О парусных катамаранах доктора Мая.


Приводимую ниже статью известного петербургского конструктора многокорпусников Гepмaнa Сергеевича Адрианова можно рассматривать как своеобразное продолжение статьи «Моторные яхты «KKG», опубликованной в 1997 г. («КиЯ» №163). Тогда, представляя читателям caмoгo  доктора­ Мая ­ австрийского врача — ­стоматолога, ученого и изобретателя мирового уровня, неожиданно увлекшегося созданием новаторских моторных и парусных судов, мы кончали биографическую заметку о нем словами уверенности в том, что «еще не раз встретимся с катамаранами, созданными по проектам этого неистощимого гeнepaтopa идей». И действительно ­-  можем рассказать о новых eгo работах.

 

В конце прошлого года доктор Май прислал в редакцию материалы о парусной продукции eгo фирмы «KKG» («Kataтaraп Koпstruktioпs GMBH»), объединяющей конструкторское бюро в Вене и верфь в Рейхсдорфе. Наряду с интересными проектными проработками и чисто рекламными рисунками в конверте имелись фото и чертежи, как всегда новaтopcкoгo, крейсерского катамарана «Novaгa 44R», только что прошедшего испытания в испанских водах и показанного на средиземно­морской бот­ — шоу в Каннах в сентябре 1999 г.

 

Прежде, чем рассказывать о том впе­чатлении, которое производит  »Novara 44R», стоит напомнить читателям о других многокорпусниках, которые разрабатывались теми же контрукторами несколько лет назад. Так, на базе 6 ­местной моторной яхты «Macro» (см. таблицу на стр. 19  № 163) рекламировался «Fast Motorsailer» ­ фантастического вида моторно­ — парусный катамаран, в каютах корпусов котopoгo (ширина корпусов выше КВЛ увеличивается с целью увеличения обитaeмoгo объема) и в салоне на мосту мoг бы выпрямиться во весь рост даже высокий человек.

 

Имелось в виду устaновить на этом судне два 1ОО­ сильных дизеля с движительно ­рулевыми комп­лексами «SARO Тunnеl» и парусное вооружение на выбор ­ или типа «Аэрориг» или с поворотной мачтой — ­крылом. Раз­рабатывался и вариант, когда кормовые части длинных и узких корпусов при ходе под двигателем поднимались — бы ­ откидывались вверх вместе с рулями. В конструкции этого катамарана можно видеть остроумное и смелое pe­шние ряда проблем. Собственно оби­таемый мост — ­салон при немалой полез­ной площади ­ около 30 м2 имеет длину вceгo 9 м при общей длине корпусов 15м.

 

Таким образом повышается комфор­тность плавания ­ снижается забрызгиваемость обитаемой части яхты;  длинные и узкие водоизмещающие симметричные корпуса с большим yд­линением ниже КВЛ обеспечивают высокие ходовые качества с относитель­но малым волновым сопротивлением; предполагается, что они будут разби­вать ветровые волны без образования значительных динамических нагрузок, обычных при ударах, приходящихся на большие площади обитаемой части конструкции. Об обводах подводной части корпусов информации нет, но, судя по всему, они принципиально не отличают­ ся от показанных на стр. 18 в № 163.

 

Длинные корпуса создают нeкоторые неудобства при маневрировании и стоянке в гавани, но этот вопрос можно решить, применив подъем оконечнос­тей тем или иным способом. (я экспе­риментировал с подобными схемами, хотя в другом исполнении и по другой надобности ­нa тримаране «3олотая рыбка» и катамаране «Бумеранг» и увeрен, что приемлемое воплощение идеи откидывания и кормовой, и носовой секций можно найти.)

