Мини - яхты из Франции.


Парус еще не получил настоящего признания у наших любителей водного туризма. И дело, пожалуй, не только в том, что промышленность не выпускала и даже не обещает выпускать для широкой продажи ни яхт, ни швертботов. Сказываются традиции: в речной нашей стране по воде путешествовали обычно на веслах. Изредка в дорогу прихватывали плохонький парусок, чтобы ставить его на попутном ветре, а позже, когда появились моторы, о парусе забыли вовсе.

 

Между тем география водных путей у нас за последние годы неузнаваемо изменилась. Шире разлились реки, спокойнее сделалось их течение. Возникли новые моря — водохранилища площадью в сотни и тысячи квадратных километров. Водными видами спорта стали заниматься там, где еще недавно экономили каждый литр воды. В чемпионатах Советского Союза по парусу теперь ежегодно выступают команды республик Средней Азии и это никого не удивляет. А вот к возможности использования паруса для туризма по-прежнему нет доверия.

 

При Центральном Совете по туризму при ВЦСПС существует секция водного туризма. В сфере ее влияния — байдарочники, водномоторники. А вот парусники, оказывается, к туризму не имеют никакого отношения. На этот счет существует четко отработанное положение: парус— это чистый спорт. Ну а если даже какой-нибудь чудак и поставил на своей лодке парус, это дела не меняет; ведь основным средством передвижения у него все равно остается мотор или, на худой конец, весло.

 

Не будем умалять преимущества механического транспорта. Главное из них, конечно, скорость. Самая маломощная моторка развивает больше 10—12 км/час, а ведь для парусной яхты такая скорость близка к предельной. Тут, собственно, и говорить не о чем; в борьбе за скорость парус явно неконкурентоспособен. Но есть у него свои неоспоримые преимущества.

 

Вот, на мой взгляд, любопытный эпизод. Осенью прошлого года мне привелось проходить на яхте у Березовых островов, расположенных вдоль северного берега Финского залива. Дул слабый, балла полтора, ветерок и скорости у нас было не больше 2,5—3 узлов. В узком проливчике нас догнала лодка с подвесным мотором. Как бывает в таких случаях, обгоняющие выражали свои чувства жестами и возгласами. Но самое интересное, что этих возгласов мы не слышали.

 

Впрочем, думаю, что и сами они их не слышали, потому что все заглушал треск мотора. Лодка вскоре скрылась за островом, а мы в полной тишине, которая теперь была особенно заметной, продолжали скользить вдоль берега. Слышен был даже шорох ветра в листве. Положа руку на сердце, могу сказать: нет, мы не завидовали сидящим в моторке! И совсем не хотелось бросить яхту и идти в плавание под непрерывный грохот «Вихря», не говоря уже о запахе бензина.

 

Считается, что парус менее надежен, чем мотор. Обычно говорят: а что делать с парусом, если будет полный штиль? Действительно, без ветра яхта не пойдет. Но много ли в походе встречается дней или даже часов полного безветрия? Каждый, хоть раз участвовавший в дальнем плавании, знает, что гораздо чаще приходится иметь дело со штормами и шквалами.

 

Трехбалльный ветер разводит на открытой акватории волну, при которой идти не только на мотолодке, но и на каютном катере тяжело. А вот яхта, даже самая маломощная, прекрасно справляется с пяти— шестибалльными волнами, когда плавание на катере вообще невозможно. Практически парус выходит из строя гораздо реже, чем мотор.

 

Разве что порвется, но и в этом случае его можно быстро заменить или починить. Для ремонта паруса не понадобится ничего, кроме иглы, ниток и нескольких кусков ткани. Отпадает проблема запчастей. А самое главное это то, что для парусного судна не требуется горючее. Можно уйти в многодневное плавание, не заботясь о том, чтобы на пути была бензоколонка или хотя бы шоссе, на котором можно остановить догадливого шофера.

 

Не надо понимать сказанное как агитацию против водно-моторного туризма, тем более, что на случай полного штиля мы рекомендуем иметь на яхточке маломощный подвесной мотор! Каждому свое: пусть у нас будет еще больше моторов, моторных лодок и катеров, но рядом с моторным и другими видами водного туризма должен занять подобающее место и парусный. Любителям отдыха на воде это принесет много радости. И можно не сомневаться, что найдется немало желающих приобрести недорогое, но надежное и хотя бы минимально комфортабельное суденышко, на котором основным видом движителя будет именно парус.

