Памяти Евгения Александровича Гвоздева.


Евгения Александровича Гвоздева можно с уверенностью назвать легендой российского парусного спорта. Действительный член Географического общества СССР, он пересек Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз. На яхте «Гетан» Гвоздев побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около 4 тыс. миль. «Я метался по Каспию, как тигр в клетке» – так говорил Евгений Александрович о своих походах того времени.

 

58-летний судовой механик из Махачкалы отправился в свое первое кругосветное плавание после того, как в течение 13 лет бороздил Каспийское море на маленькой яхточке, переделанной из шлюпки. В начале 90-х годов прошлого столетия с помощью спонсоров Евгений Александрович смог построить новый пятиметровый швертбот «Лена», на котором и отравился в первое плавание за пределы моря-озера.

 

Он ушел из Новороссийска 15 декабря 1992 года, а в апреле 1993-го писал из Одессы: «Поделил все продукты пополам. Буду идти вперед, пока не съем половину, а на остальное вернусь. Так что не волнуйтесь – осенью буду дома». Кругосветное плавание – это личный план самого капитана. Спонсор, выдавший Гвоздеву 100 долларов, отправил его в Черное море с совсем другим заданием: пройти вдоль берега до Стамбула и обратно.

 

Гвоздев в роли испытателя яхты выданные деньги отработал, но задание по своему разумению продлил, рассчитывая на то, что за Босфором хозяин яхты поневоле будет ему помогать, поскольку опасное океанское плавание только прославит парусную скорлупку. Босфор пройден – только вперед!

А впереди ожидало разное: албанцы отобрали деньги и до Лас-Палмаса пришлось похудеть на 20 килограммов, «Все плохое забудется.

 

Хороших людей все равно больше», – говорил Евгений Александрович. С острова Барбадос он прислал телеграмму: «Атлантику перешел за 45 дней без приключений. Намерен выйти в Тихий океан, если Канцев вышлет денежку». Канцев (спонсор) тогда деньги не выслал, помогли пуэрториканцы. 1994 год был отдан Тихому океану. Затем полгода в Австралии: шел вдоль берега от Брисбена до Дарвина.

 

Лето 1995 года было посвящено Индийскому океану. Маршрут пролегал по десятому градусу южной широты. Гвоздев заходил на острова Рождества, Чагос, Сейшелы. В Сомали его ограбили и чуть не убили местные жители. До Джибути добрался он уже совсем налегке. В Российском посольстве тогда честно признались, что заботиться о своих гражданах у них нет возможности.

 

Консервами выручили моряки с французского фрегата. Красное море путешественник с трудом одолел за 86 дней. Встречный ветер, 40-градусная жара и мириады подозрительных лодок и катеров с любителями легкой наживы. «Африканские воды – не место для прогулок», – отметил капитан Гвоздев.

Наконец, Средиземное море, и 17 февраля 1996 года в лабиринте греческих островов яхта «Лена»замыкает кольцо кругосветного плавания.

 

За четыре года на родине произошли столь резкие изменения, что отважный путешественник не знал, как его встретят. Но весть о том, что наш человек в одиночку прошел вокруг света на маленькой яхточке, разлетелась с быстротой молнии, одарив  людей удивлением и радостью. Есть еще у нас чудаки, способные своими идеями вдохновить или заставить задуматься тех, кому Бог не дал возможности побродить по свету!

 

От Новороссийска до Актау (с заходом в Махачкалу) он шел вдвоем со старым приятелем Владимиром Степановым. Это благодаря ему мы знаем о хождении Евгения Гвоздева вокруг света. Евгений Александрович был скуп на описания и рассказы, но охотно делился выводами из уроков, полученных за тысячу дней плавания. «Главное – не рисковать. Надо научиться предвидеть ситуацию. Мысленно ее ухудшить и наметить пути отхода. Ночью надо спать.

 

Использовать любую возможность для отдыха и восстановления. К трудностям относиться легко, с юмором, как к давно желанным вещам. И что бы ни случилось, на завтрак – молочный суп для создания домашней атмосферы. И, конечно, любить море, свободу. Тогда плавание получится».

