Массовые европейские яхты. Мейнстрим. Часть 2.


Основную долю сравнительно недорогих парусных яхт в мире выпускают французский конгломерат «Beneteau»/«Jeanneau» (хотя с технической точки зрения это два предприятия, яхты которых различаются как конструктивно, так и «идеологически», если так можно выразиться) и две немецкие фирмы: «Bavaria Yachtbau GmbH» и «HanseYachts».

 

Их парусные суда длиной от 30 до теперь уже 60 футов — это своего рода «мейнстрим» массового парусного судостроения, средоточие современных технологических, конструкторских и дизайнерских тенденций, они фактически и формируют европейский парусный рынок. Поскольку охватить все выпускающиеся в настоящий момент модели не представляется возможным, остановимся на наиболее характерных или интересных лодках упомянутых фирм, стараясь больше уделить внимания подходам к созданию яхт нижней части производственных линеек — не длиннее 30–35 футов.

 

Хотя, нельзя не заметить, что в данном секторе различия между моделями разных фирм не так уж и велики, да и ТТХ яхт очень близки. Также стереотипна и планировка подобных лодок: практически все они имеют носовую каюту с двуспальной V-образной койкой, салон — в центре судна с двумя диванами по бортам (один из которых часто имеет L- или С-образную форму) и столиком между ними, а также кормовую двухместную каюту под кокпитом. Такая планировка позволяет выделить шесть спальных мест, которых более чем достаточно для семейного отдыха.

 

В обязательном порядке лодки имеют камбуз, гальюн с душем и штурманский стол. Однако нельзя сказать, что все яхты рассматриваемого класса похожи друг на друга, как две капли воды. «Дьявол, как известно, прячется в деталях», вот на них-то и надо обращать особое внимание. Поэтому далее мы попытаемся сравнить несколько популярных (и известных в России) моделей парусных судов, демонстрирующих характерные для этой группы лодок технические особенности. А начнем мы с яхт «Bavaria», широко представленных на нашем рынке.

«Bavaria» — крупнейший изготовитель парусных яхт в Германии и второй в мире после «Beneteau»/«Jeanneau». Автоматизировав свое производство, фирма смогла поставить процесс изготовления судов в буквальном смысле на конвейер, выпуская их тысячами (суммарный объем производства моторных и парусных лодок на фирме превысил в 2005 г. 3500 единиц). В Европе (например, в Голландии) современные быстроходные яхты этой верфи заслужили хорошую репутацию.

 

Из интересующего нас ряда баварская верфь в настоящее время выпускает две яхты — «30-ю» и «33-ю» крейсерские модели серии «Cruiser» (спортивно ориентированные лодки серии «Match» — это тема отдельного разговора). Благодаря любезности одной из итальянских фирм, мы смогли ознакомиться (правда, кратко) с этими яхтами на воде и представить, чего можно от них ожидать.

 

Очень интересной и удачной показалась нам «Bavaria 33 Cruiser». Она всего лишь на 110 см длиннее своей младшей «сестры», но заметно просторнее и удобнее как для работы с парусами, так и для отдыха. Шумы на ходу под мотором невелики (правда, увы, с легкими резонансными вибрациями) — их уровень в салоне при 2200 об/мин составил 75 дБ(А). Отметим, правда, что это был двигатель «Volvo Penta» старой серии, сейчас «Баварии» комплектуются двигателями серии «D1-20» и «D1-30» (последний — опционный для 33-й модели), что должно дополнительно улучшить акустический комфорт.

 

Кокпит «33-й» невелик, но удобен — ключевым и здесь (как на рассмотренных в первой части статьи яхтах «Harmony») является отсутствие погона гика-шкота, который вынесен на рубку (сейчас такое решение уже становится нормой практически для всех производителей). Поэтому кокпит получился «чистый», по-настоящему семейный, с удобным открывающимся проходом в корме и большим столиком с откидывающимися «крыльями».

 

Впрочем, надо отметить, что вшестером за столиком уже тесновато, а вот для четверых — в самый раз. Рулевая колонка имеет большое штатное место для размещения дисплеев и индикаторов дополнительного навигационного оборудования. Управление яхтой штурвальное, при этом штурвал весьма большого диаметра. На яхте четыре лебедки: две фаловые — на рубке, две шкотовые — на корме.

