"СВЕТЛЯЧЕК" с Дальнего востока.


Проект парусного катамарана 850 One Design создан австралийским Firefl y дизайнером Марком Пескотом. В Таиланде на острове Пхукет начиная с 2006 года было построено 8 таких лодок, и они постоянно Kings Cup Regatta, участвуют в местных регатах – в чемпионате многокорпусных яхт и т.д. Один из Firefl y теперь бороздит просторы и российских морей – летом 2011 года катамаран был самостоятельно изготовлен по австралийским чертежам дальневосточными яхтсменами из Находки.

 

Об истории создания своего многокорпусника рассказывает яхтенный капитан Антон Николенко. Firefly 850 One Design – стильный, привлекательный, быстрый катамаран для прибрежных гонок и прогулок выходного дня. При небольшом весе его корпуса довольно вместительны, в них можно организовать 6 спальных мест. Даже установленные здесь широкие койки оставляют достаточно места для приготовления пищи, хранения парусов и судовых запасов.

 

В каждом корпусе смонтированы люки вентиляции. Наш строительный бюджет при этом был весьма экономным, а все затраты сведены к минимуму. Дополнительным преимуществом лодки является возможность ее транспортировки: катамаран легко разбирается, его можно поместить на трейлер или в 40-футовый контейнер.

 

Конструкция Firefly 850 – сэндвич, где в качестве наполнителя при строительстве корпусов была применена кедровая рейка, а для переборок, кокпитов, коек и ступеней – жесткий полиуретановый пенопласт. При изготовлении сэндвича используют эпоксидную смолу и стеклоткань, а в особо нагруженных местах – карбон (углеволокно).

С управлением катамараном с легкостью справляется экипаж из трех человек. Гикашкот, стаксельшкоты и погон гикашкотов расположены на расстоянии вытянутой руки рулевого, который в любой момент может сбросить лишнее усилие с грота или настроить стаксель. Рули на катамаране стационарные, полубалансирные. Баллеры состоят из двух частей, что позволяет при необходимости легко снять перья.

 

Яхта хорошо сбалансирована, в лавировку при идеальных погодных условиях (ветер 10–12 узлов) идет под углом 40° к вымпельному ветру. Можно отпустить румпель, и еще какое-то время лодка будет продолжать движение тем же курсом. Выстрел бушприта сделан постоянным, что облегчает постановку геннакера. Под геннакером яхта буквально летит: при умелом управлении можно достичь скорости более 20 уз и удерживать ее на протяжении долгого времени. На катамаране используют подвесной мотор от 6 до 10 л.с. с длинной ногой на подъемном кронштейне.

Строительство.

 

Впервые оказавшись на острове Пхукет в Таиланде, я увидел много интересных лодок, в том числе и Firefly 850. Яхта сразу понравилась. Появилось неудержимое желание построить такой же катамаран у себя дома, в Находке. Оценив свои возможности, мы с приятелем решили купить проект и приобрести необходимые материалы для строительства яхты.

 

Опыта у нас не было, но было много энергии и оптимизма. Мы были полны решимости выйти в море на собственном паруснике уже ближайшим летом 2006 года.

 

Вернувшись в Россию, мы приступили к строительству. Начали с небольших элементов: изготовили шверты, перья рулей, переборки. Параллельно вели поиск недостающих материалов. Мы искали рейку для корпусов, думали, из чего сделать балки, искали мачту, паруса и т.д.

 

Рейку нашли быстро. Не самого лучшего качества, но вполне подходящую. Корпуса и палубы нам удалось изготовить за два месяца. Потом началось самое интересное.

 

По технологии, прежде чем соединять корпуса с палубами, надо вклеить в корпуса стаканы для балок, после чего уже устанавливать палубы. Балка – это алюминиевая труба диаметром 206 мм и длиной 6 м, и к тому моменту их у нас еще не было. Время шло, и постепенно приходило понимание, что у себя дома мы их не найдем.

 

Попытки отыскать трубы в Южной Корее также не увенчались успехом. Мы приняли решение самостоятельно изготовить балки коробчатой конструкции из фанеры. С мачтой тоже было не все гладко. С этого момента у нас начались отступления от проекта, «импровизации».

 

Долго ли, коротко ли, но лето кончилось, а с ним и деньги. Весь следующий сезон мы тоже протоптались на месте: были трудности и с деньгами, и со временем. Оптимизм начал угасать.

