Камбузная мойка на базе автомобильного омывателя стекла.


Наверное, почти каждый владелец каютной лодки — пусть даже совсем небольшой — рано или поздно приходит к мысли оборудовать камбуз, что значительно повышает комфорт и автономность не только продолжительных туристических плаваний, но и коротких походов выходного дня. Каждый сантиметр обитаемого пространства “карманного крейсера” на счету, так что на первый план выступает такой показатель, как компактность — в том числе и “кухонного уголка”.

 

С подбором подходящей одноконфорочной газовой плитки проблем, как правило, не возникает — выбор подобных изделий и отечественного, и импортного производства достаточно велик. Но, помимо “очага”, полноценный камбуз предусматривает еще и наличие мойки, используемой заодно в качестве умывальника.

 

Главный вопрос — как подавать в нее воду. Если на борту имеется аккумулятор, обеспечивающий работу стартера, ходовых огней и всего такого прочего, ответ только один — нужен водяной электронасос. Можно, конечно, приобрести подобное изделие в комплекте со всеми принадлежностями (шланги, штуцеры, раковина в сборе) в специализированном магазине либо заказать по каталогу — например, “Maritim” или “Port Supply”.

 

Однако на необъятных отечественных просторах “морские” магазины или фирмы, готовые поставлять товар по каталогам, доступны далеко не везде. Да и их цены многим покажутся чересчур уж “кусачими”… Между тем решение проблемы может отыскаться на банальном рынке автозапчастей, которых в нынешние времена полнымполно даже в “медвежьих уголках” и где цены вполне подъемны для человека среднего достатка.

 

 

Вы уже наверняка догадались, что речь идет о самом обыкновенном омывателе, призванном подавать воду на ветровое стекло автомобиля — особенно если вам хотя бы раз приходилось в чистом поле мыть измазанные после замены колеса руки, отсоединив трубку электронасосика от тройника форсунок и вовремя командуя пассажиру нажимать на соответствующий рычаг под рулем.

 

Самый простой вариант — приобрести “интегральный” комплект “бачок плюс погруженный насос”, которым оборудуются, к примеру, классические заднеприводные “Жигули”. На рисунке он обозначен литерой “А”. Основные его плюсы — компактность, легкость установки в любом месте (на корпусе бачка имеется выштамповка под металлический кронштейн), а также возможность, подогрев на упомянутой газовой плитке обыкновенный чайник, разбавить содержимое небольшого бачка кипятком и получить на камбузе крошечной лодки горячую воду, прямо как в городской квартире.

 

Бачки под погруженные насосы выпускаются двух типов — обычный 2 — литровый и большой 5 — литровый (рассчитанный на установку второго насоса, подающего воду на головные фары). В принципе, и для мытья небольшого количества посуды, и для утреннего умывания хватит даже 2 — литрового объема — электропомпа омывателя расходует воду весьма экономно, что для маленькой лодки, согласитесь, большое преимущество.

 

Воду для дозаправки подобного “промежуточного водяного танка”, естественно, придется держать в канистрах. Если на борту имеется стационарный бак для воды, лучше использовать не интегральный, а отдельный насосик (вариант “Б”) — его ставят, например, на “Нивы”. Приводить помпу в действие удобнее ногой — именно так, как правило, включаются мойки даже на очень навороченных лодках.

 

Можно, конечно, попросту подобрать мощную кнопку и установить ее непосредственно на полу поблизости от мойки, но долго ли она прослужит? Лучше, наверное, соорудить обычную педаль, а выключатель использовать “обратный” — с нормально замкнутыми контактами, удерживающимися в разомкнутом состоянии усилием пружины, подтягивающей педаль наверх. Здесь опять поможет автомобильный рынок — выключатель такого типа зажигает стопсигналы на тех же классических “Жигулях”.

 

На худой конец его роль исполнит дверной “микрик”, ответственный за включение плафонов в салоне машины, поскольку принцип его работы примерно такой же. Очень важный момент — обеспечить более — менее “спокойную” подачу воды из излива (именно так именуют этот главный элемент мойки или умывальника опытные водопроводчики — сантехники, иногда применяя при этом и жаргонное словечко “гусь”).

 

Если диаметр “гуся” слишком мал, скорость струи на выходе окажется чересчур большой, отчего брызги от подставленной в мойку тарелки разлетятся по всей каюте. Наоборот ничуть не лучше: вода из излива будет едва капать. Закон Бернулли! В случае с автомобильным омывателем наиболее оптимальный вариант примерно такой: внутренний диаметр излива (который легко выгнуть из медной или латунной трубки) должен быть чуть меньше наружного диаметра полимерного шланга, надеваемого на выходной штуцер электронасоса.

 

Что — бы самодельный “излив” держался на камбузном столике и поворачивался вправо — влево, попросту нарежьте на его нижней части резьбу и закрепите ее при помощи пары гаек, металлических шайб и резиновых прокладок. Раковину мойки, увы, придется все — таки купить готовую, хотя наверняка многие придумают, как соорудить ее и из разрезанной пополам полиэтиленовой канистры… Кстати, о канистрах. Не у каждого рука повернется сверлить дыру в корпусе, дабы установить шпигат, через который вода из раковины будет сливаться за борт.

 

Если даже не затрагивать вопросы экологии и эстетики, бортовой шпигат — это место, через которое вода может легко проникнуть внутрь корпуса (при наличии проблем с герметичностью) со всеми вытекающими последствиями. Так что не лучше ли, как на большой лодке, использовать накопительную цистерну, роль которой в случае с автомобильным омывателем вполне способна сыграть 20 – 30 литровая пластиковая канистра? Опорожнить ее можно на берегу — не только в густых кустиках, но и в специально приспособленном месте, не оскверняя воду по бортам радужными мыльными разводами.

 

Чтобы внутрь лодки не попадали посторонние запахи из накопительного бака, лучше соорудить прямо под раковиной водяной затвор. Если в качестве “фановой трубы” используется гибкий пластиковый шланг, самый простой способ — свернуть его кольцом и надежно зафиксировать при помощи проволоки или “скотча”.

 

Не стоит также забывать, что лодка, в отличие от городской квартиры, на месте не стоит и время от времени способна попасть в волну. Дабы содержимое как водяного, так и накопительного “танков” при качке не расплескалось, соответствующие шланги должны подсоединяться к ним герметично. Если использовать в их качестве полиэтиленовые канистры, то подобные плотные соединения, применив известную долю фантазии и смекалки, можно сделать самостоятельно на основе придающихся к канистрам винтовых крышек.

 

При этом не стоит забывать, что при полном отсутствии контакта с атмосферой и подающая, и принимающая системы способны “задохнуться”, поэтому обязательно обеспечьте воздушный дренаж при помощи гибких пластиковых трубок: воздуху, превращающемуся в водяной емкости в вакуум, надо помочь заместиться “забортным”, а в накопительном баке наоборот — вытесняемый жидкостью воздух должен легко находить путь наружу.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №184.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0