Гонки на "МИНИТОННЫЙ" кубок в Европе.


Гонки на Минитонный кубок  уже заняли достойное место в числе прочих соревнований на мореходных яхтах, главным образом, благодаря тем усилиям, которые в течение трех последних лет прилагает инициатор розыгрыша Кубка и автор минитонной формулы парижанин Франсуа Тюфье. Соревнования официально признаны комитетом океанских гонoк ORC. Отныне они будут называться чемпионатом мира для яхт с гоночным баллом 16 футов (4,9 м) IOR и в 1979 г, будет проведен I че­мпионат. А пока расскажем о соревнованиях 1978 г, В третьих соревнованиях, состоявшихся уже не во Франции ­ в Ла- Рашели, как в 1976 и 1977 гг., а в итальянском городе Порто-Эрколе, приняли участие 38 экипажей.

 

Конструктивный стиль ­ минитонника, зародившийся во Франции, на этот раз был характерен для целого флота изящных миниатюрных крейсерских яхт под флагами уже не двух-трех, как в предыдущие годы, а восьми стран. При этом примерно половина участвовавших яхт оказались судами, построенными по оригинальным проектам, но в то же время было представлено значительное количество уже стандартных ­ серийных яхт.

 

Минитонник был создан в результате «скрещивания» ряда конструктивных идей и включает в себя ряд черт, характерных, например, для  "четвертьтонников", для яхт класса «Солинг», а в отдельных случаях ­даже для швертботов. Эта специфическая особенность класса предопределила и характер гонок: в них боролись за победу ведущие знатоки тактики и техн­ки состязаний на олимпийском «треугольнике».

 

Из числа рулевых наиболее известными яхтсменами были Губерт Раудашль, Моро Пелашье; сильнейшую команду страны ­ «хозяина» составила добрая дюжина прекрасных итальянских гонщиков. Острейшая борьба велась в ходе всех пяти гонок, предусмотренных правнлами соревнований.

Первая гонкa по треугольной трассе состоялась при юго-западном бризе средней силы и в ясную солнечную погоду.

 

Лидировавшего вначале Альбарелли (кстати сказать, чемпиона Италии в классе «Солинг») постепенно нагонял, а в конце концов обошел и финишировал первым с отрывом в 300 м молодей итальянец Савелли на яхте «Канто дель Галло». На другой день превосходство «Канто дель Галло» при ветрах мa­лой и средней силы было наглядно продемонстрировано вновь: погодные условия фактически были те же, что и накануне. И снова Альбарелли фи­нишнровал только вторым.

 

Следующая и очень важная гонка (ее результат засчитывался с коэффициентом 2) проводилась не на стандартном Олимпийском треугольнике, прикрытом от ветров островом Арджантарио, а на 66­ — мильной дистанции в открытом море. В таких условиях оба итальянца рассчитывать на успех не могли, зато реаль­ным претендентом на победу стал австриец Раудашль.

 

Действительно, используя выгодное для eгo яхты  «Ваху» усиление ветра до 6, а вpeменами и 7 баллов, Раудашль первым обогнул наветренный поворотиый знак ­ на 15 мин раньше следовавшего вплотную за ним соотечественника Фридля, шкипера яхты «Бельфлор», а затем первым же и финишировал.

 

На финише этой морской гонки не досчитались одной яхты, Ночью эки­паж французской «Молекулы» ­ швертбота с балластным швертом ­ при усиливающемся до 18 м/с ветре поставил спинакер. Яхта понеслась к финишу, временами глиссируя на гребиях волн. В тот момент, когда одному из трех яхтсменов понадобилось пройти на бак ­ что — ­то поправить в оснастке спинакер-гика, яхта, сходя с гребня особенно высокой волны, внезапно зарыскнула и ее положило на борт.

 

Под тяжестью ушедших в воду парусов яхта накренилась больше чем на 900, оказавшийся задранным вверх балластный шверт неожи­данно самопроизвольно пошел вниз­ — убрался в колодец, «Молекула» перевернулась, а вскоре и пошла на дно. К счастью, яхтсмены были сразу же обнаружены, хотя дело происходило в темноте, подняты на борт идущей следом итальянской яхты и доставлены на береr.

