Сборочный цех Европы. Заметки о польской яхтенной индустрии. Часть 2.


Из всего, что нами рассмотрено, в начале этой статьи становится теперь понятно, почему производство парусных (и не только) яхт в Европе все быстрее и быстрее перетекает в Польшу, становящуюся своеобразным сборочным цехом для известных мировых брендов?  При этом никакой «китаизации» сборки (а именно эта ассоциация первой приходит в голову) в Польше я не увидел. Интенсификация яхтенного производства и его удешевление достигаются (по крайней мере, на тех верфях, где мне довелось побывать) за счет отличной организации труда, широкого внедрения новых технологий, но никак не за счет ухудшения качества или экономии на конструкционных материалах, здесь полякам можно смело поставить жирный плюс.

 

(В заботе о качестве не жалеют даже «своих». Так, при возникновении даже не столь уж и существенных проблем, владелец одной из крупнейших верфей Польши без малейших колебаний уволил своего сына, как раз отвечавшего за качество изготавливаемых судов. Случай, замечу, весьма показательный.)

 

Мне разрешили внимательно «обнюхать» достраиваемый корпус «X-45»: сплошной (не сэндвичевый) ламинат толщиной от 20 до 30 мм, металлическая (!) килевая балка, мощные надежно приформованные флоры, наружная поверхность обшивки – безупречной плавности безо всяких выступающих «ребер» в районах крепления переборок.

 

Давняя история верфи и ее высокая репутация помогли ей продвинуть на западный рынок и свой собственный бренд: популярные яхточки типа «Fan/Balt», о которых мы неоднократно упоминали на страницах «КиЯ».Но общепризнанным лидером по качеству сами поляки признают нашу давнюю знакомую – верфь «DelphiaYachts».

 

Догнать по качеству «дельфийцев» мечтают директора практически каждой польской верфи. На сегодня «Delphia Yachts» – одно из крупнейших яхтостроительных предприятий страны, где работают около 400 человек. Основной объем выпускаемой продукции – это порядка 1000 моторных лодок «Quicksilver» (и кто их только не строит!) в год. Для других европейских контрагентов здесь строятся парусные яхты «Jeanneau» и «Comet» (однако!), продолжается и дальнейшее развитие собственного удачного парусного бренда «Delphia».

 

Так, верфь только что запустила в серию новую изумительно красивую лодку «Delphia 47» (пожалуй, кроме «Jeanneau 45 DS» и «-50 DS» трудно вспомнить другую яхту этих размерений, способную сравниться с «Delphia» по изяществу внешних линий) и приступила к сотрудничеству с новым дизайнером по интерьерам – нашей давней знакомой из Гамбурга фрау Биргит Шнаазе.

 

Совершенствование технологического процесса и организации труда идет быстрыми темпами – за год с небольшим, прошедший с прошлого посещения этой верфи, на ней изыскан резерв, позволяющий теми же силами нарастить производство парусных судов на 100 единиц в год (вот только готов ли рынок в условиях кризиса их поглотить? Ответа на этот вопрос пока нет…).

 

Отдельно надо сказать о яхтостроении в Гданьске, которое, в отличие от верфей аграрного востока страны, созданных практически «с нуля», имеет давние традиции. Увы, былая слава не спасла старые (известные нам) яхтенные верфи, как не спасла она и одно из крупнейших в советские ремена судостроительных предприятий СЭВ – Гданьскую судоверфь.

Ныне этот завод, на котором в лучшие годы работали до 20 тыс. человек, по требованию Еврокомиссии признан банкротом и потихоньку приходит в запустение. Но кое-какая жизнь там еще теплится, в частности, несколько эллингов арендует молодая компания «Sunreef Yachts», строящая крупные парусные катамараны.

 

Эта французско-польская компания создана в 2002 г., но уже успела отлично зарекомендовать себя на таком сложном рынке, как рынок элитных многокорпусников, уверенно потеснив  признанных игроков типа «Nahema» и «Yapluka». Впрочем, путь к своему успеху фирма начинала по описанному ранее сценарию – с чартера.

