Популярный дешевый крейсер.


Cоздaнный почти 60 лет нaзaд «Фолькбот» («Hapoднaя лодкa») — сpaвнительно дopoг и ceйчac ужe нe считaeтся подлинно «Hapоднoй» яхтoй. Яхтенным  cпopтом нa 3aпaдe хотят зaнимaться вce болee широкиe слои нaсeлeния, в том числе и люди мeнee обecпeчeнныe, поэтому большое pacпpостpaнeниe получaют лeгкиe, дeшeвыe яхточки, пpигодныe для моpскoгo пpибpeжнoгo кpeйcepствa. Яхты длиной от 4,8 до 5,8 м особенно популярны еще и потому, что разрешена перевозка их на прицепном трейлере за легковым автомобилем.

 

Опыт создания таких «дешевых крейсеров», безусловно, заслуживает внимания и в какой – то мере может быть использован и в наших условиях, особенно для любительской постройки. Ниже приводятся основные данные по трем наиболее типичным и интересным килевым яхтам такого класса.

Яхта «Пап – 16» спроектирована шведом П. Брохелом. Обшивка, палуба переборки и рубка выполнены из водостойкой фанеры толщиной 7 мм. Поперечная жесткость корпуса обеспечивается всего шестью шпангоутами и транцем. Литой бульбкиль крепится к усиленным флорам толщиной 35 мм. Пасынки заваливающейся мачты опираются на жесткий лобовой комингс рубки. 

В каюте размещены две койки размером 1,95 на 0,60 м; у входа  — камбуз (с левого борта) и платяной шкаф , оба шириной 500 мм. В яхточке могут разместится на ночлег пять человек, но для этого приходится использовать съемную подушку между койками  и банки в кокпите. Длина кокпита специально принята равной 1,8 м, а в снабжении яхты предусмотрен тент для его закрытия. Высота в каюте 1,25 м, над койками – 0,90 м; этого вполне достаточно , чтобы удобно сидеть. 

Очевидно, шведские правила не требуют обеспечения непотопляемости малых яхт (в отличие от английских и французских), поэтому в конструкции не предусмотрены отсеки плавучести , а кокпит  — открытого типа. Рулевое устройство – швертботного типа, с подъемным пером руля и поворотной тягой румпеля. Для улучшения устойчивости на курсе в корме есть небольшой плавник. Яхта обладает неплохими лавировочными и маневренными качествами, а на полных курсах в свежий ветер глиссирует. Обычная скорость около 5 узлов. 

Судно достаточно остойчиво и имеет хорошую центровку парусности. Яхта не лежит на руле даже на больших углах крена, плавно приводится к ветру. При сильных порывах ветра она кренится лишь до входа ватервейса в воду. Рулевой чувствует себя на этой яхте примерно так же, как на швертботе.  К началу 1966 г. по этому проекту уже было построено  80 яхт. 

Яхта «Дофин – 63» построена также с обшивкой из фанеры. Благодаря двум скуловым килям она имеет небольшую осадку, может ходить по мелководью и становиться на грунт во время отлива. Вес каждого киля  — 250 кг. 

Кокпит  «Дофин» — самоотливной. В каюте размещены четыре койки, из которых две кормовые – в «гробах» по сторонам кокпита. Кормовые и носовые койки отделены камбузом (на левом борту) и платяным шкафом. Эта яхта более быстроходна и остойчива, чем «Пап 16», и непотопляема, так как имеются герметичные отсеки плавучести. Построено около 100 таких яхт. 

Третья яхта «Ас де Кёр»  («Червовый туз») спроектирована известным французским конструктором Эрбюло (чертеж спроектированной им яхточки – компромисса таких же размерений «Корсар», получивший широкое распространение, опубликован в первом выпуске сборника). Для этого суденышка характерна обратная седловатость палубы, что позволило увеличить высоту над койками в каюте. Обводы яхты – с угловатыми шпангоутами; обшивка выполнена из водостойкой фанеры толщиной 9 мм и покрыта эпоксидным лаком. 

ак и во всех проектах Эрбюло, поперечная прочность корпуса обеспечивается редко расставленными поперечными переборками. Вес плавникового киля со свинцовым бульбом составляет около 30% водоизмещения, что обеспечивает хорошую остойчивость. В каюте размещены две койки; форпик используется для хранения парусов, ахтерпик – для подвесного мотора. Кокпит самоотливной. Яхта предназначена для плавания по мелководью, но французы плавают на ней в Бискайском заливе, и в средиземном море.

 

Составил по материалам журнала «Die Yacht» Н. Е. Астратов.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №11.

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 22:52)

    rytuał miłosny