Мал золотник, да дорог - "МИКРО" яхта "ЭЛЕКТРА - 18".


Слухи об этой яхте появились задолго до ее рождения и официальной презентации. На всех ведущих парусных Интернет-форумах нашей страны в дискуссиях о проекте «Электра 18» не отметился лишь ленивый или абсолютно равнодушный к классу «Микро» человек. Всех поражала, разумеется, прежде всего цена новой лодки – практически  30 000 евро, или 1.2 млн. руб.! Правда, это цена с трейлером, но все равно – с ума сойти! Ведь все остальные отечественные конкуренты стоят практически вдвое дешевле. Ну, а поскольку по умению считать деньги в чужом кармане нашим соотечественникам нет равных, по акватории яхтенного Рунета понеслась бурная волна негативных эмоций.

 

И пришлось отправляться в далекий Волгодонск, чтобы на месте разобраться и определиться – что же это за лодка такая, и откуда взялась столь заоблачная цена. (Впрочем, надо отметить, что на весенней выставке этого года в «Крокусе» ее создатели уже пересмотрели комплектацию и сбросили цену по сравнению с начальной на 200 тыс руб.) Для начала вниманию «КиЯ» была представлена сама яхтенная верфь, на которой планируется вести серийную сборку «Электры 18», а впоследствии, после реконструкции и расширения предприятия, развернуть здесь еще и производство других судов.

 

Среди них – крейсерский парусный катамаран, килевой 43-футовик (его недостроенный корпус своей архитектурой позволяет мне назвать его «русским ответом «Hallberg-Rassy»), а также яхта с подъемным килем по проекту и технологии французской верфи «Alliaura Marine» («КиЯ» № 220) – за основу взята модель «Feeling 32». Но это только планы (хотя и подкрепленные инвестициями) – более или менее серьезно работа сегодня идет лишь над «Электрой 18».

 

Увиденное на производстве вызвало у меня двойственное впечатление. С одной стороны, это типичная малая «гаражная верфь», лишенная (пока что) больших площадей и серьезной технологической оснастки для крупносерийного производства яхт. Ничего удивительного или зазорного в этом нет – в мире существуют десятки (если не сотни) верфей подобного же уровня оснащения, и некоторые пользуются высочайшим уважением коллег-судостроителей: взять хотя бы пресловутую британскую «Green Marine», которая внутри – сарай сараем. Но ничего общего со, скажем, польскими верфями – например, с той же «Balt-Yacht», строящей массовые мини-крейсера, находящиеся примерно в одной размерно — ценовой нише с «микриками».

 

С другой стороны, меня восхитили чистота и аккуратность на предприятии: чувствуется, что традиции волгодонского «Атоммаша» – одного из серьезнейших с точки зрения технологической дисциплины и организации производства индустриальных монстров погибшей империи – еще не забыты и нашли здесь свое второе рождение, пусть и в гораздо более скромной форме.

 

(Впрочем, «Атоммаш» сейчас потихоньку оживает – глядишь, все еще и вернется на круги своя.) Чистота и порядок в цеху – просто немецкие. Реализован, например, очень важный момент – выклеивание корпуса и его достройка происходят в разных помещениях. Смешно вроде бы об этом говорить (кажется, это естественное требование пластикового производства), но, например, на одном из предприятий «Ferretti» (!) в одном углу полируют матрицу под следующий корпус, в другом корпус ламинируют, в третьем обрезают с уже готового облой.

Второй момент – достройка яхты идет не на кильблоках, а в жестком стапеле – фактически в копии матрицы. При этом сборка корпуса выполняется много точнее (отсутствуют даже минимальные перекосы и деформации), а сам он получается жестче. Этот технологический процесс схож с применяемым на французской верфи «Amel» («КиЯ» № 223).

 

Но «Amel 54» относится к культовым элитным яхтам со стоимостью под миллион евро, а здесь – обычная «микрушка». Стоит ли овчинка выделки?

Стоит – убеждены руководители предприятия и предъявляют мне свою концепцию проекта: «Семейная мини-яхта,  класса премиум, предназначенная для приобщения к парусу требовательных и привыкших к высокому качеству людей». Для этого при постройке лодки используются наиболее качественные материалы и комплектующие.

Причем даже с некоторым перебором: например, при постройке применяется так называемый «барьер-коут» (англ. «Barrier coat») – специальный защитный слой, наносимый между гелькоутом и собственно ламинатом, полностью исключающий проникновение воды в ламинат и, следовательно, возникновение осмоса. Эта технология пока что применяется далеко не на каждой европейской верфи даже первого класса!

 

Но создатели «Электра 18» пошли еще дальше – они формуют корпус с использованием винил-эфирной смолы (все синтетические материалы – от фирмы «Ashland»). Логика такова – подобные дорогие, но прочные и долговечные материалы позволят долго сохранять цену яхты на вторичном рынке. Высочайшему качеству яхты (а в нем все желающие могли убедиться на выставке в «Крокусе» – она и вправду была, «как игрушка») подчинено все: например, изощреннейшая конструкция корпуса, для производства которого используется комплект аж из 32 матриц для различных деталей и секций корпуса.

Для сравнения – заметно более крупный «MacGregor 26» («КиЯ» № 191), который можно было видеть на той же выставке, один из образцов массового (даже сверхмассового) яхтостроения формуется всего лишь в 20 матрицах. А все это тяжким грузом ложится на себестоимость. Слов нет, конструктор «Элект ры 18» Александр Черезов создал великолепный образец конструкторского перфекционизма.