 

Сейчас же верфь твердо «встала на рельсы», помогает ей в этом самая успешная ее модель: роскошный парусный катамаран длиной 62 фута. Эти лодки пекутся верфью в буквальном смысле слова, как горячие пирожки: только за прошедший 2007 г. на воду были спущены сразу семь таких лодок! А всего «62-х» спущено на воду уже 15 единиц.

 

Они относятся к классу полусерийных судов (semi-custom): все имеют одинаковые корпуса, но абсолютно индивидуальные планировку и интерьеры. Начинала верфь с алюминиевых судов, сейчас перешла на пластики и композиты. Удивительным показался мне процесс изготовления корпусов: вместо традиционного подхода (сборка двух корпусов и последующее соединение их мостом) яхта состоит из одной гигантской детали, включающей мост и внутренние «полукорпуса», к которой потом пристыковываются наружные половинки корпусов.

 

По мнению польских конструкторов и технологов (кстати, все они – очень молодые ребята), такой подход более сложен конструктивно (да уж, сделать такую матрицу, наверное, непросто!), зато влечет за собой повышенные надежность и долговечность судна. Технология производства – только инфузионная.

 

Сейчас на верфи трудятся около 400 человек, но в скором времени, когда будет закончено строительство новых корпусов площадью аж 10 000 м2 , компания готова вдвое увеличить число рабочих и строить полтора десятка крупных катамаранов (как парусных, так и моторных)  год.

 

«Мы строим быстрее, дешевле и лучше, чем французы», – рефреном повторялось во время осмотра верфи и заложенных судов. Само собой подразмевается, что и конструкция, и дизайн катамаранов – только польские. Размеры судов тоже впечатляют: 62-футовая «рабочая лошадка» – самая маленькая лодка верфи, фирма же, гордясь квалификацией и опытом своей команды, готова строить яхты длиной вплоть до 150 футов.

 

Впрочем, она в этом отношении не является каким-то уникумом. В отличие от массовых верфей востока страны, взявших на себя «штамповку» сравнительно крупносерийных платиковых лодок, гданьские предприятия специализируются на постройке эксклюзивных малосерийных или индивидуальных судов: сказывается наличие высококвалифицированной рабочей силы и опытных инженеров — проектировщиков.

Показательной в этом отношении можно назвать фирму «Yacht Building Management», строящую крупные парусные яхты из стали и алюминия. Как заметил владелец компании пан Януш Завадович, за строительство лодок длиной менее 20 м верфь не берется вообще – неинтересно. «Мейнстрим» этой фирмы (если, конечно, так можно выразиться о предприятии, спускающем на воду одну яхту в год) – суда длиной порядка 45 м (в настоящий момент в постройке находятся две лодки длиной 42 и 46 м, одна из которых, кстати, строится для российского заказчика).

 

Владелец же мечтает и о еще более крупных судах. Так, одной из самых залихватских фантазий пана Януша является постройка частной яхты такого размера, чтобы она могла принимать на борт… частную же атомную субмарину! По его предположению, тренд в ближайшее время составят заказы на парусные яхты с классическими аритектурой и вооружением длиной около 100 м: трех-четырехмачтовые барки и клипера (в общем, всяческие «винджаммеры»). Разумеется, даже не для очень богатых, а для сверхбогатых людей.

Хотя, с другой стороны, поляки строят относительно дешево: сравнивая свою фирму с такими монстрами яхтенного дела, как «Lurssen» или «Perini Navi», пан Завадович неоднократно подчеркивал, что те, кому важен бренд, заказывают лодки у «Perini», те же, кто умеет считать деньги, – у него.

Все-таки на 30–40% дешевле. Качество же постройки и внутренней отделки гарантируется (в этом отношении интересно заметить, что фирма практически не дает широкой рекламы).

 

Несколько особняком в ряду посещенных верфей оказалась гданьская компания с хорошо знакомым для нас названием «Conrad Yacht Yard», которая, впрочем, кроме названия с «тем» «Конрадом» фактически не имеет ничего общего. Она специализируется на строительстве стальных и алюминиевых моторных яхт, среди которых выделяются стильные суда классической («буксирной») внешности типа «Conrad Classic 50», «-58» и «-80».

 

Эти неторопливые («джентльменские», как характеризует их руководство верфи) лодки отличаются не только грамотной стилизацией под рабочие суда первой половины прошлого века, но и великолепной по стилю и качеству внутренней отделкой. Мне довелось повидать немало дорогих судов, но далеко не на каждом из них можно было увидеть столь шикарные, под стать дорогим отелям, и тщательно отделанные интерьеры.

