Шьем паруса "по Прохорову". Часть 2.


Теперь когда читатель получил некоторое представление о парусных тканях, их качествах и свойствах, перейдем к теме раскроя ткани. В мастерских эта важная  операция выполняется на плазе, т. е. на ровном полу с деревянным покрытием, площадь которого достаточно велика, чтобы свободно размещать паруса для крупных яхт. Для кроя используют также широкие столы. При самостоятельном шитье парусов необходимо подыскать подходящее помещение с ровным деревянным полом, например спортзал, чтобы можно было обозначить на нем с помощью рулеток и прочего инструмента контуры будущего паруса в натуральную величину, разметив положение риф – бантов, боутов, лат – карманов.

 

Конечно, работа над парусом с «нуля» – дело очень непростое, трудоемкое. Ведь сшивать полотнища придется не по прямым линиям, поскольку выкраивают их профилированными. Но это уже тонкости. И мастер намерен посвятить нас в них, начав с ответа на вопрос:

 

- Совпадают ли размеры сшитого паруса, расположенного па плазе, с размерами паруса, поставленного на штатное место на рангоуте?

 

- Ни в коем случае. Парус, хотя он и не резиновый, будучи правильно поднятым на яхте, должен принять те размерения, на которые он рассчитывается в процессе проектирования, кроя, изготовления. Сшитый и разложенный на плазе косой парус всегда будет отличаться в размерах по шкаторинам. Для каждой ткани следует учитывать процент уменьшения длины – особенно по передней шкаторине.

 

Например, имея дело с лавсаном, переднюю шкаторину с рабочей длиной 10 м. уменьшают на       120 мм;   та же длина при хлопчатобумажном материале укорачивается более существенно – эта ткань, как мы говорили, более податлива на вытягивание фалом. Уменьшение задней шкаторины в большинстве случаев не столь значительно.

 

Нижняя шкаторина обычно делается «в размер», т. е. по маркам, если речь идет о парусе , который ставится на гике. Но и в этом случае учитывается способность ткани и ликтроса тянуться. Замечу, что опыт кроя приобретается методом проб и ошибок. Перешить, исправить парус и сохранить при этом или улучшить его профиль – дело тонкое.

 

 

- Сколько основных, принципиальных способов кроя?

 

- Их два. Один – тот, когда полотнища лежат параллельно задней шкаторине, которая больше всего нагружается  при работе паруса. Этот способ обеспечивает повышенную прочность задней шкаторины, она может быть изготовлена без единого поперечного шва. Однако хороший грот с большим положительным серпом по задней шкаторине таким способом сшить едва ли удастся.

 

Этот способ чисто используется для пошива штормовых парусов. На косых парусах широко применяют другой крой для сборки полотнищ – перпендикулярно задней шкаторине. Здесь приемлемы варианты, которые существенно влияют на поведение паруса. Но всегда входе кроя следует стремиться, чтобы не получалось косых срезов.

 

Только шов, идущий по основе или утку ткани, обеспечивает наибольшую прчность шкаторины. С передней шкаториной проще: она либо обшивается сложенной вдвое лентой, внутри сгиба которой пропускают ликтрос, либо обликовывается вручную не слишком эластичным тросом, пришитым с одной стороны. Лента, нашитая вдоль свободного ликтроса, на мой взгляд, предпочтительнее.

 

На гафельных парусах крой осуществляется одним из тех же способов «с привязкой» к задней шкаторине. Трехрадиальный и другие виды кроя следует рассматривать отдельно, позднее, поскольку они требуют более серьезной подготовки новичков в парусном деле.

 

- Мастер, вникая в чертеж, видит парус в готовом виде и задается целью так спрофилировать его, чтобы он, исходя из предназначения, работал с высокой эффективностью, не так ли?

 

- Плоский, как лист фанеры, парус, тем более на попутном курсе, нести не выгодно. На крутых же курсах относительно ветра его будет просто – напросто колотить и рвать. Так что сравнительно небольшое пузо должны иметь даже штормовые паруса. Формируется профиль за счет так называемых закладок и стрелок погиба. Если говорить в общих чертах, то нижняя шкаторина выкраивается со стрелкой прогиба, направленной вниз.

 

На задней шкаторине при перпендикулярном крое я закладок не делаю, ориентируясь на профилирование полотнищ по длине в направлении передней шкаторины, определяя стрелки их прогиба, обеспечивающие отклонения от прямой в первой трети длины. С увеличением размера паруса величины закладок, в общем – то, сохраняют свои значения или изменяются незначительно.

 

Определение этих значений вовлекает в изыскания с большим количеством вариантов выбора. Фактически мы всякий раз «танцуем» вокруг некого идеала, который стремимся создать. Но то, что удалось природе, например в творении профиля крыла птицы, нам даже повторить удается далеко не всегда. И только очень удачно сшитый парус, рассчитанный на регулировку профиля с помощью рангоута и такелажа, способен удовлетворить нас именно на той яхте, для которой он предназначен.

 

- Речь шла о бермудском гроте. А что с гафельным гротом, со стакселем?

 

- На гафельном гроте учитывается в основном наличие гика, и гафеля. В верхней части излишней пузатости быть не должно. Внизу принципы придания полноты те же примерно, что и на бермудском гроте. Здесь важно учитывать, какой задумана нижняя шкаторина.

 

Если она свободна, т. е. не заводится в ликпаз, не пришнуровывается  к гику, форму паруса регулируют чаще всего за счет фалов, галса и грота – шкота. Гика – шкот, оттяжка гика нам не помогут в данном случае. Ну, и латы, конечно, имеют значение для устойчивости формы паруса по задней шкаторине.