 

А теперь практическая сторона дела. Какие именно парусные лодки целесообразно выпускать для широкой продажи? Каютные или открытые? Со швертом или балластным килем? Из каких материалов их предпочтительнее строить? Какова по сравнению с соизмеримыми моторными лодками и катерами может быть их стоимость? Прежде чем ответить на эти вопросы, ознакомимся с иностранным опытом: вот данные (см. таблицу) о нескольких яхтах минимальных размеров, выпускающихся в настоящее время французскими верфями.

 

«Бианик» — Это самая маленькая в серии французских мини-яхт. Взяв за основу традиционные формы рыбацких лодок, конструкторы сумели модернизировать их, приспособив для серийного пластмассового производства. «Бианик» имеет округлые обводы. Килевая линия наклонена так, что наибольшая осадка яхты в корме; это позволяет вплотную подходить носом к берегу.

 

Плавный подъем днища к транцу сделан для уменьшения сопротивления движению. Яхта легко всходит на волну. Тяжелый балласт (почти 50% от веса яхты без экипажа) обеспечивает хорошую остойчивость. Кроме того, и это характерно для большинства мини-яхт, банки кокпита утоплены ниже уровня палубы, что позволяет несколько снизить положение центра тяжести яхты.

 

Невысокая и широкая (почти на полную ширину яхты) рубка хорошо вписывается в общий силуэт судна и наряду с подъемом палубы в носовой части защищает сидящих в кокпите от брызг. Вместо привального бруса вдоль борта проложен толстый растительный трос.

 

Водонепроницаемый ящик, образующий комингс при входе в каюту, используется для хранения припасов. Имеются два дивана-рундука длиной 2 м. Высота каюты маловата (около 1.2 м), но человек среднего роста все-таки может расположиться на диване сидя. Очевидно, длина по КВЛ 4.3 м—это та наименьшая длина мини-яхты, при которой еще удается разместить на ней жесткую рубку и оборудовать две койки. При дальнейшем уменьшении размерений придется, пожалуй, устраивать ночлег на пайоле, как это делает экипаж «Дюймовочки» (см. стр. 107).

 

Вооружение яхты исключительно простое. Мачта, установленная на крыше рубки, поддерживается парой вант и штагом. Вращающийся на вертлюге гик обеспечивает возможность [Строго уменьшения площади грота (парус наметывают на гик). Для слабого ветра парусность «Бианика» представляется маловатой; следовало бы предусмотреть дополнительный стаксель увеличенных размеров.

 

Непотопляемость яхты обеспечивается жесткими воздушными ящиками общим объемом 450 л, расположенными под поликами и банками. Сравнительно небольшой вес яхты позволяет легко перевозить ее по суше. Возможность транспортировки на трейлере за легковой машиной и составляет одну из

важнейших причин все более широкого распространения яхточек такого класса во многих странах мира.

 

«Бег Мейл». Отличительными чертами этой мини-яхты являются малая осадка и очень просторный кокпит, занимающий больше половины ее длины. По внешнему виду это типичная рыбацкая лодка, какие можно встретить и у нас на Черном море.

На ней также вполне обитаемая каютка с двухметровыми диванами и тем не менее остается еще достаточно места для работы с парусами и якорем на баке, огражденном релиигом. По бортам рубки оставлены проходы, а на крыше предусмотрены поручни. Кокпит самоотливной. Под банками находятся рундуки. Яхта отформована из стеклопластика и собрана из двух монолитных частей; одна из них — это палуба с рубкой и кокпитом, другая — корпус.

 

Мачта расчалена двумя парами вант и штагом. Балласт состоит из закрепленных под пайолами мешков с песком. Порожний вес яхты благодаря этому уменьшен до 280 кг, что, конечно, еще больше упрощает ее транспортировку. По ходовым качествам яхточка не уступает легким швертботам: хорошо идет в слабый ветер и в то же время очень чувствительна к регулировке парусов и перемещениям экипажа. Лавировочные качества значительно улучшились бы при установке шверта. В качестве вспомогательного двигателя предусмотрен подвесной мотор мощностью около 5 л. с.

 

«Лион». Яхта-компромисс «Лион» представляет собой парусный вариант пластмассовой моторной лодки для рыбаков. И на ней половина длины корпуса занята кокпитом. В носовой части короткая, но более высокая, чем на других яхточках, рубка и обнесенный релингом бак. Кстати, установка релингов типична для большинства даже самых малых яхт. Банки в кокпите не доходят до рубки, оставляя свободное пространство у борта, что удобно для рыбаков.