 

Этот катамаран «KKG» пока еще на бумаге (скорее ­ в компьютере); когда он будет реализовываться, практика подскажет те или иные решения, и, конечно, найденные «детали» помогyт  усовершенствовать конструкцию в целом…

 

Подготовлены чертежи и двух вари­антов во мнoгoм аналогичного парусногo катамарана «Ореп Macro Spaceshuttle» ­ с вооружением «Аэро­риг» с общей площадью 71 м2 и с пово­ротной мачтой — ­крылом с общей площа­дью 96 м2 (плюс спинакер 70 м2 ). При ходе под мотором (2х27 л.с. «LоmЬаrdiпi Saildrives») кормовые секции также откидываются наверх.

 

В целом крейсерские парусные кa­тамараны «KKG» представлены уже развернутым рядом типоразмеров при дли­не от 36 до 72 футов и производят хорошее впечатление как своим дизай­ном и общим расположением, так и coотношением динамических и конструктивных элементов; все их показатели находятся в пределах приемлемых аэрогидродинамических критериев на высоком для данного класса судов уровне.

 

Это неслучайно, поскольку фирма «KKG» заручилась поддержкой и помо­щью в своих изысканиях caмoгo доктора Джона Шаплуорта ­ знаменитого британского конструктора мнoгoкop­пусных яхт, крупнейшего авторитета в этой области. Известно, что именно он помог провести модельные испытания в опытовом бассейне Саутгемптона, по­зволившие оптимизировать подводную часть корпусов проектируемых в Вене катамаранов.

 

Доктор М. Май провел глу­бокий анализ существующих в мире кaтамаранов и точно определил тeндeнции их развития; во всяком случае, eгo двухкорпусные яхты точно соотвeтствуют современным представлениям о конструкции и особенностях этих дocтаточно сложных судов.

На сегодня в производстве роскошных крейсерских катамаранов таких размерений лидерство остается за французскими инженерами.

 

Достаточ­но сказать, что французские яхты дoc­тупны для управления владельцам и­ любителями. Катамараны же «KKG» изображены с парусным вооружением, более похожим на гоночное; управле­ние таким количеством парусов с их oгромными размерами посильно только тренированной команде с широким ис­пользованием средств механизации и автоматизации. Практика покажет, можно ли решить эту проблему применени­ем вооружения «Аэрориг».

 

Удастся ли «KKG» завоевать интерес потребителя и обойти французов? Heобходимо помнить, что это ­очень дoрогой ­ элитный класс яхт, к тому же ­ относительно молодой и изученный нeдостаточно. Оценить по эскизам и чертежам реальный уровень комфорта и степень тoгo удовольствия, которое получат избалованные пассажиры яхты от плавания в открытом море на высоких скоростях, но без крена, практически очень трудно.

 

В этой связи представля­ются особенно интересными результа­ты испытаний «Novara 44R» ­ базовой модели катамарана «KKG» и первой из серии задуманных яхт. Корпусные конструкции высокой прочности выполнены по самой совpeменной технологии с применением вaкуумной запрессовки из эпоксидного сэндвича с карбоном и кевларом.

 

Парусное вооружение я назвал бы тендером. На основном штаге ставится лавировочный стаксель, а на штаге от нока нocoвoгo выстрела ­ бушприта ­ на топ мачты ставится генуя; в этих же точках крепится асимметричный спинакер. Алюминиевая мачта высотой 18,5м имеет три пары краспиц (нижние пары ­ с контркраспицами).

 

Парусное вооружение построенного судна отличается ­от тoгo, более экстремального, которое было изображено на рекламных буклетах (например, отсутствует мa­ленький ­ вceгo 13 м2 ­ стаксель со сквозными латами). Отметим и то, что длина мачты и размеры парусов разнят­ся в различных изданиях буклетов.

 

В одном из вариантов подписей к иллюстрациям указаны длина мачты ­ —  16.26 м, площади гpoтa ­ -  42.6 м2 , гe­нуи ­ -  54.0 м2 , стакселя  -  13.4 м2 , асимметричного спинакера ­  -  120 м2 . Грот и стаксель со сквозными латами.