 

Расположение последних своеобразно — в корме кокпит тесноват, и матросы могут работать с этими лебедками, лишь как- то вывернувшись лицом в корму. Видеть при этом стаксель для его точной настройки матросы не могут. Впрочем, для чисто семейной яхты это не так уж и существенно.

 

Более того, это гораздо удобнее для главы семьи, который сам стоит за рулем и работает на шкотах, а домочадцы отдыхают: для рулевого расположение лебедок оказывается очень удачным. Но человеку азартному и желающему добавить в кровь адреналина, это может показаться явным недостатком.

 

Поведение яхты на воде имеет свои особенности. Во-первых, под парусами «33-я» проявила легкую тенденцию к приводу на ветер. Нельзя сказать, что она лежит на руле, но тенденция «держать нос к ветру» у лодки совершенно явная. Особенно хорошо это было заметно на периодически сваливавшихся с итальянских гор порывчиках.

 

Впрочем, усилия на руле минимальные, и даже неопытный рулевой справится с коррекцией курса «Bavaria 33» без труда. Во-вторых, яхта на кренах тащит за собой воду, не сильно, но все-таки волнообразование неидеально. Видимо, обводы у транца имеют излишне сильную полноту, что сделано ради увеличения вместимости — косвенно об этом свидетельствует большой простор в кормовой каюте.

 

Впрочем, это особенность, пожалуй, большинства современных круизных лодок. Мы не ставили перед собой задачу снять полярную диаграмму лодки, но можем отметить, что при ветре около 5 м/с нам удалось достичь скорости 6 уз, что вполне приемлемо для яхты такого размера. Из других плюсов «Bavaria 33» отметим просторные и светлые внутренние помещения с большим количеством дерева, тиковую отделку кокпита, входящую в штатную поставку, и очень изящный внешний вид, радующий глаз.

 

В целом нам представляется, что «Bavaria 33» — хороший вариант недорогого и комфортабельного семейного крейсера: базовая цена лодки составляет около 67 тыс. евро. Помимо уже сказанного, надо отметить, что для повышения комфортабельности плавания и отдыха на борту имеется немало возможностей — на верфи можно заказать любое дополнительное оснащение, а это может привести к повышению цены практически на четверть — до 80 тыс. евро. Об этом не стоит забывать перед покупкой любой яхты!

 

Ближайшим аналогом «Bavaria 33» по своим размерениям является серия «Sun Odyssey 35» от французской верфи «Chantier Naval Jeanneau». Ее проектировал Марк Ломбар, хорошо известный своими океанскими гоночными машинами.

 

Кроме того, малые яхты круизной серии «Sun Odyssey» у «Jeanneau», как правило, служат основой для выпуска в тех же корпусах спортивных лодок серии «Sun Fast», а значит, от «Sun Odyssey 35» покупатель вправе ожидать более азартного поведения на воде (за что, впрочем, придется так или иначе заплатить). Формальные основания для таких ожиданий есть — «Sun Odyssey» чуть длиннее по КВЛ и несет больше парусины.

 

Разница в подходе к созданию этих двух яхт проявилась уже при первом знакомстве: «Jeanneau» может существовать не только в двух-, но и в трехкаютном варианте (что увеличивает число спальных мест до семи-восьми с учетом салона). Впрочем, мы уже писали в первой части статьи, что в длительный поход на борту 10-метровой яхты не стоит брать больше пяти-шести человек, так что трехкаютная компоновка — явно чартерный вариант.

 

Более разнообразны и варианты комплектации «Sun Odyssey 35» килем: помимо двух традиционных исполнений («глубокого» и «мелкого» киля с бульбом — так же, как и у «Bavaria») есть еще одно — с подъемным килем (тогда лодка комплектуется и двумя рулями), в этом случае осадка яхты при подходе к берегу может быть уменьшена до 96 см, правда, на ходу она превысит 2 м.

 

Кокпит «Jeanneau» выглядит просторнее, и шестеро человек размещаются в нем свободно — здесь отсутствует массивная приставка к рулевой колонке, сама колонка гораздо изящнее, а вот угол, под которым видны смонтированные на колонке дисплеи и приборы, более удачно выбран на «Bavaria». Штурвал на «Jeanneau 35» меньшего диаметра — усилия на нем повыше, но яхта все равно остается под контролем. По-иному размещены шкотовые лебедки (их также две штуки) — они ближе к носу.

