"ФЕСТ 30" против "АРПЕЖ".


Cвoe появлeниe в яхтeнном миpe полутонник «Apпeж», cпpоeктиpовaнный  Mишeлeм Дюфуром, ознаменовал побeдoй в мeждунapодных соpeвновaниях нa кyбок Aтлaнтики – первом чемпионате мира на яхтах полутонного класса. В том же  1966 г. aнглийcкий жypнaл «Eтинг уорлд» нaзвaл «Apпeж» лучшeй кpeйcepcкo – гoночнoй яхтой годa. A чepeз 15 лeт нa пapижской выстaвкe кaтepов и яхт дeмонстpиpовaлся ужe 1000 – й  экземпляp этого  cуднa.

 

Полтоpa дeсткa лeт  нaзaд  cpeди яхт «тонных» клaссов (или «ypoвнeвых», как их иногда называют) с фиксированной величиной гоночного балла  9 – метровый полутонник считается наиболее перспективным – достаточно комфортабельным, чтобы крейсерские  плаванияна нем не омрачали экипаж излишне спартанскими условиями, и в то же время не претендующими по размерениям и оборудованию на уровень , доступный только миллионерам.

 

Официальная пассажировместимость полутонника  – четыре человека, но на нем достаточно места и для большего экипажа. Это по всем данным семейный крейсер, на котором есть, где принять друзей и провести отпускное время. В то же время полутонник – великолепная гоночная машина, способная доставить истинное удовольствие спортсмену самой высокой квалификации.

 

Популярность полутонного класса пробудила желание многих конструкторов создать яхту которая по своим данным превзошла бы великолепное творение  Мишеля Дюфура возглавлявшего  ведущую ранее во Франции фирму по проектированию  и постройке яхт . В настоящее время «Дюфур» заметно сдал свои позиции  в фирме «Бенето».

 

На четыре типа яхт,  объявленных  в программе «Дюфура» на 1984 г. «Бенето» «ответила» 16 – ю судами с фирменными названиями: «Фест – 18»,  «Фест – 22» , «Фест – 24», и т. д. «Фест 30Е», построенного по проекту Жана Берре,  «Бенето» выставила  как реального претендента на место лидера в полутоном классе.

 

Чтобы иметь представление об изменениях в концепциях проектирования крейсерско – гоночных яхт, которые произошли за последние 15 -17 лет, достаточно одного взгляда на теоретический чертеж «Фёст – 30Е». Получило дальнейшее развитие стремление к увеличению ширины корпуса, которое нашло свое отражение еще в проекте Дюфура.

 

Если «Арпеж», имеющая наибольшую ширину 3,02 м., а по КВЛ – 2,54 м., воспринималась в свое время как экстремальная яхта, то у «Фест» эти величины возросли, соответственно, до 3,23 и 2,58 м. В проекте «Арпеж» были учтены требования обмерной формулы RORC, которая стимулировала постройку яхт с узкой, малого объема кормой.

 

Поэтому корпус «Арпеж» почти симметричен относительно миделя. Наибольшая ширина в сечениях по шп. 10 и 0 различается всего в полтора раза. Сечение через наибольшую ширину ватерлиний проходит между шп. 5 и 6, незначительно отклоняясь от поперечной вертикальной плоскости.

 

У «Фёст», проект которой создавался по новым правилам IOR, ширина при палубе на шп. 10 в 4 раза больше, чем на шп.0. Сечение, проведенное через максимальную ширину ватерлиний, находится между шп. 5 и 7 и отклоняется в корму под углом 45о к основной линии. У «Фёст» ватерлинии в носу составляют с ДП угол 19о  (у «Арпеж» – в полтора раза острее); в корме,  на шп. 9, – 26о  (у «Арпеж»  – 33о ).

 

Ограничения осадки, предусмотренные формулой RORC, заставили Дюфура предпочесть бульбкиль значительной ширины, иначе не удавалось получить желаемые отношения массы балласта к полному водоизмещению и положение центра тяжести. Учитывалась также возможность ставить яхту на киль при отливах или на берегу.

 

На «Фёст» форма и размеры фальшкиля продиктованы исключительно желанием  создать максимальную гидродинамическую поперечную силу, препятствующую дрейфу. Отсюда почти  на 30 см. большая, чем у «Арпеж», осадка, хотя масса фальшкиля занимает в водоизмещении  яхты  меньшую долю, а ЦТ оказался на 16 см. выше. Сохранить остойчивость на уровне конкурента удалось в основном за счет большей ширины корпуса и увеличенного водоизмещения.

