Стационарные дизельные моторы, мощностью от 30 до 100 л.с. применяемые на яхтах.


О дизельных стационарных моторах мощностью до 30 л.с. мы писали в № 198 2005 г., а теперь познакомим читателя со стационарными моторами мощностью от 30 до 100 л.с., которые у нас не слишком популярны, особенно в последнее время. Однако именно эти моторы установлены на львиной доле действующих во многих регионах мира лодок и катеров.

 

В основном это сравнительно небольшие рыбацкие посудины, которые каждый день бороздят бухты или небольшие заливы в поисках рыбы и других морепродуктов. Охотно устанавливают эти моторы также на водоизмещающих судах, предназначенных для спокойных каботажных плаваний.

По конструкции почти все стационарные моторы, за редким исключением, так же как и стационары мощностью до 30 л.с., базируются на хорошо известных разработках, и при их изготовлении сверхновые решения, как правило, не используются.

 

Хотя в последние годы в связи с подорожанием топлива и ужесточением экологических норм, которые принимаются сейчас во многих странах, большинство производителей вносят некоторые изменения в соответствии с требованиями охраны окружающей среды и нормами расхода топлива. Это касается в первую очередь стационаров мощностью от 60 л.с. и выше.

 

«Beta Marine»

 

В интересующем нас диапазоне английская компания «Beta Marine» выпускает пять моторов мощностью от 43 до 90 л.с. (BPH). За базу взяты силовые агрегаты производства «Kubota». Сам изготовитель относит эти моторы к разряду «средней мощности».

 

Судя по графикам основных характеристик, производитель, используя атмосферную схему подачи воздуха, сумел добиться достаточно ровной кривой мощности – она очень уверенно растет с увеличением оборотов, а также крутящего момента, которая, в свою очередь, не имеет пиков и сходит на нет постепенно, без резкого падения тяги. Все моторы средней мощности могут быть укомплектованы приборной доской – от самой простой «ABV» до более «продвинутой» «В» или «С».

 

Моторы могут быть установлены под углом 15° к горизонтальной плоскости (стационарный режим) и под углом 25° – к вертикальной плоскости. В конструкции предусмотрена возможность дооснащения моторов указанной линейки различными элементами по выбору покупателя, такими, к примеру, как генератор повышенной мощности, контроллер «Beta» и т. д.

 

Что касается качества, то, несмотря на достаточно грубый и немного топорный внешний вид моторов, их надежность и ремонтопригодность высоко котируются во всем мире, в том числе в Центральной и Южной Европе, а это о чем-то говорит.

 

«Sole Diesel»

 

Этот каталонский производитель известен своей продукцией не только в районе Средиземного моря, но и далеко за его пределами. За основу своих моторов малого и среднего классов «Sole Diesel» берет двигатели производства «Mitsubishi» и «Nissan», за исключением модели «SM-90». Модели «Mini-33», «-44», «-62» и «-74» созданы на базе силовых агрегатов «Mitsubishi», а модель «SN-85» – на базе «Nissan». Модель «SM-90» снимается с производства, но пока в продаже еще есть.

По заказу стационары среднего класса этой фирмы могут дооснащаться различными редукторами и системами привода. Как опция может быть поставлена и приборная панель серии «люкс». Внешность моторов «Sole Diesel» также неидеальна с точки зрения распространенных сегодня веяний из разряда hi-tec, однако по надежности и долгоживучести они регулярно занимают первые места в рейтингах зарубежной прессы. 

Особой популярностью у «морских волков» пользуются стационары, созданные на базе силовых агрегатов «Nissan», поскольку считаются «неубиенными».

 

«Lombardini Marine»

 

Моторы с маркой этого хорошо известного у нас и за рубежом итальянского производителя стационаров различной мощности успешно живут и на яхтах, и на водоизмещающих судах, и на глиссирующих. В отличие от многих других производителей моторов, «Lombardini» сама изготавливает их силовые блоки, которые до последнего времени охотно покупались различными фирмами для выпуска своих стационаров.

 

В двигателях предусмотрена возможность использования различных приводов, в частности Technodrive, а также колонок для парусных яхт. Модели «LDW 1904 SD», «LDW 2204 SD» и «LDW 2204 TSD» штатно оснащаются поворотными колонками для яхт и комплектуются складывающимися винтами. Модели «LDW 2204» и «LDW 2204 T» отличаются друг от друга – последняя модификация (с литерой «Т») оснащается турбонаддувом и, соответственно, имеет увеличенную мощность.

 

Моторы с маркой «Lombardini» отличают высокое качество изготовления и хороший ресурс. При производстве силовых агрегатов фирма использует самые передовые технологии металлообработки, а также применяет современные материалы. Большое внимание уделяется внешнему виду продукции и эргономике различного дополнительно оборудования, а также производству и поставке расходных и запасных частей своих моторов в различные уголки мира.

 

«Vetus»

 

Эта голландская фирма распространила свое влияние более чем на сто стран мира, и всего за каких — то лет сорок. Серия «VH» выпускается на базе моторов «Hyundai», серия «М» – на базе «Mitsubishi». Моторы комплектуются приводом (коробкой) ZF.

Как опции потребителям предлагается большой выбор редукторов, от простых до совершенных поворотных колонок для яхт. Также по желанию можно выбрать самое лучшее дополнительное оснащение, которое выпускается фирмой. Стационары «Vetus» заслужили добрую славу и имеют хорошую поддержку в виде гарантийного и постгарантийного обслуживания.

