Как специфицируется проект малого судна.


Спрос на малые суда промышленной постройки может колебаться в зависимости от уровня экономического благополучия в стране, но количество вновь регистрируемых катеров, лодок, яхт самостоятельной постройки – величина более стабильная, связанная, скорее, с общим развитием национальной культуры мореходства. Если в прежние времена круг конструкторов-разработчиков проектов для любителей был довольно хорошо знаком работникам инспекции по маломерным судам, осуществляющим экспертизу новостроя, то теперь, с развитием информационных технологий, нам стали доступны разработки самых разных школ, сильно отличающихся как подходами к проектированию, так и инженерным «языком», которым эти подходы реализованы.

 

Кроме того, появилось множество компьютерных программ, которые облегчают рутинную работу, но могут вызвать иллюзию, что для построения проекта малого судна достаточно правильно соблюдать последовательность нажатия кнопок клавиатуры – и любитель с энтузиазмом рисует странные корпуса, в которых все противоречит хорошей конструкторской практике. Конструктору-любителю важно понимать, что каким бы ни было техническое обеспечение процесса, количество принимаемых решений при разработке малого судна остается величиной постоянной, определяемой прежде всего уровнем требований к проекту.

 

Описание стадий этого процесса, собственно, и составляет содержание любого справочника по проектированию судов, а также предмет деятельности нашего журнала все десятилетия, что существует раздел «Мастерская». Для чего это нужно? Не для того, чтобы исполнить некий ритуал. Хотя изложение мыслей на бумаге или экране само по себе дисциплинирует творческий процесс, но судостроитель-любитель должен всегда помнить о том, что с его творением должен будет досконально ознакомиться по крайней мере один специалист – инспектор ГИМС при первичном ТО судна.

 

Чем полнее и понятнее будет представлена ему техническая документация, тем меньше вопросов возникнет у него при назначении формулы класса вашего судна, определении его грузоподъемности и района плавания. С типовой цепочкой стадий разработки проектной документации многие знакомы. Выглядит она, как правило, так: техническое задание – эскизный проект – технический проект – рабочий проект.

 

Судостроителю-любителю, который основную работу делает своими руками, обычно достаточно ограничиться эскизным проектом с отдельными элементами технического (общий вид, теоретический чертеж, конструктивный чертеж, таблица нагрузки масс, расчеты статики, ходкости, прочности и т.п.) и, возможно, рабочего проекта – если какие-то изделия будет изготавливать сторонний исполнитель. Без чего не обойтись, так это без технического задания (ТЗ), даже если оно не будет оформляться документально.

 

ТЗ дает возможность определиться с основными требованиями к своему судну и верно расставить приоритеты. С этапами составления ТЗ можно ознакомиться в статье конструктора А. Колосова в №201 (стр. 94). Сейчас речь пойдет о спецификации – документе, в котором сжато представлены основные сведения о вашем судне, характеризующие его как технический объект, способный удовлетворить потребности владельца, сформулированные ранее в ТЗ.

 

Спецификация всегда сопровождает грамотно сделанный проект, но если она по какой-то причине отсутствует, желательно разработать ее на основе имеющихся данных по проекту и приложить к пакету подаваемой в ГИМС документации.

 

Состав и названия разделов спецификации строго не регламентируются и могут меняться в зависимости от особенностей проекта, но есть вещи, которые должны быть учтены обязательно.Разделы документа и их содержание для типичного моторного либо моторно-парусного судна описаны в табл. 1. Не обязательно проявлять литературные таланты, достаточно перечислить все требуемые характеристики с должным соблюдением приоритетов.

С общим описанием все ясно – никто не знает лодку лучше ее строителя.

 

Данные по эргономике и обитаемости профессиональных судов обычно выносят в отдельный раздел; для частного прогулочного судна их вполне можно совместить со сведениями о конструктивном типе. Несмотря на то, что район плавания и грузоподъемность вам назначит инспектор при освидетельствовании, свои претензии на уровень мореходности стоит отразить в соответствующем разделе заранее. То же относится и к беспечению аварийной плавучести, и к оснащенности аварийно-спасательным имуществом. Требования ГИМС в этих разделах общеизвестны, и не стоит упускать возможность показать знания норм.

 

Но рядовой потребитель услуг госинспекции по-прежнему с нетерпением ожидает появления полного законодательства по маломерным судам с обновленной нормативной базой. Не надо стремиться расписать в документе все особенности вашего судна без исключения. Во всех аспектах его описания – конструктивных, технологических, эксплуатационных, экологических и пр. – в первую очередь важны те черты, которые обеспечивают безопасность и надежность использования судна в главном его назначении – приносить радость владельцу.

 

А. Д.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №237.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0