Свободный класс яхт. Часть 1.


В статье рассматривается история развития и основные черты популярного направления свободных классов яхт. Приведены примеры проектов, освещены правила наиболее популярных классов. Сегодня можно с уверенностью говорить о мировом буме развития «свободных классов» парусных яхт. Интерес к зрелищным трансокеанским гонкам экстремальных Open60 подхлестнул появление семейства меньших по размеру и более доступных классов, построенных по аналогичному принципу: Open50, -40, -30 и т.д.

 

Яхтсменов особенно привлекают высокие скорости судов и возможность применения технических новшеств. Очевидно, в скором будущем эта волна дойдет и до Украины. Поэтому рассмотрим подробнее популярное современное направление «свободных классов», в продолжение начатого в «Шкипере» № 6’2000 разговора об эволюции яхт.

Что такое свободные классы яхт?

 

Свободные классы предусматривают для яхт отсутствие всяких обмерных формул. Вместо этого, внутри класса существуют лишь общие ограничения размеров. Как правило, лимитируется длина корпуса и (или) площадь парусности, иногда задаются предельная осадка, водоизмещение и некоторые другие основные параметры. Кроме того, обычно вводятся требования к безопасности (остойчивость, непотопляемость), обитаемости и минимальному оборудованию яхт.

 

Подчеркнем принципиальное отличие. Гандикапные системы и обмерные формулы (IOR, IMS и т.д.) штрафуют увеличение скорости яхт; а все, что создатели системы не умеют «уравнивать» вообще запрещается. Наоборот, идеология современных классов Open заключается в минимуме простых ограничений и в поощрении быстроходных яхт. Конструктору нет необходимости «обманывать правила» и можно смело экспериментировать с новыми конструкциями.

 

Рамки свободного класса позволяют строить практически любую яхту в пределах заданных размеров корпуса и вооружения. Существенно, что обводы корпуса, форма и тип парусов, килей, рулей и т.д. могут изменяться в очень широком диапазоне. На практике встречаются более и менее «свободные» классы яхт: рассмотрим это на примерах наиболее характерных судов и классов.

 

 

Немного истории

 

Порой кажется, что свободные классы — это новомодное веяние последних лет; но многие из них существовали задолго до появления Open60. Например, в 6’2000 уже вкратце упоминалось о шхерных крейсерах (Scharen-Kreuzer), строившихся в северной Европе в начале 20 века. Это — яркий пример свободных классов. Шхерные крейсера делились на классы по площади парусности 22, 30, 40, 55, 75 м2 (за это их еще называли Square Meter Classes) Остальные размеры корпуса и вооружения могли изменяться в достаточно широких пределах.

 

                                                                 Обводы и парусность шхерного крейсера класса 22 м2 (1930-е)

 

Длина наибольшая — 10.97 м; длина по КВЛ — 6.88 м; ширина 1.83 м; осадка — 1.30 м; минимальный надводный борт — 0.46 м; парусность обмерная — 21.9 м2; водоизмещение — 1.78 т. Характерен узкий корпус с длинными свесами, тонкий киль, высокое парусное вооружение.

                                                                           Шхерный крейсер класса 30 м2

 

Длина наибольшая — 13.11 м; по КВЛ — 8.46 м; ширина 2.11 м; осадка — 1.52 м; минимальный надводный борт — 0.57 м; парусность обмерная — 30 м2; водоизмещение — 2.88 т

 

Класс 30 м2 получил наибольшее распространение — на этих яхтах в 1920-30-е годы проводились так называемые «джентельменские гонки» выходного дня. Кстати, ближайшие «родственники» шхерных крейсеров — яхты-монотипы класса «Дракон» (1927 г.), хорошо известны старшему поколению наших яхтсменов. Показательно, что уже в 1960-е на мировом уровне считалось, что свободные классы крейсерских яхт по типу шхерных крейсеров «представляют чисто исторический интерес».

 

Характерно, что свободные классы в первую очередь появились и сохранились среди тех типов судов, где распространенные обмерные системы (RORC, IOR и т.д.) «не работали»: крейсерские и гоночные швертботы, многокорпусники, и даже парусные доски. Небольшие и сравнительно дешевые классы позволяли оперативно внедрять и опробовать технические новинки.

 

Свободный класс 14-футовых швертботов-двоек International 14 оформился в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Уже тогда экстремальные швертботы У.Фокса и М.Джайлса имели предельно облегченную конструкцию и глиссирующие обводы корпуса, за счет чего достигали высоких скоростей. Эти лодки оказали несомненное влияние на развитие других типов гоночных яхт: например, в International 14 впервые была применена летучая трапеция, оттяжка гика и т.д. Таким же источником свежих идей были австралийские швертботы Skiff, имеющие более чем столетнюю историю!