27 июля 1996 года «Лена» пришла к месту старта, в яхт-клуб «Бриз» казахстанского города Актау.

 

Отгремели фанфары, отзвучали помпезные речи. Хозяева забрали яхту в Москву. Последовала трехлетняя сухопутная пауза, во время которой Гвоздев пытался было изложить свои приключения на бумаге. И сам же вынес приговор: «Я понял, как не надо писать». Зато понял, что надо делать дальше: идти в новое кругосветное плавание. Евгений Александрович вернулся к своему «утюжку» – небольшой (3,6 х 1,4 м) шлюпке, висевшей на балконе его дома в Махачкале.

 

Гвоздев переделал ее в супермалую яхту. Спонсором стал мэр Махачкалы Саид Амиров. Яхточку назвали в его честь, на борту появилась надпись Said. После пробного рейса по Каспию Said перебросили в Новороссийск. Отсюда, как и 7 лет назад, но уже 65-летним, Гвоздев стартовал 2 июля 1999 года для нового –  на долгие годы – кругосветного бродяжничества по морям и океанам.

 

До Гибралтара шел четыре месяца. Там англичане подарили GPS-приемник. Дальше – Канарские острова. Новый 2000-й год встретил на пути к островам Зеленого Мыса. Атлантику пересекал по диагонали, курсом на Бразилию, куда Said пришел в начале марта. Логика океанских переходов Гвоздева проста: на борт можно взять провизии и воды на три месяца (максимум на 100 дней): за это время нужно выйти к цивилизации, иначе будет трудно.

 

К Магелланову проливу Евгений  Александрович шел не спеша: там лучше появляться летом, которое в Южном полушарии длится с декабря по февраль. Встретил третье тысячелетие. В конце февраля 2001 года прибыл в Пунта-Аренас – чилийский порт почти в самой середине Магелланова пролива. Впереди, при выходе из пролива, – бесчисленное количество островков, скал, фьордов.

 

И громадные ледяные волны – работа неистовых западных ветров. Ждать, когда стихнут западные ветры, бессмысленно, потому что они не стихнут никогда. Гвоздев принял помощь чилийских военных моряков, и они забросили Said в Вальпараисо. Российский капитан продолжал познавать мир. В феврале 2002 года он сообщил о себе с Таити: он идет на Самоа, а оттуда собирается взять курс на австралийский Дарвин.

 

Продуктов у него на 4 месяца. На Таити ему подарили опреснитель морской воды – он очень обрадовался. Хотели подарить 9-метровую яхту – он отказался. Следующий переход – через Индийский океан с посещением Кокосовых островов, Шри-Ланки и индийского порта Кочин. Преодолев Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал, Евгений Гвоздев вновь оказался в Средиземном море, относящемся к бассейну Атлантического океана.

 

С большими сложностями как естественного (сильный встречный ветер), так и антропогенного характера (недоброжелательное отношение греческих пограничников, принявших Гвоздева за турка из-за специфического названия яхты Said), он преодолел Эгейское море и достиг пролива Дарданеллы, соединяющего это море с Мраморным.

 

Здесь-то и замкнулось его второе кольцо вокруг планеты. Это произошло 10 июля 2003 г. Примерно через неделю он пришвартовался в черноморском порту Сочи. А 9 августа 2003 г. Евгения Александровича на его яхте «Саид» торжественно встречали в Махачкалинском порту. Путешествие длилось четыре года.

 

19 сентября 2008 года из Новороссийска Евгений Гвоздев отправился в свое третье кругосветное одиночное плавание на яхте «Гетан II». В названии яхты были зашифрованы первые буквы имен семьи путешественника: Гвоздев Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья.

К сожалению, это путешествие стало для Евгения Александровича последним. Известный российский путешественник, 75-летний Евгений Александрович Гвоздев погиб, предположительно, 2 декабря, во время сильного шторма под Неаполем. Редакция Интернет-портала «Яхтенный мир ONLINE» выражает свои соболезнования родным и близким Евгения Александровича Гвоздева.

 

В статье использованы материалы журнала «Яхтенный Мир», сайтов www.outdoors.ru и www.vz.ru

 

http://www.ym-online.ru

Оставить комментарий

Комментарии: 0