Камелек для обогрева яхты.


Все изменилось за последние годы. Мы стали много путешествовать, появилось много новых развлечений, а отдых и развлечения на воде — одни из лучших. Жаль, только что сезон такой короткий. Но его можно и нужно продлевать! Сделать это позволяет отопление. Кроме того, холодные дни и ночи встречаются даже в теплых широтах. Ваша лодка должна отрабатывать вложенные в нее деньги. А если вы захотите ее продать, то наличие на ней отопления — это дополнительный весомый аргумент в пользу хорошей  цены.

 

Существующее для этого оборудование можно разделить на два типа: для местного (рассчитанного на одно помещение) и зонального (на два и более помещения) отопления. Имеющихся решений, как и в любом другом деле, немало: от самых примитивных — в виде керосиновой лампы, переделанной на обогреватель, до высокотехнологичных и дорогих центральных систем с индивидуальным термостатическим управлением для каждой каюты, которыми оборудуются более крупные лодки.

 

В данной статье речь пойдет о местном отоплении и изделиях, предназначенных для обогрева салонов небольших катеров и парусных яхт (22–36 футов). Воздушные и жидкостные системы отопления центрального типа будут рассмотрены отдельно.

 

Критерии для выбора оборудования.

 

Основными критериями при выборе являются:

 

– количество и объем помещений, требующих отопления;

 

– требуемая теплопроизводительность (зависит от теплоизоляции судна, сезона и региона плавания);

 

– необходимость в осушке обитаемой зоны;

 

– надежность и безопасность;

 

– простота и удобство эксплуатации;

 

– возможность самостоятельного обслуживания и устранения неполадок;

 

– совместимость с архитектурно-конструктивными особенностями лодки и другими судовыми системами;

 

– капитальные затраты на приобретение и монтаж, эксплуатационные расходы:

 

– доступность и удобство использования топлива;

 

– возможность эксплуатации на ходу судна;

 

– потребление электроэнергии.

 

Как видим, критериев немало, а, кроме того, существуют еще и личный вкус и приоритеты. Рассматривая одни и те же данные, разные люди приходят к разным выводам. Так что вопрос отопления совсем непростой. Все требования не так легко совместить. Отопление на яхте — это целый ряд серьезных проблем, которые надо решить, а решения зачастую оказываются более сложными и дорогими, чем это можно было себе представить.

 

МЕСТНОЕ ОТОПЛЕНИЕ.

 

Электрические обогреватели.

 

Если на лодке нужно тепло только на стоянке, где есть электропитание с берега, то лучшим выбором будет тепловентилятор мощностью до 1.5–2 кВт с переключателем производительности. Стоит такой обогреватель относительно недорого, при этом он компактен и эффективен. Но, собираясь использовать электрообогреватель, нужно убедиться, что ваша бортовая электропроводка рассчитана на такую дополнительную нагрузку и защищена соответствующей автоматикой, а береговое питание не перегружено подключенными к нему обогревателями соседей по причалу, тоже дрожащих от холода. Для большей эффективности обогреватель нужно устанавливать поближе к пайолу.

 

Один из примеров такого устройства — тепловентилятор серии 9206 канадской фирмы «Caframo Ltd», разработанный специально для катеров и яхт. У него прочный металлический корпус, двухскоростной вентилятор, трехпозиционный переключатель режимов и термостат для автоматического поддержания температуры. Используется на яхтах, стоящих у причала, оборудованного источником переменного тока.

 

По сравнению с обычными, тепловентиляторы с керамическими нагревательными элементами имеют большую теплоотдачу при меньших габаритах (небольшой кубик), поэтому наиболее популярны. Они безопасны в пожарном отношении, быстро прогревают помещение, не создают сквозняка. Как правило, в них предусмотрено автоматическое отключение при опрокидывании. Лучшие из тех, что мне довелось видеть — это обогреватели марки «MicroFurnace» (собираемые в Киеве на СП «Impuls, Ltd».) с керамическими дисками, в прочном металлическом корпусе-кубике.

 

Единственный недостаток тепловентиляторов — шум, создаваемый при их работе на максимальном режиме. Правда, у «MicroFurnace» есть и ночной режим, когда обогреватель работает как печка, а вентилятора практически не слышно. Те, кому не нравится шум и движение воздуха, создаваемого тепловентилятором, устанавливают компактные напольно-настенные конвекторы в брызгозащищенном исполнении «IP24» или приборы, предназначенные для защиты от промерзания. Обычная их мощность — 500 Вт, так что потребуется установить несколько штук.

 

Из других электрических устройств для местного обогрева можно упомянуть масляные радиаторы, инфракрасные обогреватели, инфракрасные лампы и т.п. Однако в «морских» условиях все они обладают рядом недостатков и проигрывают вышеописанным электрообогревателям. Ну, и, наконец, не стоит забывать о такой вещи, как электроодеяло!

 

Если же нет возможности подключиться к береговой электросети (для автономного электропитания от судовой системы электрические обогреватели, понятно, не годятся, так как «кушают» много электроэнергии), то существуют обогреватели, в которых используется жидкое топливо.

 

Спиртовые обогреватели.