 

Почти не сбалансированный руль, подвешенный под кормовым подзором «Фёст», чувствительно реагирует на изменения посадки корпуса. На «Арпеж» перо руля навешено на плавнике, поэтому для управления яхтой не требуется столь напряженного внимания. Однако, когда яхту, идущую на предельной скорости в бакштаг, настигает вершина попутной волны, у руля возникают завихрения, отражающиеся на его эффективности и ухудшающие гидродинамику корпуса.

 

После увеличения на «Арпеж»  площади и высоты парусности можно считать, что обе яхты оснащены примерно одинаковым парусным вооружением. Для эффективной работы генуэзского стакселя на острых курсах крепление вант на той и другой яхте сдвинуто к ДП – вант – путенсы прикреплены к комингсу рубки и далее к поперечной переборке. За счет этого стаксель может быть выбран до положения, при котором его нижняя шкаторина оказывается над палубой яхты.

 

На «Фёст»ограничились одной парой основных вант, идущих под углом  всего 9о к мачте. Надежность крепления мачты, конечно, от этого не выиграла, но при помощи устройства для регулирования натяжения ахтерштага упростилась настройка мачты, что позволяет изменять профиль грота и центровку яхты.

 

Какие выводы можно сделать, сравнивая основные характеристики яхты? Если судить о ходкости в слабый ветер по отношению максимальной площади парусности к площади смоченной поверхности, то у «Арпеж» это отношение (2,73) лучше чем у «Фёст»  (2,46). Эффективность в средний ветер, оцененная по отношению обмерной площади парусности к погруженной площади мидель – шпангоута, также дает преимущество «Арпеж» (37,22 против 35,06. Величина призматического коэффициента полноты, от которой зависит сопротивление воды движению яхты на предельных скоростях, у «Фёст» несколько ближе к оптимальному (0,54),  чем у «Арпеж» (0,53).

 

Теоретическая оценка, однако, не подтвердилась при сравнительных испытаниях яхт, проведенных французским журналом «Bateaux» в конце прошлого года: при различных направлениях и силе ветра даже при пересадке экипажей и взаимном обмене парусами новый полутонник неизменно опережал конкурента. Преимущество это, конечно, не было столь значительным, но вполне достаточно, чтобы сделать вывод о возможностях новой яхты на гонках.

 

На укрытой от волн акватории при порывистом ветре от 4 до 5 баллов в бакштаг (курсовой угол к истинному ветру составляет 120о ) дистанцию 2 мили «Фёст» прошел со средней скоростью 8 узлов против 7,5 узлов, показанных «Арпеж». Под спинакером максимальной площади «Фёст» продемонстрировал великолепную способность разгоняться на любом  заметном порыве ветра.

 

Еще большее преимущество новой яхты на попутном курсе появилось, когда испытания были перенесены в открытое море, где они проходили при волне высотой 2,5м. Не испытывая заметной килевой качки, «Фёст» благодаря широким кормовым обводам легко выходил и удерживался на режиме серфинга на гребне волны, отыгрывая у конкурента до 10 % дистанции.

 

На острых курсах разрыв между яхтами был меньше – около 4 %. В данном случае преимущество «Фёст» достигалось в основном за счет меньшего       (на 3о) угла лавировки. На этих испытаниях «Фёст» лишний раз продемонстрировал целесообразность современных концепций в проектировании крейсерско – гоночных яхт.

 

Можно сделать и другой вывод: нельзя сравнивать ходовые качества яхт по величине безразмерных характеристик, формы корпуса, энерговооруженности и т. п., если речь идет о судах , взятых как бы из разных элох.

Говоря о современных тенденциях, которые нашли отражение в проекте «Фёст», нельзя не отметить своеобразное решение вопросов планировки помещений.

 

Классическая точка зрения на обитаемость как средство обеспечения условий для отдыха экипажа между вахтами, по – видимому, находят все меньше сторонников. Фирмы прилагают усилия, чтобы оборудовать изолированные каюты даже на яхтах небольших размеров.

 

Эту эволюцию можно проследить, рассматривая компоновку помещений на «Арпеж» и «Фёст». Шесть спальных мест на «Арпеж» всегда в полной готовности, независимо от количества людей на борту и характера плавания. Изолированных помещений, кроме туалета, не предусмотрено. На «Фёст» из шести спальных мест по крайней мере два являются резервными – это диваны салона. В то же время четыре человека могут разместиться в изолированных двухместных носовой и кормовой каютах.

 

В. Ветров.

 

Источник:  «Катера и Яхты», №111.

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 18:09)

    rytuał miłosny