 

Четвертая гонкa также была маршрутной, но имела меньшую протяженность дистанции, чем третья. В начале гонки слишком слабый ветер со случайными порывами мешал Раудашлю и в еще большей степени Альбарелли. Итальянец так и не cмoг оторваться от cвoeгo 25-гo места (и не попал в шестерку призеров соревнований), тогда как австриец по мере усиления ветра стал уверенно выдвигаться на лидирующие позиции.

 

«Ваху» пришла на финиш четвертой: буквально в последние секунды этой чрезвычайно нервной для нeгo гонки Раудашль ошибочно выскочил из полосы ветра… Победу же одержал Моро Пелашье. бывший «финнист», выступавший на укороченной яхте «Тутти Фрутти» типа «Cтaг16».

 

Итальянец Савелли, яхта которогo вызвала мнoгo споров во время классификационного обмера, сумел одержать победу на последнем этапе соревнований ­ на пятой гонке по олимпийской треуrольной дистанции: он стал отрываться от соперннков прямо со старта и, умело выбирая наиболее выгодные галсы, уверенно финишировал первым.

 

Однако, даже несмотря на первые места в трех гонках из пяти, по сумме очков итальянец все­таки проиграл Раудашлю, который имел победу и лучшее, чем у Савелли, место в тех двух маршрутных гонкax, результаты которых шли с коэффициентом!

 

В соревнованиях должны были участвовать только яхты с фиксированным гоночным баллом 16 футов. Однако гонки в Порто — ­Эрколе ,при­влекли также и участников на яхтах с несколько более высоким ,баллом. В этом смысле именно яхта Савелли «Канто дель Галло» вызывала явные сомнения: так, гpoт и гик на ней были нaмнoгo больше, чем полагалось по правилам класса.

 

По поводу этих отступлений французский яхтсмен и конструктор Ален Изекъель заявил протест, но, увы, протест этот по-настоящему так и не разбирался: перед самым приходом мерителя яхтсмеиы с «Канто дель Галло» на глазок обрезали злосчастный гик ни многo ни мало, а на целых 22 см. На следующий день и гpoт был демонстративио обрезан по высоте иа значительную величину.

 

 

Стало очевидно, что итальянцы не имели ясного представления об ограиичениях класса. На некоторых судах высота надводного борта была больше, чем указано в сертификате. Зачастую обмерный контроль вообще отсутствовал: например, предъявленные яхтсменами для обмера паруса были просто-напросто проштампованы мерителями без всякой проверки.

 

Такое необъяснимое пренебрежение к обмеру не могло не отразиться на общем настрое участников розыгрыша кубка; некоторые из них покинули соревнования после третьей гонки. В этой обстановке победа, к которой был близок экипаж Савелли, в глазах многих представлялась ни чем иным, как форменным оскорблением обмерных институтов IOR. К счастью, гepoeм встречи в Порто­ — Эрколе стал Раудашль!

 

Чемпион Европы и серебряный призер Балтийской peгaты в классе «Звездиик», он вновь проявил незаурядное мастерство, выступая на этот раз на таком  солидном и многоцелевом судне, как  «минитонник». Все те экипажи, которые занимали,первые места в пяти проведенных гонкax, продемонстрировали отличное владение гоночной тактикой и умение маневрировать при устойчивых ветрах.

 

Что же касается судов, то ни одна яхта в этих copeвновaниях не смогла проявить решительное превосходство в скорости (исключением была «Канто дель Галло», успешно обгонявшая соперников при слабых ветрах!).

 

Можно сказать, что пришла пора писать слово «минитонник» с большой буквы. В настоящее время в этом молодом классе уже можно встретить великолепные суда. Наиболее характерным примером прекраснoгo минитонника является «Ваху» ­ безусловно, быстроходная и даже просторная, комфортабельная яхта.

 

Спокойная классическая форма киля, округлые U ­образные сечения по шпангoутaм и вытянутая плоская корма «Ваху» воплощают современные тeнденции, отраженные в правилах IOR. Яхта имела самую современную и coвершенную конструкцию корпуса, изготовленного из специального пенопласта толщиной 10 мм, с обеих сторон покрытоrо «кевларом».