 

                                                                  Швертбот международного свободного класса International 14

 

Длина корпуса — не более 4.267 м; длина габаритная (включая выдвижной бушприт) — не более 7.010 м; ширина — до 1.83 м; минимальный вес корпуса — 74.25 кг; парусность не более 18.58 м2 (грот и стаксель); площадь асимметричного спинакера не ограничена, обычно около 32 м2; высота мачты — не более 7.626 м; экипаж — 2 чел.; 2 трапеции; разрешено применение углепластика. Нормируется аварийная плавучесть, оговорена высота двойного дна. Запрещено использование более одного шверта и поворотных мачт.

 

Свободные классы в СССР

 

В принципе, и мы уже проходили свободные классы. Напомним, что советская довоенная классификация яхт предусматривала в основном свободные классы: речные швертботы Р10, Р20, Р30 и Р45 (где цифры означают площадь парусности), морские швертботы М15, М20 и М30.

 

Позднее, в конце 1960-х были введены свободные классы крейсерских швертботов Т2 и Т3 с обмерной парусностью соответственно 20 и 30 м2. Класс Т2 насчитывал более 260 вымпелов.

 

                                                                             Швертбот класса Р30 (1930-е)

 

Длина наибольшая — 8.5 м; ширина наибольшая — 2.00 м; высота борта на миделе — 0.55 м; осадка — 0.2 / 1.44 м; площадь парусности обмерная — 29.9 м2; водоизмещение порожнем — 600 кг.; экипаж — 3 чел. По классификации 1947 г. класс переименован в Р3

                                                                          Швертбот класса Т (1964 г.)

 

Длина наибольшая — 7.75 м; по КВЛ — 6.76 м; ширина наибольшая — 2.36 м; высота надводного борта на миделе — 0.79 м; осадка — 0.24 / 0.95 м; площадь парусности обмерная — 19.95 м2; водоизмещение порожнем — 1.015 т; высота в каюте — 1.28 м. Материал корпуса — фанера. Впоследствии на базе класса Т появились Т2 и Т3 с парусностью 20 и 30 м2 соответственно.

 

Большой популярностью пользовался национальный свободный класс гоночных швертботов М (выработанный на основе М20) — к 1960-м их флот по стране насчитывал 3,5 тысячи судов. Свобода творчества яхтсменов и конструкторов была настолько широкой, что среди «эмок» встречались даже катамараны, построенные в полном соответствии с правилами класса!

                                                                                   Швертбот класса М (1960-е)

Длина наибольшая — 6.50 м; по КВЛ — 5.90 м; ширина наибольшая — 1.99 м; высота борта на миделе — 0.62 м; осадка — 0.18 / 1.40 м; площадь парусности обмерная — 20 м2; водоизмещение порожнем — 800 кг; экипаж — 3 чел. Материал корпуса — дерево, шпон

 

Бросается в глаза некоторое внешнее сходство швертботов классов Р30 и М с современными экстремальными 60-футовиками. Те же отвесные штевни (ограничена наибольшая длина корпуса, а как известно, «длина бежит»), два пера руля, бортовые шверты, грот со сквозными латами на поворотной мачте и т.д. — и все эти «технические новинки» применялись в свободных классах… еще в 1930-е годы!

 

С введением системы обмера IOR для крейсеров и «монотипизацией» олимпийской программы свободные классы в СССР как более «примитивные» утратили свое значение. К концу 1980-х, национальные Т2 ютились на задворках отечественного парусного спорта.

 

Характеристика

Классы

Речные 
швертботы

Морской
швертбот

Крейсерский
швертбот

Р2

Р3

Р4

М

Т

Длина наибольшая, м

не ограничена

6.50

8.20

Длина по КВЛ, м

не обмеряется

не обмеряется

не обмеряется

Ширина, не менее, м

1.70

1.95

2.15

1.95

2.25

Осадка, м

не обмеряется

не обмеряется

не обмеряется

Высота борта, не менее, м

0.30

0.35

0.45

0.43

0.55

Площадь парусности обмерная, м2

20

30

40

20

30

Водоизмещение, т

не обмеряется

не обмеряется

не обмеряется

Тип парусного вооружения

произвольный

шлюп

шлюп

 

Класс «Микро»

 

Пожалуй, одним из популярнейших современных свободных классов стал «Микро». В 1977 г. он был создан по инициативе французского журнала «Bateaux», а с 1978 г. уже начал разыгрываться «Микро»-кубок. Благодаря демократичности правил класса и невысокой цене, эти пригодные как для гонок, так и для крейсерских плаваний пятиметровые яхточки завоевали множество сторонников, в том числе и в нашей стране.