 

«Nanni Diesel»

 

Все моторы средней мощности – от 30 до 100 л.с. – выпускаются на базе японских силовых агрегатов «Kubota». Высокая надежность и неплохое дополнительное оснащение, плюс не слишком высокие цены – успех благополучия итальянской фирмы «Nanni Diesel». Новый мотор марки «4.200 TD» (см. таблицу) оснащен турбонаддувом; при сравнительно небольшом весе развивает большую для двухлитрового силового агрегата мощность, разумеется с учетом специфики.

Внешнему виду своих моторов «Nanni Diesel» уделяет мало внимания, однако больше, чем «Beta Marine» и «Sole Diesel», оно и понятно: «Зачем стараться, если стационарный мотор большую часть жизни проводит в темноте». Что касается надежности и долговечности, то эти двигатели не уступают по этим параметрам конкурентам. «Nanni Diesel» предлагает достаточно широкий выбор приводов для этих стационаров, а также угловых яхтенных колонок.

 

«Yanmar»

 

Стационарные двигатели этой уважаемой во всем мире фирмы всегда отличались очень привлекательным внешним видом, отменным качеством элементов не только силового агрегата, но и «обвеса». В среднем классе два мотора мощностью 40 и 55 л.с. очень похожи, только один трех-, а другой четырехцилиндровый. Моторы мощностью 75 л.с. отличаются от них головкой блока цилиндров: у модели «4JH3-TE» – обычная двухклапанная, у модели «4JH4-TE» – четырехклапанная.

«Yanmar» очень охотно использует преимущества турбонаддува, благодаря чему вес моторов при большой мощности невелик. Невелики и внешние размеры. Практически все моторы мощностью до 75 л.с. могут быть укомплектованы поворотными яхтенными колонками оригинального производства. Иными словами, покупая стационарный двигатель «Yanmar», покупаешь все сразу и в одном месте – проще, чем при покупке колонки стороннего производителя, и ремонтироваться.

 

«Volvo Penta»

 

Этот шведский производитель хорошо известен в России: его продукция долгие годы эксплуатируется у нас и стала как родная. Надежность, простота в обращении и большой ресурс не только силового агрегата, но и всех прочих – вот что приносит славу этой фирме.

В среднем классе мощностью от 30 до 100 л.с. «Volvo Penta» предлагает три основные модели: две атмосферные и одну надувную. Заботясь о ресурсе моторов, «Volvo Penta» делает их с большим рабочим объмом, даже несмотря на наличие турбонаддува. Поклонникам больших моторов это по душе: большой – значит, надежный.

 

Кривые мощности и крутящего момента моторов «D2-40» и «D2-75» имеют «полку», т. е. «размазаны» в сравнительно большом диапазоне оборотов. Это позволяет мотору несильно напрягаться в режимах «полки» и при этом выдавать полный крутящий момент, что ведет не только к увеличению ресурса дизельного мотора, но и к уменьшению расхода топлива. Недаром такие моторы, кстати, вначале появившиеся в авомобилестроении, полностью соответствуют последним экологическим требованиям и по многим параметрам даже превосходят их.

«Volkswagen»

 

Это новый игрок, борющийся за свою нишу на рынке моторов в категории «средний класс», и, надо сказать, достаточно успешно. Эксплуатируя свои наработки в дизелестроении с довоенной поры «Volkswagen» штампует моторы на любой вкус. «Хотите тихий, медленный, но мощный – пожалуйста, хотите высокооборотный и мощный – нет проблем»…

Основные отличия стационарных моторов этого производителя – отменная тяга, низкий расход топлива и современные технологии. Все это позволяет предполагать большой ресурс и высокую надежность. Вообще большой рабочий объем, отработанная на автомобилях конструкция и привлекательный внешний вид – опасные ловушки для тех, кто выбирает себе стационарный мотор, но деньги, затраченные на приобретение силового агрегата от «VW», оправдают себя, поскольку в этом случае вы получите экономичный мотор с хорошей тягой, стабильно работающий долгие годы.

 

«Steyr-Motors»

 

Еще один новобранец в нашем обзоре – австрий ская фирма «Steyr», которая вот уже более 20 лет предлагает на рынке двигатель моноблочной конструкции. «Моноблок» подразумевает отсутствие такого привычного всем элемента, как голов ка блока цилиндров. По отзывам многих зарубежных государственных организаций, которые эксплуатируют эти моторы, ресурс их действительно, как и обещает производитель, составляет 10 000 часов и более. В номинации моторов средней мощности у «Steyr» есть всего один стационарный мотор мощностью 85 л.с.

 

По экологическим нормам он считается одним из лучших и годен для использования на Боденском озере (втором по размерам внутреннем водоеме в Центральной Европе после Балатона) по стандарту «Bodensee II». В этом году в России открылось представительство этой фирмы, так что с элементной базой проблем быть не должно.

«FNM Marine Engines»

 

В 1975 г. свою активную деятельность на ниве стационарных моторов для водной стихии начала фирма «C.M.D.» (ныне ее подразделение «FNM Marine Engines»). Сегодня в цехах этого производителя собирают двигатели мощностью от 45 до 250 л.с. Большую роль «FNM» при создании новых силовых агрегатов отводит турбонаддуву, который помогает мотору отдавать всю возможную мощность с небольшого рабочего объема без потери ресурса.

В нашей категории – от 30 до 100 л.с. – в арсенале «FNM» есть два атмосферных мотора, составляющих серию – это «AM 60 E» и «AM 45 FT».

 

P. S. В обзоре рассмотрены только те стационарные моторы, которые в той или иной степени доступны сегодня в России и имеют поддержку в виде гарантийного обслуживания, поставки запасных частей и расходных элементов.

 

Игорь Владимиров.

 

Источник: «Катера и Яхты», №204.

Оставить комментарий

Комментарии: 0