 

Основные характеристики кaтaмapaна «Novara 44R» таковы. Длина наибольшая ­ -  13.49 м при длине корпусов по КВЛ ­ -  13.22 м. Ширина общая ­ -   9.60 м.  Клиренс моста ­ -  0.90 м. Осадка корпусами ­ -  0.49 м, швертами ­ -  3.25 м.  Boдоизмещение порожнем ­ -  7.50 т, с полными запасами ­ -  9.80 т.

 

Использован ряд устройств, облегчающих ­эксплуатацию катамарана и исполненных очень просто. Так, якорь ­– плуг  убирается ручной (или электрической) лебедкой в лобовую часть моста, не требуя eгo перетаскивания вручную в якорный ящик, как это обычно бывает; благодаря этому исключается попадание грязи (ила) на палубу и тенты.

 

Исключительно эффективен полубалансирный руль с погруженным на  1165 мм пером; он поднимается, поворачиваясь на 44о вместе с частью транцевого трапа для уменьшения осадки яхты, но может быть и вынут из воды ­ откинут от cвoeгo рабочего положения до 184о (такой тип руля мною не раз испытан).

 

Перед рулем расположена шахта для дизельного подвесного мотора, который кроме рабочего нижнего положе­ния может быть зафиксирован в край­нем верхнем положении ­ -  для осмотра и ремонта и в среднем положении, кoгда он поднят и прикрыт палубой сверху, а вырез в днище автоматически закры­вается задвижкой, что предотвращает излишнее сопротивление. Все это устройство, пожалуй, удобнее стационарнoгo сейл ­драйва, предусмотренного в варианте со стационарной установкой.

 

В кормовом шкафу на откидывающейся поперечной полке хранится виндсерфер с вооружением; откинув полку, очень удобно сбрасывать доску и мачту в воду, что исключает довольно сложные манипуляции на палубе. Внутренние интерьеры выполнены с современной асимметричной планировкой с плавными диагональными линиями диванов, коек, стоек бара и т.д. Особенно привлекателен, на мой взгляд, внешний вид катамарана.

 

Дерзания конструкторов фирмы «KKG» ­ только часть большого числа новинок, которые мы видим в мире; на всех континентах комфортабельные крейсерские многокорпусные яхты вызы­вают повышенный интерес и, добавим, находят спрос, а потому и бурно развиваются в соответствии с местными усло­виями, потребностями заказчиков и воз­можностями производства.

Пользуясь случаем, хочу показать, что и мы прилагаем усилия в этом нaправлении. Так, в Санкт – ­Петербурге сделана проработка круизно ­чартерно­гo катамарана длиной 16.5 м для 12 пас­сажиров ­ любителей подводного пла­вания. Eгo оборудование, разумеется, далеко не столь роскошное, как у яхт «KKG», предусматривает не только отсутствие слива загрязненных отходов, но и кондиционирование помещений при плавании в жарких или холодных морях, возможность зарядки воздухом баллонов аквалангов и т.п.

 

Материалом служит сплав AMг, технологию исполь­зования котopoгo у нас освоили достaточно хорошо. Внутренняя обстройка, конечно же, предполагает заказ импортных материалов, узлов и механизмов. Учитывая собственный многолетний опыт плавания по мелководным aквaториям мы сделали оригинальное устрой­стводля опускания и подъема далеко не маленького, но легкого шверта усилия­ ми одного рулевого.

 

Разрабатывая эту модель, мы исхо­дили из тoгo соображения, что эконо­мия средств при строительстве тaкогo судна даже на 10% составляет значительную сумму. Фактически производства таких крупных «самолетных» судов у нас еще нет. Поэтому приходится изыскивать возмож­ности постройки одного, первого образ­ца, на базе испытаний котopoгo можно было бы развить это направление с использованием накопленного опыта.

 

Г. Адрианов.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №173.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 16:42)

    rytuał miłosny

  • #2

    Caverta (Пятница, 14 Июль 2017 01:04)

    Cialis 100mg

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 20:52)

    купить виагру