 

Даже ложементы трейлера, повторяющие обводы корпуса с точностью до миллиметра, больше напоминают произведение искусства. Лодка заслуженно вызвала уважение президента Ассоциации класса «Микро» Филиппа де Троя, посетившего «Яхтенный центр «Адмирал Ушаковъ», силами которого и выпускается яхта. Но вот найдет ли она платежеспособных клиентов в достаточном количестве? Если честно, то у меня однозначного ответа на этот вопрос нет…

Но пришла пора приступить к испытаниям. На тест были  предоставлены две лодки: одна с традиционным спинакером (и ламинатными парусами питерской фирмы «K-Sails»), вторая – с бушпритом и геннакером (под традиционным дакроном той же мастерской). Для начала мы попытались оценить остойчивость лодки, для чего на один борт вблизи миделя встали два человека.

 

Яхта накренилась, но совсем незначительно. Позже я убедился в том, что и три человека на одном борту «Электры» могут стоять без опаски (ну, почти без опаски). Впоследствии я уточнил, что ЦТ лодки находится всего на 290 мм выше КВЛ – очень хороший показатель для столь малого суденышка, не имеющего традиционного балластного киля.

 

Внутренняя отделка и комплектация весьма достойны – стереомагнитола «Pioneer», изящный комплект приборов (часы, термометр, барометр) «под старину», небольшой распределительный щит, складывающийся столик над швертовым колодцем, освещение каюты, выдвижной (из-под кокпита) камбузный модуль с плитой и мойкой. Все сделано аккуратно и без какого -либо намека на «наколенную сборку».

 

Диваны – с мягкими велюровыми подушками, подволок покрыт специальным теплоизолирующим материалом и мягкой легкомоющейся декоративной зашивкой (правда, она оставила свои осыпающиеся волокна на шершавой поверхности моей фотосумки), во всех лючках стоят москитные сетки. Редкие для данного класса форпик (якорный отсек) и ахтерпик (кранцы, топливный бак) позволяют держать каюту сухой и чистой. Доселе мне еще не приходилось видеть столь хорошо укомплектованных «микрушек»!

 

Ничуть не хуже дела обстоят и наверху – яхта имеет бегучий такелаж из Dyneema и Spectra, отличные блоки и стопора от «Harken», в просторном (здесь и вчетвером не тесно) кокпите предусмотрены штатные места для брандер-щита, весла и отпорного крюка. В настиле отформован лючок, под которым прячется купальный трап. «Полный аллес капут», как выражался один из героев «Покровских ворот». Немного удивило отсутствие погона каретки гика-шкота, но создатели позиционируют свою лодку все же как крейсерскую, хотя и в гонках она уже успела себя неплохо зарекомендовать – второе место в женском зачете на чемпионате мира 2009 г.

На ходу под парусами «Электра 18» оказалась достойна своей цены и отделки. В слабый ветер (около 2.5 м/с) с тремя человеками на борту яхта спокойно держала скорость порядка 3 уз (до 3.7 в гоночный бейдевинд), легко маневрировала, охотно выполняла повороты оверштаг. При усилении ветра примерно до 3.5 м/с скорость возросла до 4.7 уз.

 

Кокпит удобен для откренивания, его комингсы отформованы примерно так же, как на «Sun Fast 3200» («КиЯ» № 213), что позволяет с комфортом сидеть на них, привалившись к леерам.  Вообще эргономике яхты, по словам А.Черезова, уделялось очень большое внимание, и это заметно: находиться в кокпите и работать со снастями удобно, все сделано «по рукам».

Высокий надводный борт несколько ухудшает аэродинамику (в слабый – около 2 м/с ветер лавировочный угол лодки равен примерно 94–96°, что великовато для яхты, имеющей спортивное происхождение), но вызывает чувство безопасности и защищенности. Накрененная на борт до 90° «Электра» не заливается водой через открытые люки. Центровка «Электры 18» безупречна (по крайней мере, в тех ветровых условиях, которые довелось встретить), она не лежит на руле.

 

Давление на нем несильное, но даже в слабый ветер опытный рулевой сможет чувствовать лодку по усилию на румпеле. К сожалению, на скорости более 4.5 уз перо руля начинает слабо вибрировать – причина этого явления сейчас изучается*. На ходу лодка подтвердила свою репутацию очень остойчивого судна – совершенно нет «швертботного» ощущения, тот же «MacGregor» даже с залитым водяным балластом на слабых порывах кренится куда охотнее.

Интересно, что при равной площади лавировочных парусов версия яхты с ламинатным «гардеробом» оказалась почти на целый узел быстрее своей «дакроновой» сестры в тех же ветровых условиях. Впрочем, дакроновый комплект успел поучаствовать в нескольких регатах, так что мог и потерять форму.

 

Резюме

 

Отлично спроектированный, собранный и укомплектованный микрокрейсер, построенный по стандартам куда более дорогих и крупных яхт – своего рода «state of art» в своей размерной категории, к тому же с хорошими ходовыми качествами. Технически лодка практически безупречна. Вопрос же о том, найдется ли достаточное количество перфекционистов, готовых заплатить за нее заметно больше, чем за отечественные (и даже некоторые зарубежные) аналоги, находится за рамками данной статьи.

 

Артур Гроховский. Фото автора и Алексея Ушакова.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №226.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 00:54)

    rytuał miłosny

  • #2

    Kamagra Super (Четверг, 13 Июль 2017 20:46)

    Viagra Soft

  • #3

    sex telefon (Суббота, 12 Август 2017 22:58)

    Камагра