Трейлер для транспортировки лодки.


Предлагаемый вниманию читателей простой в изготовлении одноосный прицеп, сконструированный автором, успешно прошел практические испытания с автомобилем «ВАЗ-2101» («Жигули»). Прицеп обладает хорошей плавностью хода, устойчиво идет по следу автомобиля; на его эксплуатацию получено разрешение ГАИ.

 

Основные данные прицепа

 

Длина со сцепным устройством, 3,30 м

 

Ширина габаритная, 1,45 м

 

Колея, 1,32 м

 

Дорожный просвет, 0,26 м

 

Грузоподъемность, 200 кг

 

Собственный вес, 80 кг 

 

 

Рама прицепа выполнена в виде трубчатого дышла с приваренной поперечиной-траверзой, по краям которой на шарнирах закреплены верхние концы пружинно-гидравлических амортизаторов. Подвеска колес зависимая. Ось закреплена на трубчатом треугольном рычаге, вершина которого соединена с дышлом рамы шарнирно. Нижние концы амортизаторов крепятся к обушкам, прива¬ренным по концам поперечной трубы шарнира.

 

                                                                       Трейлер в сборе.

 

1—крыло; 2—колесо в сборе (от мотоцикла «К-175»); 3—амортизатор; 4 — ролик; 5—рычаг подвески (треугольной формы); 6—поперечная штанга; 7 —деревянный кильблок 50X60X500 с мягкой обшивкой по верхней кромке; 8 — рама; 9 — стойка, труба 22X2; l=700; 10 —«морской» болт диаметром 10 с закладным язычком; 11 —сцепное устройство; 12 — резиновая обклейка; 13 — палец диаметром 10; 14 — резиновая втулка; 15—распорная втулка; 16 — шарикоподшипник № 103; 17—ступица колеса; 18 —шарикоподшипник № 202.

                                                                            Рама трейлера.

 

1 — заглушка, диаметром 68X4; 2—щека б=4; 3—дышло, труба 58X5; 4—скоба для крепления лодки, пруток диаметром 8; 5—стойка кильблока, Швеллер № 6, 6—щека б=4; 7—подкос из трубки 28X2; 8— стойка, труба 28X2; 9 — обух для крепления за рым на форштевне, б=4; 10—«усы» из трубы 22X2; 11—обрезок резинового шланга; 12 — фланец б=4, 13 — траверза из двух угольников 45X45X4 или швеллер № 8; 14—ребро б=3; 15—фланец б—4; 16—обушок для крепления амортизатора; 17—обушок для крепления поперечной тяги.

                                                                            Сцепное устройство в сборе.

 

1 — корпус; 2 — неподвижная полусфера (текстолит); 3 — подвижная полусфера (текстолит); 4—клин; 5—пружина; 6 — рукоятка.

 

Для фиксации подвески от бокового сдвига предусмотрена трубчатая поперечная штанга, шарнирнозакрепленная одним концом к поперечине рамы, а другим — к поперечной трубе рычага подвески. К концам поперечины рамы на флацах крепятся съемные крылья колес.

 

На продольной трубе рамы — дышле закреплены ролики, служащие опорой для киля перевозимой лодки. К переднему концу дышла крепится на фланце сцепное устройство, рассчитанное на нормализованный шар диаметром 50 мм. Там же ставится стойка с обушком для крепления форштевня лодки и упорами-кусами.

 

На стоянке передний конец дышла опирается на выдвижную трубчатую стойку, которая во время транспортировки вдвигается внутрь стойки 8 (см. эскиз конструкции рамы). Можно сделать эту стойку и откидной с поворотным колесом, облегчающим транспортировку лодки на трейлере вручную.

 

Применены передние колеса от мотоцикла «К-175» («Восход»), амортизаторы — от переднего колеса мотороллера «Турист».

 

На поперечинах рамы крепятся на пальцах диаметром 10 мм поворотные кильблоки, плотно прилегающие к днищу и снабженные мягкими подушками-прокладками. Размеры кильблоков и высоту их стоек нужно подобрать соответственно корпусу лодки; желательно, чтобы кильблоки были установлены точно под переборкой или, по крайней мере, шпангоутом лодки.

 

Сцепное устройство состоит из корпуса-трубы с фланцем для соединения с дышлом прицепа. Внутри корпуса-трубы размещены неподвижный и подвижный сухари, охватывающие шар сцепки. Подвижная часть фиксируется в рабочем положении при помощи съемного клина. Для разобщения прицепа и автомобиля необходимо удалить клин из его гнезда и за рукоятку сдвинуть внутрь подвижный сухарь, преодолев усилие пружины; после этого освобождается шар, установленный на автомобиле.

 

На трейлере описываемой конструкции можно перевозить лодку длиной до 4 м, весящую в снаряженном виде до 200 кг (эта величина ограничивается допустимой нагрузкой на колесо). Разумеется, длину дышла, размеры кильблоков и колеса можно подобрать соответственно конкретным данным лодки, для перевозки которой предназначается трейлер, но во всех случаях нужно учитывать, что действующее на сцепной шар вертикальное усилие (направленное вниз) должно находиться в пределах 15—50 кг.

 

В соответствии с действующими правилами прицеп необходимо оборудовать габаритными огнями, освещением номерного знака, указателями поворота и стоп-сигналом, включаемыми синхронно с огнями автомобиля. В качестве комбинированных световых приборов автор использовал задние фонари от автомобиля «Запорожец» («ЗАЗ-965»).

 

Напомню, что общие технические требования на прицепы для легковых автомобилей и рекомендации по их конструкции опубликованы в книге «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» («Судостроение», 1977 г.).

 

Л. А. Савкин.

 

Источник: «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0