 

Прошло еще два года, в которые мы к лодке не прикасались. Все это время она стояла на улице, и что характерно, никакие изъяны на поверхности корпуса не проявились. Это вселяло надежду, что корпуса сделаны качественно.

 

Собравшись с силами и заручившись поддержкой близких друзей, в 2010 году мы вернулись к строительству. Первое, что мы сделали – это купили две ломаные мачты, из которых получились правильные, соответствующие проекту балки. Пришлось, правда, вырезать старые стаканы и вклеить новые.

 

Убрали лишние, импровизированные элементы, которых успели наделать немало, и катамаран стал приобретать должный вид. Единственным отступлением от проекта оставалась мачта. На новую денег не хватало, и пришлось купить то, что было в наличии в Приморском крае.

 

Выбор оказался невелик: мы нашли единственную мачту от 30-футовой гоночной лодки, которую привезли из Гонконга, и после этого она уже успела постоять на трех других лодках. В общем, мачта появилась, но для нас она была слабовата. Тем не менее, мы ее смонтировали.

 

Так прошло еще одно лето. Наступил 2011 год, пришло время дать имя нашему детищу. Предлагалось много вариантов, но мы решили назвать его по названию класса Firefly, что в переводе на русский значит «Светлячок».

 

На воде

 

«Светлячок» впервые коснулся воды вечером 29 июня 2011 года. На следующий день мы в первый раз вышли в море на яхте, которую построили своими руками. Ветер был свежий около 5–7 м/с. Сразу почувствовалась динамика многокорпусника. Ни у кого из нас не было опыта в управлении катамараном, только теоретические познания в небольшом объеме.

 

Тем не менее, лодка оказалась под нашим контролем. Было видно, что мачта чрезмерно гнется как в продольной, так и в поперечной плоскости. Взяли одну полку рифов, стало заметно лучше. Убедившись, что в основном все в порядке, мы забрались повыше на ветер, поставили геннакер, и «Светлячок» полетел. Результат нас порадовал: скорость, зафиксированная GPS, составила 16 уз.

 

Кроме мачты были отмечены и другие моменты, которые требовали отдельного внимания и доработки. Так, например, гикашкоты и каретка погона гикашкотов травились слишком медленно, а это может быть опасно. Требовалась работа со стоячим такелажем, плохо держал стопор стаксель — фала. Вместе с тем, радовало то, что в первый выход при достаточно свежем ветре у нас ничего не сломалось.

 

Каждый выход мы исправляли недочеты, выявляли новые ошибки и промахи, допущенные при строительстве, но самое главное – мы ходили! Разумеется, нам хотелось почувствовать весь потенциал этой лодки, и мы стали выходить в более свежую погоду. В один из выходов, на очередном «взлете» краспица сломалась пополам и мачта рухнула… Хорошо, что никто не пострадал, и паруса уцелели. На этом сезон закончился.

К 2012 году мы наконец-то купили мачту нужной спецификации, исправили почти все недочеты и стали ходить почти как настоящие катамаранщики. Кстати, исправление недочетов – это процесс бесконечный, на любой яхте их найдется великое множество.

 

Здесь уместно вспомнить Жванецкого, который в одной из своих миниатюр утверждает: «Ремонт невозможно закончить, его можно только прекратить!». Мы с ним полностью согласны.

 

Новый сезон был безаварийным, мы начали входить во вкус, стало очень не хватать соперников, с которыми можно погоняться. Ведь Firefly – лодка очень интересная, динамичная, захватывающая.

 

В Новой Зеландии катамараны и тримараны длиной 8.5 м гоняются в одном классе , имеют общие правила и состоят в одной ассоциации. Firefly 850 был адаптирован к этим правилам.

 

Итак, цель построить яхту достигнута. Теперь мы полны желания развивать класс Firefly 850, а также привлечь внимание как можно большего количества людей к катамаранам класса 8.5 м у нас в России.

 

Об авторе: Антон Николенко, 34 года, яхтенный капитан дальнего плавания, проживает в Находке. Парусным спортом занимается с 1989 года, профессиональное образование – техник-судоводитель.

 

Источник: «Катера и Яхты», №241.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 18:50)

    rytuał miłosny

  • #2

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 19:38)

    синтетическая виагра