 

 

Под обоими диванами в рубке находятся ящики со снаряжением и продуктами. В форпике, куда можно попасть только с палубы через форлюк, установлены полочки, на которых хранятся швартовные концы, якорь и т. п. Корпус имеет округлые обводы. По всей длине днища проходит невысокий балластный киль. Боковая площадь этого киля недостаточна для того, чтобы обеспечить судну приемлемые лавировочные качества, поэтому имеется и швертовое устройство.

 

Несмотря на то что обводы корпуса рассчитывались на плавание под мотором, «Лион» неплохо ходит под парусом, имея на борту экипаж из трех человек и полное снаряжение, включая подвесной мотор. «Марэн». Конструкция этой яхты показывает, что может получиться из маленького «Бианика», если его сделать немного больше, увеличив длину всего на 42 см. Прежде всего — более высокий надводный борт. Между рубкой и кокпитом появилось место для установки стационарного двигателя мощностью около 5 л. с. В рубке достаточно высоко, чтобы даже высокий человек мог свободно сидеть на диване.

 

Снабжение размещается в форпике и гробах. Под кормовой банкой самоотливного кокпита находится отсек для припасов, закрывающийся герметичной крышкой. Мачта из легкого сплава, установленная на крыше рубки, поддерживается двумя парами вант и штагом. Опорой мачты служит усиленный бимс. Высокая устойчивость яхты на курсе позволяет рулевому при отсутствии большого крена надолго оставлять руль. Это очень удобно при плавании в одиночку и особенно при ловле рыбы на ходу.

 

«Гапион». Верфь «Бенто», выпускающая эту яхту, специализируется на постройке малых рыболовных судов. Первой продукцией из стеклопластика на верфи была палубная шлюпка для траулеров, которая вскоре стала выпускаться и для рыбной ловли, и в качестве прогулочной лодки. В обводах «Галиона» многое от этой пластмассовой шлюпочки.

 

Прочный широкий корпус с достаточно острой носовой оконечностью хорошо приспособлен для плавания в свежую погоду в прибрежной полосе моря. Длинный балластный киль, по-видимому не обеспечивающий яхте высоких лавировочных качеств, удобен при подходах к берегу. Рубка, по форме напоминающая устанавливаемые на более крупных яхтах, отформована заодно с палубой и кокпитом.

 

Большие окна обеспечивают хорошую освещенность каюты. На крыше рубки два люка: один со скользящей крышкой в корме, а другой — с откидной крышкой — в носовой части (он может быть использован для того, чтобы работать с парусами, не выходя на палубу). Кокпит огражден комингсом, который является продолжением стенок рубки и имеет подушки для установки шкотовьх лебедок. В банках кокпита размещены ящики для снабжения.

 

Кормовой ящик используется для размещения бензобака. У входа в рубку предусмотрено место для установки стационарного двигателя, а в ахтерштевне и руле имеется вырез для гребного винта. Высота в рубке 1,4 м. Под диванами — ящики для продуктов и снабжения. На пиллерсе, поддерживающем мачту, укреплен складной столик. В форпике установлена этажерка.

 

Мачта и вращающийся гик — деревянные. Стоячий такелаж состоит из двух пар вант и штага. Как и «Марэн», «Галион» обладает хорошей устойчивостью на курсе и может при не слишком большом крене (до 20°) часами идти без рулевого. При оборудовании яхты стационарным двигателем вес балласта рекомендуется уменьшить.

 

«Эксплоратер». Это — лучший ходок из всех восьми рассматриваемых яхт. Он длиннее и относительно уже предыдущих моделей и несет большую площадь парусности. Осадка его тоже больше; сконцентрированный в районе ЦТ балластный киль обеспечивает отличные лавировочные качества. Высокий надводный борт, особенно в носовой части, хорошо защищает палубу от заливания.

 

Конструкторы позаботились о том, чтобы придать яхте современный вид. Оригинально выполнены и отдельные детали конструкции.Сдвижная крышка над входом в рубку имеет козырек, защищающий от брызг. В лобовой стенке рубки предусмотрен люк, через который можно работать с парусами у мачты.

 

 

Подвесной мотор установлен не на транце, а в колодце. Бензобак находится под кормовой банкой кокпита. Форпик выделен переборкой. Два трубчатых пиллерса, на которые опирается установленная на крыше рубки мачта из легкого сплава, выгнуты так, чтобы не загромождать проход между диванами. В оборудовании «Эксплоратера» многое от больших крейсерско-гоночных яхт. Имеются погон гика-шкотов, образующий кормовой релинг, лебедки стаксель-шкотов, оттяжка гика, спинакер-гик.

