, владельцем и главным конструктором судостроительной верфи Gunther Yacht из Щецина.


Наш разговор происходил на английском, и мы всю дорогу звали нашего гостеприимного хозяина запросто – Гюнтером. И были сильно обескуражены, когда в конце двухчасового путешествия по озеру выяснили (после того, как нам вручили визитки), что Гюнтер – это не имя, а фамилия владельца яхты.


А зовут его вполне по-польски – Яцек (Jacek Gunther-Slaski). Что же касается самой яхты, то поначалу, как уже отмечено, мы были несколько удивлены ее внешним видом, но уже первые полчаса, проведенные на борту, заставили нас радикальным образом пересмотреть свое отношение. А уж назад мы возвращались и вовсе влюбленными в эту лодку.


Яхта для Чичестера


Casa 33 DS – это 10-метровая пластиковая (в конструкции корпуса применен сплошной ламинат) моторно-парусная яхта, спроектированная Яцеком Гюнтером совместно с одним из известных польских яхтенных конструкторов, автором нескольких книг по яхтостроению, капитаном Богданом Малолепжим. 


Яцек, представляя нам лодку, обращал наше внимание в первую очередь на ее динамику, конструктивные решения корпуса и повышенную остойчивость. Мы же были в восторге от интерьерных и компоновочных решений и эргономики.


Английские коллеги, характеризуя Casa 33  в одном из своих обзоров, пишут буквально следующее: «Если вам хочется купить катер, замаскированный под парусную яхту, обратите внимание на эту лодку». И дальше останавливаются на устройстве складной мачты, системе закруток и работоспособности двигателя, лишь вскользь замечая, как все обустроено внутри. Могу заявить ответственно: они ничего не поняли!


Casa 33 DS – это воплощенные во множестве деталей классические традиции кораблестроения. Когда попадаешь внутрь, возникает ощущение старины, иллюзия присутствия на борту яхты, построенной в середине прошлого столетия.


Этому способствует и отделка внутреннего пространства, где нет места дешевым элементам из пластика, все сделано «как раньше»: массив тика, сталь и латунь, натуральная кожа. И – потрясающие эргономические решения, которые, собственно, и создают ни с чем не сравнимый уют.


. Путешественника здесь поджидает множество любезных мелочей: сиденья-трансформеры, вентилируемые рундуки, двухрежимные светльники, подсветка трапа, рундучки, спрятанные в переборки, климатизатор, регулирующий поток воздуха в вент-каналах, многопозиционный стол с гидравлическим приводом выдвижной части, складные элементы мойки, встроенные, скрытые до поры детали интерьера…

Наверное, так проектируют космические аппараты – максимально насыщая пространство функциональностью и придавая ему компактные формы. Так, вообще, планировали раньше и яхты – когда строили их для дальних походов, для кругосветных плаваний. Уверены, Чичестеру бы понравилась Casa, она просто создана для путешествий. 


Кстати, с тем же вниманием и любовью оборудованы и кокпит с палубой. Где это возможно и уместно – встроены панели солнечных батарей. Большинство конструкций – многофункционально: если это стойка, то в ней скрыты рундуки, если сиденье, то в нем обязательно спрятаны мини-бар, летний гриль или душевые принадлежности.


Вообще, две каюты и довольно просторная кают-компания дают возможность с комфортом путешествовать на яхте компании в количестве 4-6 человек. В то же время, степень автоматизации управления (закрутки парусов, авторулевой, автоматика складной мачты) позволяет столь же свободно чувствовать себя в плавании и менее многочисленной группе. 


Из разговоров с Гюнтером мы узнали, что основной рынок сбыта для Casa 33 – Германия. Может быть, поэтому яхта оборудована не прямоточной системой канализации, а снабжена фекальным танком с химическим фильтром – требования к чистоте эксплуатации плавсредств в Германии и Скандинавии выше, чем где-либо в Европе.


Если верить буклету, Casa 33 DS оборудуется стационарным двигателем мощностью в диапазоне 50-90 л.с. На нашей яхте была установлена поворотная колонка Lamborgini – надежный, малошумный двигатель, который позволял развивать ход под мотором до 12 узлов. Высокие характеристики остойчивости обусловлены наличием системы автоматически перемещаемого водяного балласта, которым оборудована яхта.


Понять, как лодка себя ведет на кренах или на волне, не представилось возможным ввиду почти полного отсутствия ветра в день испытаний. Что касается рулежки, можно отметить, что в нашем случае Casa 33 управлялась как обычный катер, ведь на тест-драйве была представлена  версия лодки с длинной килевой линией. Это – один из 4 возможных вариантов, предлагаемый для озерного плавания в условиях мелководья. Другие выглядят следующим образом:


  — два продольных боковых киля, что также позволяет яхте буквально стоять на отмелях и в прибрежных зонах в моменты отлива (применимо для ВВП); —  длинная килевая линия в сочетании со швертом (для ВВП и прибрежных морских зон);

-   балластный киль – для плаваний открытого моря.

Подруливающие устройства дают возможность комфортно швартоваться даже в условиях очень тесных гаваней.

Подробное знакомство с яхтой произвело такое сильное впечатление, что ее захотелось купить сразу – ну, хотя бы помечтать об этом. Однако, названная цена – 160 000 евро в базовом комплекте – отрезвляет. На момент проведения тест-драйва верфь продала всего 6 яхт этого типа.


Вместе с тем, уверены, грамотный маркетинг может существенно увеличить эту цифру. Casa 33 из тех, кого надо потрогать своими руками. И когда потенциальный покупатель поднимется на борт, яхта его уже не отпустит.


Андрей Петров, Фото автора.


Источник:  «Катера и Яхты»,  №242.


Оставить комментарий

Комментарии: 0