Руль с переменной площадью для многокорпусников.


В настоящее время на рулях, размещаемых на транцах многокорпусников, входят в обиход рулевые перья с переменной площадью и выдвигающихся подобно шверту (см. фото). Даже обычные многокорпусные яхтсмены (не гонщики) заметили, что и хорошо обтекаемый полностью погруженный руль на скорости значительно увеличивает сопротивление, тогда как для управляемости на курсе достаточно погружения небольшой его площади. Почему бы не побороться за скорость? Из таких же соображений 20 лет назад я планировал установить на серийном катамаране-первенце «Крошка» (его оснастка затерялась в Екатеринбурге) описываемую ниже конструкцию. На следующий проект «Гардемарин» она не попала.

Предложенная конструкция показана на эскизе. В ее основе – привычная рулевая коробка с параллельными усиленными щеками. В ее передней верхней части находится ось, вокруг которой внутри «качается» подпружиненная обойма, согласующаяся с цилиндрической формой хвостовой части пера руля. Внизу перу можно придать параболическую в плане форму.

 

Чтобы подобно шверту перемещаться вверх и вниз, перо удерживается в обойме так же, как в швертовом колодце, избегая перекосов за счет «сухарика» на пере, который направляет движение пера с помощью высадки в обойме. Ось румпеля располагается в верхней передней части обоймы, и, поскольку у него есть плечо по отношению к оси качания, движением румпеля на себя можно откинуть назад обойму вместе с пером, предупреждая удар о плавающий предмет.

Кроме того, в пределах рулевой коробки, в лобовой части пера имеется «хоботок», за который можно закрепить сжимающую пружину или натянутую резину, которые будут стремиться поднять перо вверх. Таким образом, если принудительно затолкнуть перо вниз, при потравливании этого линька оно автоматически будет подниматься. Поднятое перо также может быть откинуто намеренно или внешним ударом, т.е. обеспечивается любой вариант, спасающий  от поломки не только перо, но и весь руль.

 

Следует обратить внимание на плечо «а» – оно, хотя и небольшое на первый взгляд, но является, как правило, причиной больших нагрузок на перо руля, а то и на весь руль, поэтому на эскизе у пера такая большая относительная толщина, которая тоже создает немалое гидродинамическое сопротивление формы. Следует избегать больших углов перекладки руля на больших скоростях.

При поднятом пере также меньше вероятность создания нежелательной нагрузки на руль. Предлагаемая схема позволяет держать перо наклоненным вперед под углом 4–5°, что, по представлению автора, повысит эффективность работы руля. Прижимной линь крепится за переднюю кромку качающейся обоймы и через рулевую коробку проводится к месту управления.

 

Сама же обойма, изготовленная из пластика или металла (упругого), должна в сжатом состоянии монтироваться в рулевую коробку и фиксироваться осью – в результате за счет разжимающего усилия создается трение, которое должно обеспечивать заданное положение пера, выдерживая сопротивление набегающего потока, но при ударе допускающее поворот вокруг оси качания.

Линь должен служить только для установки пера с обоймой в требуемое положение, при этом его следует полностью растравить.Рисунки только обозначают схему работы, в конкретном же случае надо исходить из имеющегося материала, размеров судна и умения строителя.

 

Герман Адрианов.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №227.

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 18:06)

    rytuał miłosny

  • #2

    Viagra Sublingual (Пятница, 14 Июль 2017 14:44)

    Viagra Super Active

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 18:25)

    синтетическая виагра