 

На стакселях в большинстве случаев нет лат – карманов. Небольшие стакселя шьются как с положительным серпом по передней шкаторине, так и с S – образной шкаториной (положительно – отрицательный серп). Перешивая, я часто убираю положительные серпы, и стакселя становятся похожими на паруса. Очень небольшая S- образность обычно не вредна.

 

Она концентрируется в нижней части паруса – примерно в метре от галсового угла: на стакселе с длиной передней шкаторины 11 – 12 м. максимальная стрелка положительной дуги серпа должна быть в 50 см. от галсового угла. Избыточная полнота стакселям больших яхт вредна, особенно при плавании на сильном волнении. Качка, рысканье отбрасывает парус, яхта чуть ли не останавливается при этом, теряет ход.

 

 

- Планируя вооружение, яхтсмены задумываются о рациональном определении высоты парусов, их величине по нижней шкаторине. Что здесь полезно учитывать для того, чтобы паруса получались, как говорят, устойчивее!

 

- Чем парус шире, что зависит от длины передней и нижней шкаторин, тем лучше удержать на лавировке заднюю шкаторину. Довольно сложно при шитье придать высокие лавировочные качества парусам с большим удлинением. Особенно если исходить из старой концепции, согласно которой линия направления тяги стаксель – шкота должна делить шкотовый угол на две равные части (по биссектрисе).

 

На синтетике крой, который основан в нашей мастерской, позволяет располагать кипу блока стаксель – шкота в широком диапазоне положений. Как уже говорилось, ни в коем случае нельзя иметь длинный высокий стаксель с короткой нижней шкаториной, да еще к тому же плоский. Такой парус будет трясти до отвращения.

 

Нельзя также злоупотреблять большой величиной отрицательного серпа по задней шкаторине – он ее не удержит. Следует быть в расчетах очень осмотрительным, не переходить «золотой середины». Мне удается делать стакселя вообще без отрицательного серпа, с абсолютно прямой задней шкаториной. Впервые шить такой стаксель било страшновато, но, потратив массу времени, я все же добился хорошего кроя.

 

Если мы кроим сравнительно высокий и узкий стаксель (блейд), он должен иметь значительную полноту. А ставить его следует на крутом курсе примерно под углом 9о к ДП яхты. Тяга стаксель – шкота при этом практически идет по задней шкаторине. Иначе ее не удержать и эффективно под этим парусом яхта на лавировке не пойдет. Еще в довоенные времена проводились натурные испытания, показавшие, что с наибольшей пользой работает стаксель, который за мачту не заходит.

 

Такой стаксель иначе именуют «блейд». Но его и сшить сложно, и ставить необходимо с умом, чтобы получить желанный эффект. Блейды используются на яхтах разных групп IOR. На яхтах олимпийских классов наглядный пример дает  «Солинг». Его длинный и узкий стаксель работает на автомате, почти как рейковый. У швертботов «470» тоже достаточно узкий стаксель, за мачту он заходит незначительно.

 

Всем,  у кого есть возможность, я бы советовал поработать на воде с такими парусами, почувствовать  характер их поведения. Вообще требуется пристальное внимание в детализации всего, что обеспечивает эффективность работы паруса, его тяги. Словом, тем, кто не ходил на яхтах, не  «крутил» в руках толково сшитые паруса, не вглядывался в то, как выполнены их узлы и швы, лучше не рисковать в надежде, что удастся сшить нечто подобное.

 

Выручит обращение к мастеру, ну а простейшие операции (если такие есть в парусном деле) можно попытаться завершить самостоятельно для получения первых навыков. В противном случае неизбежны лишние издержки. В том числе и материальные.

 

- Пояснения о взаимосвязи формы паруса и эффективности его работы можно было бы продолжить, и не без пользы. Однако пора возвратиться в мастерскую и проследить последовательность соединения заготовленных полотнищ.

 

 

- Сшивать полотнища воедино легче с малых. Когда все полотнища сшиты, последовательно – против часовой стрелки – нашиваются боуты: галсовый, шкотовый, фаловый. Затем на гроте прошивается задняя шкаторина, а на стакселе еще и нижняя. Затем нашиваются ленты ликовки шкаторин. На гроте – передней и нижней, на стакселе – передней.

 

Последовательность операций опять же такова, чтобы не приходилось зря перемещать всю массу паруса. Если позволяет машина, то латкарманы на гроте можно нашивать на готовый парус. Риф – банты или ромбы нашиваются в ходе сшивания полотнищ. Завершается работа заделкой кренгельсов, люверсов, фаловых досок, пришиванием ликтроса, если это предусмотрено.

Но это уже отдельный разговор на будущее.

 

Советы мастера записал яхтенный капитан В. Гусев.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  № 154.

 

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 6
  • #1

    наталья (Вторник, 08 Июль 2014 18:41)

    очень жальжаль обещали советы бывалого мастера ,а получили обыкновенную отписку столетней давности осталось ощющение что прохоров досих пр шьет паруса из хбе при помощи гардмана наверное секреты покроя хочит унести на тот свет. а жаль.мастер тогда мастер когда нежлобится поделиться своим мастерством.

  • #2

    гарик (Вторник, 08 Июль 2014 18:56)

    не стесьняйтесь открыть секреты своего мастерства желающих самому пошить трирадиальный стаксель найдется мало ,то ткани нет ,то машина не тянет, то площадь не позволяет .хотелосьбы услышать настоящие советы чтоб с гордостью сказать Мындре что я учился у Прохорова

  • #3

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 17:19)

    rytuał miłosny

  • #4

    porn streaming (Четверг, 13 Апрель 2017 13:06)

    bes porn

  • #5

    Brand Viagra (Пятница, 14 Июль 2017 14:47)

    viagra

  • #6

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 14:51)

    купить виагру