 

Яхта формуется из стеклопластика тремя секциями: корпус; кокпит, полки, пол и койки рубки; палуба с рубкой и банками кокпита. «Баленье». Самая большая и тяжелая из французских мини-яхт. Выпускается в двух вариантах: как катер без парусов и балласта и как парусник. Оборудование примерно такое же, как и на «Эксплоратере». Стационарный двигатель устанавливается под трапиком у входа в рубку.

 

Если, бы нам довелось выбирать лучшую из восьми рассмотренных яхточек, мы остановили бы выбор в группе более крупных — на «Эксплоратере», а в группе наименьших — на «Бианик». Во всяком случае знакомство с этими несколькими французскими , мини-яхтами позволяет выявить характерные особенности судов рассматриваемого класса и сформулировать ответы на вопросы, поставленные в, начале статьи.

 

Прежде всего, если иметь в виду постройку достаточно большой серии дешевых, надежных и простых яхточек, а речь идет именно об этом, то наиболее подходящим материалом будет стеклопластик. Ни легкий сплав, ни тем более дерево или фанера, на наш взгляд, не подходят для поточного производства сложных по форме . частей корпуса, не позволяют максимально упростить и механизировать их изготовление и сборку.

 

Идеальный вариант, как видно на примере большинства рассмотренных проектов французских мини-яхт, — это формование на матрицах двух монолитных частей (корпуса и рубки с палубой и кокпитом), которые затем, как две половинки мыльницы, надеваются одна на другую и соединяются одним швом. Получается легкий, прочный и герметичный корпус, который, кстати, легко сделать непотопляемым. В данном случае не может быть аналогии с постройкой моторных лодок.

 

Там коммерческая целесообразность применения того или иного материала в основном зависит от стоимости самого материала. Сравнительно простые обводы небольших остроскулых мотолодок с примерно одинаковым успехом могут быть выполнены и из фанеры, и из пластмассы. А вот Строить из фанеры мини-яхту, это значит разбивать производство на изготовление десятков узлов и деталей, которые затем должны быть очень тщательно подогнаны и собраны на стапеле. Можно с уверенностью сказать, что это будет и долго, и дорого.

 

Естественно, организация пластмассового производства может окупиться только при достаточно большой серийности. Вероятно, при выпуске даже нескольких десятков яхт в год все еще целесообразно строить их из фанеры. Ясно, что фанера остается и наиболее подходящим материалом для любительской постройки мини-яхт. Нужно только иметь в виду, что при этом придется в какой-то мере упростить обводы, а размерения фанерной яхты, по сравнению с пластмассовой, лучше несколько увеличить.

 

На стоимости это практически не отразится, а ходовые качества и комфорт будут значительно выше; кроме того, это упростит постройку благодаря увеличению радиусов изгиба фанерных листов обшивки. С конструкцией ряда фанерных мини-яхт мы уже знакомили читателей (см., например, чертежи яхты длиной 4,5 м в вып. 2 и яхты «Пап-16» длиной 4,88 м в вып. 11); в этом выпуске помещено описание яхточки «Дюймовочка», представляющей собой уменьшенный до предела вариант самодельной мини-яхты. Однако вернемся к пластмассовым яхточкам массовой фабричной постройки.

 

Сколько же может стоить пластмассовая мини-яхта? Моторная лодка из стеклопластика «Кафа», как известно, стоит 450 рублей. Если считать, что стоимость пластмассового корпуса пропорциональна его весу, то получится, что корпус мини-яхты типа «Бианик» будет стоить 660 рублей. С учетом стоимости парусного вооружения и некоторого Дополнительного оборудования, которое необходимо установить на яхте, цена ее составит что-то около 1000- рублей. Эти прикидочные подсчеты подтверждаются и опытом французских судостроителей.

 

Например, открытая мотолодка длиной 4,7 м и шириной 1,95 м стоит (без мотора) 6900 франков, а близкая к ней по размерам яхта «Марэн» — 7950. Но сравнивая мотолодку и мини-яхту, следует помнить, что в первом случае мы имеем дело с судном, рассчитанным в основном на кратковременные прогулки, а во втором — с настоящим крейсером, который, несмотря на скромные размеры, представляет собой мореходное и сравнительно комфортабельное судно, пригодное для многодневных походов.

 

Как же должен выглядеть этот мини-крейсер?