 

У нас на рынке техники для катеров и яхт на сегодняшний день предлагается только один такой обогреватель — модель «Heat Pal 5100» шведской фирмы «Origo AB», хотя американские чандлеры предлагают и гораздо более дешевый «HeatMate 5200».

 

Спиртовой обогреватель-таганок «Origo Heat Pal 5100» достаточно безопасен: работает без давления (используется резервуар-кассета с абсорбирующим спирт наполнителем, который также предотвращает вытекание топлива даже из перевернутого резервуара), экономично расходует топливо.

 

Предназначен для быстрого обогрева небольшой каюты или салона, а при снятой крышке его можно использовать как таганок для разогрева или приготовления еды (1 л воды закипает примерно через 10–15 мин. в зависимости от ее начальной температуры). Имеет прочную и надежную конструкцию из нержавеющей стали, четыре тепловых режима. Полной заправки (1.2 л денатурированного или метилового спирта) хватает до семи часов работы на максимальном режиме. Снабжен ручкой для переноски. Высота — 29 см, диаметр — 27.5 см.

 

Его преимущества — компактность, небольшой вес, надежность и долговечность. Недостатки же – в том, что он недостаточно эффективен в плане тепловой мощности; использует дорогое топливо; при горении выбрасывает влагу (конденсат на холодных поверхностях лодки) и другие вредные для здоровья продукты сгорания, поэтому при работе необходима вентиляция; может коптить, если применять денатурат, не соответствующий рекомендации изготовителя; высокая цена.

 

Газовые обогреватели.

 

Вообще, использование невентилируемых газовых обогревателей на лодках не рекомендует ни один производитель газового оборудования. Тем не менее, многие чандлеры держат их в своей номенклатуре, и яхтсмены и водномоторники с удовольствием их используют. Наиболее популярный портативный газовый обогреватель в США — это «Buddy» модели МН9ВХ фирмы «Mr. Heater».

 

Имеет два режима мощности — 4000 и 9000 БТЕ/ч (соответственно, 1.1 и 2.5 кВт). Может работать на стандартных одноразовых баллонах по 0.45 кг или 9-килограммовых перезаряжаемых, которые можно подсоединять через специальный шланг (опция). Одноразового баллона хватает на 3/6 ч работы в зависимости от режима, а 9-килограммового — на 48/110 ч.

 

Предусмотрено автоматическое отключение прибора при понижении содержания кислорода в атмосфере помещения на 6% и при опрокидывании. Прибор компактный, легкий, простой в эксплуатации, относительно недорогой (цена — от 80 до 100 долл.). В принципе, такой обогреватель весьма эффективен и привлекателен благодаря своей автономности, вот только использовать его лучше на открытых катерах или в помещениях с хорошей вентиляцией.

 

Выводы.

 

Портативные нагреватели — самый недорогой в плане капитальных затрат способ временного обогрева. Но при этом нужно знать, что любой портативный обогреватель может стать причиной спертого воздуха в каюте из-за испарения влаги с сырой одежды, постельных принадлежностей и др. Нужно обеспечить вентиляцию, открыв доступ наружного воздуха.

 

Без хорошей вентиляции вообще категорически запрещается использовать обогреватели, работающие на жидком топливе. Особенно это касается портативных газовых обогревателей. Нельзя применять обогреватели, в которых используется открытое пламя или электрическая спираль, а также те, в которых не предусмотрено устройство отключения при опрокидывании. Случайная волна может опрокинуть обогреватель, что приведет к пожару или взрыву, и такие случаи имели место.

 

МЕСТНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ ОТОПИТЕЛИ

 

Вообще-то, под термином «местный стационарный отопитель» скрывается давно известный всем камелек, или печка-буржуйка — но современная, продвинутая. Такие печки используются на судах маломерного флота уже достаточно длительное время и доказали свою эффективность и надежность.

 

Конструктивно стационарные местные отопители могут предназначаться для монтажа на переборке (как компромиссный вариант, если нет места для установки напольного отопителя) или для напольного монтажа, а также для разного вида топлива. На лодках, постоянно находящихся в северных широтах, могут устанавливаться комбинированные печки, служащие одновременно для отопления и приготовления еды (раньше такие печки называли «камелек-камбуз»).

 

Далее, отопители изготавливаются для разного вида топлива, чтобы можно было подобрать наиболее доступное и предпочтительное для владельца лодки: твердое топливо, керосин, солярку, сжиженный газ. Обычно для таких обогревателей либо вообще не нужна электроэнергия, либо ее потребление незначительное. Продукты сгорания отводятся через дымоход, проходящий вверх через палубу. Как правило, дымоход — естественной тяги, хотя встречаются и модели с принудительной тягой, которую включают в определенных случаях.

 

Термин «местный» означает, что отапливается только то помещение, в котором установлен отопитель. Смежные помещения могут обогреваться лишь за счет перетекания теплого воздуха через открытые люки или двери. Но, если потребуется (для длительного плавания в высоких широтах или зимовки на лодке), от такого местного отопителя можно выполнить разводку для обогрева смежного помещения. Работа отопителей регулируется вручную.

 

Владимир Маляренко.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №225.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 00:42)

    rytuał miłosny

  • #2

    Kamagra Super (Четверг, 13 Июль 2017 12:50)

    Cialis 100mg

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 14:38)

    kamagra cialis