Удаление старой краски на корпусе малого судна химическим способом.


Вред лишней краски очевиден. Известно, например, что толстый слой масляной краски опасен в пожарном отношении (она горит со скоростью 5 -8 м/мин). Уже после нескольких перекрашиваний, коrда толщина слоя достиrает 0,5 — 0,8 мм, краска начинает представлять собой значительный «мертвый груз» и в то же время все хуже защищает металлический корпус от коррозии.

 

При модернизации одного из зарубежных линкоров бнаружилось, что за время eгo эксплуатации на корпус было нанесено 33 слоя краски (преимущественно свинцовой) весом около 1500 т. Для удаления старой краски с металлических поверхностей в судоремонте кроме механическоrо способа широко применяется химический. Химическими реагентами размягчают краску, растворяя содержащиеся в ее составе естественные или искусственные смолы, после чеrо она легко снимается даже ручным шпателем.

 

Чаще Bceгo используются те же чистые органические (летучие) растворители, которые употребляются для растворения смол при изготовлении красок (табл. 1), но известны и составы, специально выпускаемые для удаления старой краски так называемые смывки. Эти смывки бывают двух типов: щелочные (табл. 2, 3) и органические (табл. 4); наносятся они чистой капроновой кистью.

 

Кроме указанных в таблицах, можно использовать следующие составы. Для удаления этинолевых красок — 10%-ный раствор щелочи (едкий натр) при температуре + 5O — 60ОС.

 

Для удаления масляных красок:

 

1) 10 — 12%-ный раствор каустической соды, загущеиный 40 — 50% (по весу) кислотостойкой глины (порошкообразной, в сухом состояиии);

 

2) на 1 вес. ч. каустической соды — 14 вес. ч. воды; раствор загустить 3 вес. ч. совелита (составы по рецептам 1 и 2 наносятся слоем толщиной до 5 мм шпателем или капроновой кистью при температуре 20ОС; снимаются через 30 мин; при недостаточном растворении старой краски операцию следует повторить);

 

3) кислотные составы по одному из следующих рецептов: соляной кислоты (с уд. весом 1,19) — 25%, воды — 23%, глины белой — 52% или соляной кислоты — 42 %, воды — 48 %, глииы белой — 10%; после удаления размягченной краски поверхность металла нейтрализовать раствором 40% -ной (по весу) негашеной извести в 60% воды;

4) рецепт НИИЛКа: на 8 вес. ч. бензола по 1 вес. ч. парафина и древecнoгo спирта; через 2 — 3 ч после смачивания разбухшую краску удаляют металлическнм шпателем.

 

Для снятия красок, сушка которых происходила при высоких температурах (80 - 120ОС), применение всех указаиных составов малоэффективно. 

Составы и смывки содержат взрыво- и огнеопасные вещества и кроме тoгo легко испаряются — летучи. При работе с ними запрещается курить, разводить oгoнь и применять электрические нагревательные приборы (плитки, отражательиые печи) с открытыми cпиралями.

 

Работающий должен надеть противогаз или, в крайнем случае, респиратор, так как некоторые летучие yглеводы в составе смывок оказывают вредное воздействие на легкие и нервную систему: при длительном их вдыхании может, в частности, произойти отек легких (для курящих и со смертельным исходом).

За последиее время отечественная промышленность начала выпускать более безопасные смывки СА-2, СА-3, СА-4, СП-I, СП-2, СП-3, СП-6. Местные предприятия бытовой химии также выпускают смывки различных марок и составов, обычно применительно к какой-либо определенной группе красок: для масляных, для эмалей, для нитрокрасок. Ассортимент их довольно широк, причем нередко одинаковые по составу смывки имеют различные наименования.

 

Смывки, выпускаемые для автомобильной промышлениости и называемые растворителями для красок, с успехом мoгут быть применены для снятия нитроэмалей, а в некоторых случаях для глифталевых и пентафталевых эмалей. Следует иметь в виду, что, пентафталевая и глифталевая краски сходны по роду смолы, поэтому растворитель для одной из них может быть применен и для другой.

Прежде чем приобрести растворитель, уточните марку старой краски, которую надо снимать, и ознакомьтесь со свайствами имеющихся в продаже саставав. Если к флакану растварителя не прилажена инструкция и не указан eго састав, необхадимо проконсультироваться у специалистов.

 

Б. П. Фаворов.

 

Источник: «Катера и Яхты», №66.

Оставить комментарий

Комментарии: 0