 

Конечно, в качестве прототипа может быть выбрана почти любая из рассмотренных выше яхточек. Все они имеют одно назначение: позволить экипажу из двух-трех человек, например одной семье, совершать путешествия в прибрежных районах моря в течение летнего отпуска. Каюта с двумя спальными местами и просторный кокпит вполне удовлетворяют этому назначению. В ночное время на ходу — один человек за рулем, остальные спят. Днем весь экипаж находится наверху. На стоянке пространство между диванами закрывается закладной доской и тогда в каюте могут разместиться на ночь все три человека.

 

На большинстве яхт рассматриваемого класса приняты округлые обводы, характерные для рыбацких лодок, — полные, с большим развалом и подъемом бортов в носу, с транцем и навесным рулем в корме. Благодаря этому мини-яхты хорошо всходят на волну и в то же время объем внутренних помещений удается сделать не слишком малым. Малый вес и габариты мини-яхт не только упрощают эксплуатацию, ремонт и зимнее хранение, но и позволяют без труда перевозить их как на прицепе-трейлере, так и просто в кузове грузовой машины.

 

Для туризма это представляет дополнительное удобство: вместо того чтобы сплавляться по реке, можно сразу завезти яхту на водохранилище или озеро. Другой вариант — можно пройти маршрут в один конец (например, вниз по течению), а обратно отправить яхту по суше. Осадка подобных яхточек невелика и практически вряд ли будет ограничивать район плавания (для самых мелководных районов, очевидно, следует рекомендовать туристские суда иных типов, например, открытые швертботы или байдарки с парусом).

 

Благодаря малому весу мини-яхты для обеспечения ее непотопляемости необходимо выделить сравнительно небольшие герметичные объемы; размещение воздушных ящиков, обычно отформованных заодно с корпусом, не вызывает особых затруднений и усложнения конструкции. Как правило, основные объемы располагают под кокпитом и под пайолом в каюте.

 

Для всех мини-яхт характерна большая величина отношения веса балласта к весу яхты без экипажа. На всех рассмотренных судах, кроме компромисса «Лион», она превышает 30%, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к яхтам для открытого моря. Таким образом, можно сделать вывод, что при проектировании любой маленькой яхты отношение веса балласта к площади парусности и водоизмещению следует выбирать с таким расчетом, чтобы гарантировалась безопасность плавания при любом ветре и волне.

 

Вряд ли стоит рекомендовать постройку яхт, на которых в качестве балласта использованы мешки с песком. Не говоря уже об аварийной возможности смещения мешков, песок не обеспечивает достаточного снижения центра тяжести из-за небольшого удельного веса и в то же время занимает много полезного объема.

 

Варианты со швертами для столь малых, но в то же время мореходных яхт также не рекомендуются по целому ряду соображений. Это не дало бы заметного выигрыша в и без того небольшой осадке, так как для надежности все равно пришлось бы делать яхту компромиссом с балластным килем, зато усложнило бы и постройку корпуса, и планировку каюты, и управление.

 

Непременной особенностью яхточек должен быть самоотливной кокпит, повышающий безопасность плавания и одновременно улучшающий условия эксплуатации суденышка. Парусное вооружение должно быть крайне простым, чтобы яхтой |егко управлял один человек, и надежным. Установка мачты (желательно заваливающейся) на крыше рубки будет исключать возможность проникновения воды через пяртнерс и освобождает пространство в жилом помещении.

 

Для уменьшения площади грота в штормовую погоду (т. е. взятия рифов) гик надо сделать вращающимся; устанавливать при этом патент-гик нет необходимости, так как парус площадью 7—10 м2 легко свернуть вручную.В качестве вспомогательного двигателя на мини-яхте необходим подвесной мотор, для хранения которого можно использовать один из ящиков под банками кокпита. Под кормовой банкой должен быть предусмотрен отсек для бензобака. Из моторов, выпускаемых нашей промышленностью, наиболее подходящие— «Салют» и «Ветерок». Последний из них обеспечит 5-метровой яхточке скорость до 15 км/час.

 

В планировке мини-яхты должно быть предусмотрено место для камбуза; увлекаться сложными конструкциями камбуза нет смысла, так как вряд ли стоит рассчитывать на то, что экипаж будет заниматься приготовлением пищи во время качки. Возможный вариант общего расположения маленькой яхты (длина 4,4 м) показан на приводимом эскизе.

 

Источник: Журнал КиЯ №13 1968г

 

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 22:35)

    rytuał miłosny