 

Вес корпуса (850 кг) вполне приемлем, а стоимость ­ примерно на треть больше объявленной стоимости корпуса серийных яхт этого типа. Устройства для управления бегучим такелажем на «Ваху» выполнены иа шарикоподшипниках и размещены приблизи­тельно так же, как на яхтах класса «Солинг».

«Ваху» и однотипная с ней «Агуззино» (8 — ­e место) созданы усилиями трех конструкторов: 40-летнего Фонтана и двух молодых инженеров Малетто и Навона.

 

«Ваху» построили на маленькой верфи Негри и передали в распоряжеиие Раудашля вceгo за 10 дней до начала соревнований. Яхтсмен закончил ее оборудование как раз вовремя, чтобы, взяв отпуск, можно было успеть хоть нeмнoгo потренироваться. Француз Изекъель представлял в Италии другое направление ­-  усложнение, изощренность конструкции.

 

Яхта «Рокенине», на которой и выступал (и занял 3­ — e место), служит прекрасно реализованным достижением изобретательской мысли. Среди многочисленных любопытных техниче­ских решений, использованных в конструкции этой яхты, отметим, например, утяжеленный балластом шверт с хитроумным алюминиевым направ­ляющим устройством для eгo опуска­ния и подъема, а так — же носовой бульб.

 

Использована мачта со швертбота «470», изготовленная методом вытяжки из специального высокопрочного сплава и подвергнутая к тому же дополнительной термообработке. Вблизи топа мачты ее диа­метр составляет вceгo лишь 22 мм!  Благодаря этому «Рокелине» очень устойчиво шла в гонку на «длинную» дистанцию, однако управление бакштагами при такой мачте требовало особой тщательности.

 

Корпус «Рокелине» отформован из двух слоев деревянного шпона толщиной по 3 мм.  Корма яхты ­ открытая, как у «Летучеrо rолландца», и прикрывается лишь парусиновым щитком. Среди яхт, занявших первые шесть мест, только «Рокелине» имела корпус, изготовленный не из «кевлара».

Самым легким был корпус «Канто дель Галло»; это явилось результатом воздействия на конструкторов ее шкипера Марко Савелли, «перебежчика» из класса «Летучий голландец».

 

Отделка этой яхты была выполнена очень плохо; создавалось впечатление, что ее строили с применением самых примитивных средств. Точная регулировка парусов выполнена простейшим способом, гика- шкот проведен через два блока на ноке гика и один ­ посередине eгo длины.

На стакселе предусмотрена оттяжка Барбера длииой 5 м, проведенная в кокпит через два направляющих блока.

 

Все эти устройства, необычайно легкие и дешевые, как оказалось, мoгут прекрасно работать и в условиях ответственных соревнований. Савелли оказался, кстати сказать, единственным из участников, который установил на своей яхте автоматизированный спинакер-гик (конструкция, заимствованная у «швертботнстов») .

 

Спроектированная конструктором Таддеи «Канто дель Галло» послужила прототнпом серийных яхт «Cтaр­16», которые представляются, пожалуй, наиболее совершенными и удобными в управлении. К лучшим нз выступивших в розыгрыше Мннитонного кубка судам следует отнести также яхту «Марина йотинr» (5­e место), спроектированную Жаном Барретом. В целом же можно сказать, что в проектирование мннитонников на сегодня ведущее положение занимают итальянские и французские яхтостроители.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РОЗЫГЫША МИНИТОННОГО КУБКА 1978 ГОДА.

 

1 ­ Г. Раудашль, «Ваху» (Aвстрия); места в гонкax: 3, 6, 1, 4, 3;

234 очка;

 

 2 ­ М, Савелли, «Канто дель Галло» (Италия); 1, 1, 5, 9, 1: 227,75;

 

 3 ­ А. Изекъель, «Рокелине»

(Франция); 5, 8, 6, 6, 4: 215,5;

 

 4 ­ Бианчи, «Лариозонер» (Италия); 215;

 

5 ­ Ночети, «Марина Йотинr» (Ита-

лия); 206,5;

 

 6 ­ Бернардини, «Тутти Фрутти» (Италия), 205,4.

 

Франсуа Ришар.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №78.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0