 

Как следствие, рулевому работать с ними в одиночку оказывается куда труднее, чем на «Bavaria» (приходится сильно тянуться или даже пересаживаться), а вот шкотовым — гораздо легче. Для одиночного управления «Sun Odyssey 35» подходит явно меньше. Заметим еще, что комингс немного высоковат — впрочем, особых проблем шкотовым это не доставляет (но решение «Bavaria», где лебедки расположены на комингсе — удобнее).

Оригинален интерьер яхты: французам удалось найти техническое решение, фактически повышающее полезный объем внутреннего пространства. Это сдвигающийся штурманский столик: в рабочем положении он перекрывает часть одного из диванов салона, в нерабочем — попросту сдвигается назад, перекрывая собой ненужное в данный момент сиденье штурмана.

 

Благодаря такому необычному ходу удалось сделать просторный салон и выгородить очень большой отсек для гальюна. Остроумно! Отметим еще, что под мотором лодка по шумам практически идентична «Bavaria» — при работе трехцилиндрового 27-сильного «Yanmar» на 2200 об/мин уровень шума в салоне не превышал 74 дБ (А).

 

На ходу под парусами «Jeanneau 35» проявила себя лучше, чем «Bavaria». Стремление приводиться у нее практически отсутствовало — впрочем, на порывах яхта все же слегка «виляла носом», но более «острый» (если можно так по-автомобильному выразиться) руль меньшего диаметра позволял гораздо проще гасить эту тенденцию.

 

Зато усилия на руле «Jeanneau 35» выше — не скажем, что в этом есть что-то страшное (скорее, наоборот, нашей команде это даже понравилось), но кому-то может оказаться не по душе. В четырехбалльный или более сильный ветер маневры на «Jeanneau» потребуют от рулевого заметно больших усилий, особенно, если ему же придется работать и на шкотовых лебедках (здесь надо отметить очень удачно подобранный типоразмер лебедок на «Bavaria»).

 

Скоростные качества «Jeanneau» тоже оказались повыше — в тех же самых условиях, что и упомянутая выше «Bavaria», опробованная нами яхта показала скорость 6.4–6.5 уз — на пол-узла больше. Мелочь, но приятно! Все-таки лишние 75 см длины по КВЛ (при равном водоизмещении) и чуть больше парусины играют свою роль. Хотя на кренах «Jeanneau» тоже тянула воду.

 

Ну, что тут сделаешь — за комфорт и простор на маленькой яхте надо платить. А платить, кстати, за «Jeanneau 35» придется прилично — ее базовая цена по каталогу «Yacht Trends 2006» составляет целых 92 тыс. евро, правда, тут в штатную поставку входит более мощный двигатель, душ в гальюне и система горячей воды. Заметим, что «Bavaria» с такой комплектацией стоит около 72 тыс. евро, это все равно меньше (практически на 30%).

 

Строго говоря, прямым конкурентом по цене для «Bavaria 33» является «Jeanneau 32» с базовой ценой порядка 64 тыс. евро, но она на целый метр короче своей конкурентки (а размерения «Bavaria 33» и «Jeanneau 35», как вы можете видеть из приводимой таблицы, почти совпадают).

 

Посему выходит, что, приобретая «Bavaria», вы получаете, что называется, «больше яхты за свои деньги». Это представляется идеальным для тех, кто только начинает приобщаться к спокойному отдыху под парусами. «Jeanneau» же больше подойдет тем, кто уже готов платить за те «вкусности» в поведении лодки, которые неощутимы для неофита.

 

Наглядное различие концепций: «Bavaria 33» — это чистый семейный крейсер, очень подходящий для управления одним человеком, «Jeanneau 35» азартнее и быстроходнее, но для полной реализации ее качеств экипажу придется поработать.

 

На этом пока остановимся.

 

АРТУР ГРОХОВСКИЙ. ФОТО АВТОРА, «BAVARIA» YACHTBAU GMBH» И «CHANTIER NAVAL JEANNEAU».

 

Источник: «Катера и Яхты», №202.

Оставить комментарий

Комментарии: 0