                                                                      Яхта класса «Микро» дивизиона «гоночный прототип»

 

Длина наибольшая — 5.50 м; по КВЛ — 5.25 м; ширина наибольшая — 2.45 м; осадка — 1.1 м; площадь парусности обмерная — 18.5 м2; водоизмещение порожнем — 450 кг; экипаж — 3 чел. Материал корпуса — армированный пластик.

 

Сущность правил класса «Микро»

 

Корпус яхты должен вписываться в габаритную схему обмера: наибольшая длина корпуса ограничена величиной 5.50 м, длина по КВЛ — не более 5.25 м; ширина — не более 2.45 м; осадка — не более 1.10 м; высота надводного борта — не менее 0.7 и 0.5 в носу и корме. Парусность: грот плюс стаксель — не более 18.5 м2, спинакер — 18.5 м2. Ограничивается количество и длина лат, размеры серпов и шкаторин.

 

Яхты разделены на три дивизиона: «серийный круизный», «серийный гоночный» и «гоночный прототип» с минимальным весом 560, 540 и 450 кг соответственно. У более комфортабельных «круизеров» высота в каюте должна составлять 1.25 м, обязательно наличие камбуза. А для спартанских «прото» в каюте достаточно всего 1.15 м высоты и три постоянные койки…

 

Кроме того, предусмотрен контроль за остойчивостью яхт: проверяется начальная остойчивость и способность яхт к самоспрямлению при крене 90 градусов, а также требуется обеспечение непотопляемости. Подробнее с правилами класса «Микро» можно ознакомиться на сайте www.microclass.org

 

В настоящее время день класс «Микро» по-прежнему представляет интерес, хотя правила и лимитируют энерговооруженность яхт, применение новомодных технических новинок, материалов и т.д. Поэтому неторопливые «микрики» уже не устраивают слишком экстремальных яхтсменов. Тем не менее именно «Микро» проложил дорогу прогрессивным и более популярным современным свободным классам крейсерско-гоночных яхт.

 

В чем привлекательность свободных классов?

 

1.Яхты свободных классов гоняются по фактическому, а не по исправленному времени, что обеспечивает большую спортивность соревнований;

 

2.В отличие от построенных «под обмер» относительно быстроходных (т.е. с учетом гандикапа) судов, яхты свободных классов развивают высокие абсолютные скорости;

 

3Свободные классы стимулируют творчество яхтсменов и конструкторов по совершенствованию яхт, позволяют применять новые конструктивные решения, обеспечивая прогресс в развитии гоночных судов.

 

4.Правила свободных классов просты для понимания и стабильны в течение длительного времени, что гарантирует лодкам долгую спортивную жизнь;

 

5.Современные Open достаточно безопасны и могут эффективно управляются минимальным экипажем.

 

Только сравнительно недавно, после разочарования в IOR, IMS и других «справедливых» системах, произошло второе рождение свободных классов. Действительно, уравнивать шансы на победу пересчетом времени и гоночным баллом, якобы исключая влияние материальной части – это примерно то же самое, что «уравнивать» расчетом заложенные генетически физические данные спортсменов.

 

Такого нет, пожалуй, ни в одном другом виде спорта. На практике приходится согласиться, что зачастую в парусном спорте конструкторы и строители яхты – такие же соавторы победы, как и экипаж. В свободных классах работает очевидный честный принцип: хочешь выигрывать — не хитри с обмерными формулами, а модернизируй яхту или строй более быстроходную.

 

Можно утверждать, что создание «уравнительных» систем обмера и гандикапирования – это в основном англо-американское направление. На сегодняшний день, на поле культивирования свободных классов морских гоночных яхт лидирует Франция.

 

Можно утверждать, что создание «уравнительных» систем обмера и гандикапирования – это в основном англо-американское направление. На сегодняшний день, на поле культивирования свободных классов морских гоночных яхт лидирует Франция.

 

Альберт НАЗАРОВ, яхтенный конструктор www.nazarov.non.ru

 

nazarov@yand.crimea.com

 

Источник: http://ukryachting.net

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 18:10)

    rytuał miłosny

  • #2

    viagra (Пятница, 14 Июль 2017 10:55)

    Viagra Super Active

  • #3

    viagra (Воскресенье, 13 Август 2017 02:03)

    loan cheap