Шьем паруса "по Прохорову". Часть 1.


Kaк-то нa нeдaвнeй мeждунapоднoй гонкe в Финском заливe Л6  «Kaмa», спyщeннaя нa воду в 1964 г., обыгpaлa гpyппy coпepников зa счeт точного выхода нa знaки под cпинaкepом, котoрый стоял, кaк влитoй, дажe тoгдa, кoгдa coпepники нa совpeмeнных иностpaнных яхтax мoгли нeсти тoлько лaвиpовочныe гeнуэзскиe стaкceли. Ha финишe они узнaли, что вeл «Kaму» один из oпытнeйших лeнингpaдских яхтсмeнов – Bлaдиcлaв Пpохopов и что пpи пpaвильном нeceнин cпинaкepa, cпциaльно пoшитoгo им для кpутых кypсов, этой стapoй шeстepкe ужe нe paз удaвaлocь добивaться ycпexa.

 

Одиннадцатилетнего мальчишку отец привел вскоре после войны в детскую парусную школу. Начинал приобщаться к парусам на крейсерских яхтах и швертботах-тройках, со временем освоил «Летучий Голландец», «Дракон». Прохоров считает, что в юности и молодости он гонялся «не бог весть как шикарно». Но известно, что в финишных протоколах его имя нередко стояло в ряду призеров, а то и победителей.

 

Работать начал судосборщиком – окончил судостроительный техникум, учился в институте. Был конструктором заводского КБ, участвовал в проектировании стальных кораблей, увлекся вычислительной техникой. Но первое увлечение все же помогло определить окончательный выбор. Возможно поэтому, что впервые удачно сам перешил паруса для швертбота еще в 1953г. и получил от работы настоящее удовлетворение.

 

Или потому, что однажды пришел в мастерскую товарища по судьбе Анатолия Коновалова и надолго «задержался» в ней, а затем стал работать самостоятельно, уже не помышляя о прежней специальности. Собственно, корабельной профессии он и не изменил, избрав редчайшую по нынешним временам специализацию.

 

Теперь яхты, носящие сшитые или перешитые им паруса, сочтешь не вдруг. А какие паруса на его старенькой «шестерке»? – неплохие, – утверждает капитан. Он говорит, что ему удаются лавировочные комплекты, когда он целиком «одевает» яхту. Сшить «под грот» новый стаксель тоже не проблема, как и новый грот «согласовать» со стакселями переднего треугольника.

 

Упомянутый выше спинакер, загипнотизировавший конкурентов, Владислав тоже изготовил по собственному крою. Так что не только лавировочные паруса шьют в его мастерской, ныне принадлежащей предприятию «Северное сияние».

 

Наиболее ценными секретами искусства Прохоров делится далеко не с каждым. Но и мы о них расспрашивать не станем. Нам с вами ценно узнать из первых уст простые, но очень важные вещи, коль скоро мы решили взяться за самостоятельное изготовление парусов. В заочной школе обучения искусству кроить и шить их ваш корреспондент обязуется не скупиться на вопросы, дабы не упустить «мелочей».

 

А начнем с вопроса, которым непременно должен задаться каждый даже в той счастливой ситуации, когда вы не испытываете дефицита в выборе материала:

 

- Из какой ткани можно шить паруса?

 

- Да хотя бы из марли. Ведь и паутина парусит на ветру. Но вы хотите изготовить легкий прочный и долговечный парус. Поэтому важно учитывать свойства материалов.

 

У синтетики одни положительные качества, у тканей из натуральных волокон – иные. Но тому и другому материалу свойственны и определенные недостатки. Синтетика, к примеру, очень подвержена разрушительному воздействию солнечных лучей. Для хлопка или льна солнце не столь опасно.

 

Зато ткани из натуральных волокон быстро плесневеют и гниют будучи влажными, чего не бывает с синтетикой. Мне доводилось видеть паруса из легкого натурального шелка, сшитые еще до революции. Слов нет, какие это были прекрасные, но, по всей видимости, дорогие паруса. Современная спинакерная ткань проигрывает в сравнении с тонким и прочным шелком, но она дешевле и доступнее.

 

У тканых материалов есть основа и уток. Наши предки ткали холсты и сукно с помощью челнока, который проводил нить по утку, переплетая ее с длинными нитями основы под прямым углом. Технический прогресс принципиальных изменений в ткачество не внес. Для нас важно знать, как тянется или садится ткань по основе и утку, податлива ли она по диагонали, сильно ли деформируется  при вытяжке, намокании, высыхании.

 

Запомним, что большинство синтетических тканей со временем садятся, а ткани из натуральных волокон вытягиваются по утку и садятся по основе, что отрицательно влияет на форму паруса. Каландрованная , т. е. подвергнутая механической и температурной обработке, ткань становится плотнее, меньше продувается. Это тоже важно учитывать при выборе материала для парусов. Пропитка синтетической ткани придает ей дополнительные ценные свойства.

 

Боюсь что способы пропитки льняных и хлопчатобумажных  тканей на судах практически не используются. Но важно помнить, что новая материя из натуральных волокон сдержит крахмал, который применяется при ее производстве. Он – то прежде всего и содействует появлению пятен плесени при увлажнении, от которых почти невозможно избавиться.