 

Помимо моторных судов верфь выпускает еще и высококлассные парусные яхты – как мореходные «плавучие виллы» с высокой рубкой («Conrad 66»,             «-70» и «-90»), так и лодки класса performance cruiser. Одну из таких яхт – спроектированную в Польше 24 — метровую «Intuition» – при мне как раз спускали на воду (кстати, одной из своих целей фирма ставит создание собственного дизайн-бюро).

 

В планах – производство яхт по индивидуальным проектам длиной до 60 м, имеющиеся производственные площади (несколько эллингов, выстроившихся вдоль реки на протяжении едва ли не полукилометра) вполне это позволяют. Между прочим, и здесь была замечена крупная моторная яхта, строящаяся для российского клиента.

 

Ну, а венцом моего посещения Польши стало краткое знакомство с крупнейшей из строящихся сейчас в Польше парусных яхт: стальным 60 — метровым трехмачтовиком, спроектированным знаменитым конструктором Зигмундом Хоренем опять-таки для кого-то из «наших». «Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке…»

 

Кстати, о проникновении. Немалым количеством заказов стали обеспечивать наши яхтсмены и польских парусных мастеров, в чьих руках ныне сосредоточена очень большая доля мирового пошива парусов. Например, питерские буеристы, по слухам, едва ли не полностью обшиваются в Польше, там же (в компании с «говорящим названием» «Sail Service») шьют паруса и для всех наших винджаммеров: «Мира», «Паллады», «Седова» (за исключением «Крузенштерна»).

 

«Sail Service» сегодня – крупнейшая парусная мастерская Польши, это предприятие основано более 20 лет назад и продолжает славные традиции мастерской Конрада Коженевского, экспортируя паруса в 78 стран мира под своим девизом «Zagle jak skrzydla» («Паруса, как крылья»). Техническая оснащенность фирмы внушает уважение: новозеландская система «Pro Sail» для разработки конструкции парусов, серьезный плоттер «Blackman&White» с 11-метровым столом для их раскройки.

 

Особая забота – эффективность раскройки полотнища, которая доведена до совершенства: по словам владельца предприятия пана Тадеуша Войтовича, в отходы идут не более 5–6% парусной ткани. Среди основных заказчиков – хорошо известные «Dehler», «HanseYachts», «Jeanneau» и др.

 

Паруса шьются для яхт всех размеров: от «Оптимистов» до, как уже сказано выше, винджаммеров. Паруса последних столь тяжелы, что на столы их не затаскивают: наоборот, швейные машины установлены на уровне пола мастерской, а в самом полу сделаны своеобразные «ямы», в которых и сидят швеи – любопытная деталь.

 

Например, в мастерской «North Sails» в Гамбурге я такого не видел. Помимо парусов здесь также шьют тенты, чехлы, парусные мешки. Кроме того, компания «Sail Service» параллельно является одним из крупнейших поставщиков на польский рынок яхтенных лебедок («Andersen») и множества других дельных вещей (воистину «Парусный сервис», как в переводе звучит название компании).

Как и на яхтенных верфях, здесь бросилось в глаза большое количество работающей (или обучающейся работе) молодежи. Вот таким мне увиделось современное польское яхтостроение: высоко — технологичное, высококачественное, высокопроизводительное, с большим количеством молодежи, готовое гибко реагировать на спрос и активно пробивающееся во все сектора насыщенного зарубежного рынка: от массовых пластиковых яхточек до элитных многомачтовых монстров. Увы, отечественная индустрия на этом фоне выглядит более чем скромно…

 

P.S. В этот краткий обзор не попала фирма «Haber Yachts Ltd». Конструкция выпускаемых там лодок технически настолько любопытна, что заслуживает, на мой взгляд, отдельного разговора. Читайте в одном из ближайших номеров.

Автор и редакция благодарят пана Тадеуша Войтовича за предоставленную возможность близко ознакомиться с современным польским судостроением.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №217.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 01:39)

    rytuał miłosny

  • #2

    anal interracial (Четверг, 13 Апрель 2017 12:22)

    best fucking