 

Утверждают, что вымачивание и стирка новых парусов из натуральных тканей содействует удалению крахмала и тем самым в значительной мере спасает от плесени. По всей вероятности, целесообразнее сначала вымочить , простирать на плоской поверхности и отбелить на солнце такую ткань и только потом пускать ее в работу.

 

Но не настаиваю на сказанном, поскольку мне  иметь дело с подобным материалом не приходилось. Что касается так называемых  плащевых тканей, то замечу, что даже для «микротонников»  и запалубленных швертботов парусов из нее не шьют. Не исключено, что за неимением иного материала плащевая ткань применима на паруса для байдарок, легких переносных многокорпусных судов.

 

Но и эта ткань не из разряда парусных, о ее свойствах мне тоже трудно судить.

 

- А что стоит знать об износостойкости тканей при соприкосновении с деталями оснастки?

 

- Натуральная ткань выигрывает в сравнении с синтетикой, которая при механическом воздействии быстро протирается буквально до дыр. Часто перетираются нитки на швах, и парус рвется. Если, например, растравленный или обтянутый с подветренной стороны топенант «пилит» и «рубит» нитки шва, вам вскоре придется неизбежно вновь прострачивать швы.

 

– Паруса уже давно шьют на специальных машинах. Пригодны ли бытовые машинки в парусном деле?

 

- Любители могут использовать любые машинки, имеющие строчку зигзаг. Важно только учитывать, сколько слоев пробивает игла. Чем мощнее машинка, тем лучше. Шаг стежка следует регулировать в пределах 4 – 5 мм. в зависимости от ткани. 

 

Зигзаг идеален. Этот шов в виде ломаной линии под углом 60о  хорошо разносит нагрузку по ткани. Игла должна пробивать материал с внутренней стороны кромки, так чтобы получался как бы клепанный шов по краям ткани, уложенной полотнищами одно на другое.

 

- Пригодна ли прямострочная машинка?

 

- Для полноценных парусов ее лучше не использовать. За один проход она не обеспечивает надлежащей прочности шва.

 

- А какие нитки подходят, какие использовать иглы?

 

- Характерно, что большинство домашних портных обычно стараются использовать наиболее тонкие иглы. Для парусов, особенно для тяжелых тканей,  тонкие иглы непригодны. Скажем, для ткани, квадратный метр которой весит 100 – 160 г, следует брать иглу №100 (номер игл промышленных и бытовых машин совпадают).

 

Если используется игла  № 100, 110, следует брать нитку №30 – 40 (в промышленной нумерации 13 – 15). Кстати, в паспорте машин  имеются на сей счет технические рекомендации, которыми следует руководствоваться. А материал ниток должен соответствовать материалу ткани, хотя лавсан и дакрон нередко приходится шить за неимением специальной нити капроном.

 

Но никак не нитками из хлопка. Иными словами , в выборе ниток необходимо добиваться абсолютного совмещения их с тканью.

 

-  Гардаман, то есть специальная металлическая ячеистая пластинка на ремне,  надеваемом на кисть руки, помогает прошивать материал вручную. Что следует знать о парусных иглах для ручной работы, которые проталкивают сквозь материал гардаманом?

 

-  Гардаман – инструмент универсальный, т. е. с его помощью прошивают и ткань и мягкий трос. Парусная игла – инструмент специальный. Она должна иметь трехгранное сечение от острого конца примерно до средины длины. Ушко иглы изготовляется таким образом, чтобы нить буквально утопала в проточке и легко проходила через ткань.

 

В то же время ушко должно быть прочным и не ломаться на гардамане при проталкивании иглы. Ни гардаманов, ни парусных игл у нас не выпускают, если не считать одного двух номеров мелких иголок с граненным концом, которые иногда бывают в продаже или встречаются в наборах для туристов. Кстати, эти иглы очень низкого качества, ушко у них очень небольшое и слабое, перекаленное.

 

 

Гардамана оно не выдерживает. При ручной работе даже прекрасной иглой не следует раскачивать ее, протаскивая нить сквозь ткань, гак икак ушко в конце концов не выдержит. Если прошивают несколько слоев плотной ткани (боуты, риф – банты), полезно применять шило, изготовленное из более крупной старой парусной иглы.

 

 

Граненный конец иглы или шила почти не разрывает нитей тканей из натуральных волокон, а раздвигает их. На плотных синтетических материалах влокна при проходах иглы рвутся, это неизбежно, но все же и с ними предпочтительнее работать парусной, а не какой – нибудь круглой штопальной иглой. Хотя бы из –за ненадежности ушка последней.

 

Иглой шьют двойной нитью , хорошо навощенной натуральным воском. Вощеная нить из любых волокон не скручивается, меньше пересучивается в ушке, лучше ложится на ткань и фиксируется так , как ее однажды положили. Использовать парафин или стеарин не рекомендуется. Тем более при шитье нитью из натурального волокна, которую пчелиный воск , в дополнение ко всему, делает еще и менее восприимчивой к влаге.

 

Советы мастера записал яхтенный капитан В. Гусев.

 

Источник:  ” Катера и Яхты” ,  №153.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 4
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 21:24)

    rytuał miłosny

  • #2

    porno stars (Четверг, 13 Апрель 2017 11:56)

    best fucking

  • #3

    viagra pills (Пятница, 14 Июль 2017 22:04)

    Viagra 200mg

  • #4

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 20:03)

    Камагра