Крейсерский мини - швертбот "ЛЭС - 450".


Приступая к разработке описываемого швертбота, конструкторы Ленинградской экспериментальной судоверфи поставили перед собой задачу – создать технологичное в серийной постройке и простое в эксплуатации   судно минимальных размерений, которое, однако, было бы вполне надежным и удобным для небольших крейсерских плаваний экипажа из двух – трех человек. Малые размеры яхты позволяют легче решать проблему стоянки, зимнего хранения, а также упрощают ее транспортировку в кузове грузовика или на трейлере за легковым автомобилем. Не последнюю роль играет и умеренная стоимость микро – яхты.

 

Летом прошлого года опытный образец нового прогулочного швертбота «ЛЭС-450» успешно прошел испытания в Невской губе.

Основной особенностью его компоновки является расположение швертового колодца почти полностью под самоотливным кокпитом, а степс мачты – на кормовом обрезе обтекаемой рубки над наклонной переборкой, отделяющей кокпит от каюты.

 

Остойчивость швертбота кроме внутреннего балласта, закрепленного между флорами на миделе, обеспечивается обводами корпуса, который имеет значительную ширину (L/B=2), высокий надводный борт и развал бортов наружу. Приполненный у форштевня обвод палубы препятствует «зарыванию» короткого корпуса в волну, а также защищает устройство для для закрутки стакселя вокруг штага от случайных повреждений, например при швартовке.

 

Проект разработан с учетом изготовления корпуса из стеклопластика, однако опытный образец построен из дерева, что несколько усложнило конструкцию, сделало ее более тяжелой. Обшивка корпуса выполнена скорлупной конструкции – выклеена из двух слоев сосновых реек и одного наружного слоя реек красного дерева.

 

Общая толщина скорлупы составила 12 мм; она выклеивалась на эпоксидном клее на пуансоне с гвоздевой запрессовкой. Из элементов набора корпус имеет только киль с форштевнем и несколько флоров. Общую поперечную жесткость относительно широкого корпуса обеспечивают наклонная переборка между кокпитом и каютой, а также транец.

 

Наклонная переборка, снабженная усиленным бимсом, обладает достаточной прочностью для установки на ней степса мачты; к ней же закреплены вант – путенсы. В переборке устроен сравнительно небольшой (шириной 560 и высотой 460 мм), но достаточно удобный входной люк с крышкой, складывающейся на петлях пополам и откидывающийся на нижнюю часть переборки со стороны кокпита.

 

Самоотливной кокпит длиной почти 2 м был бы достаточно просторным и удобным для яхты вдвое больших размеров. Тем более, что здесь нет традиционного бимса с погоном гика – шкота. На «ЛЭС-450» гика – шкоты проведены в виде шатра через блоки на транце, двушкивный блок на ноке гика и нижний блок для ходового конца, расположенный почти в центре кокпита напротив места рулевого.

 

 

Кокпит в кормовой части расширяется до бортов, образуя место для хранения по – походному подвесного мотора мощностью до 8 л.с. Для работы мотор навешивается сбоку от руля на транец, который в этом месте имеет необходимую для этого высоту  над ватерлинией. Для осушения кокпита в транце предусмотрены шпигаты.

 

Шверт поднимается шверт – талями, основанными в 2 лопаря. Их ходовой конец выходит из кормовой переборки рубки у палубы кокпита и крепится на установленном здесь кулачковом стопоре. Благодаря расположению мачты непосредственно перед кокпитом, а также применению закрутки стакселя упростились все операции по постановке, уборке парусов и управление ими.

 

Взять рифы на гроте можно, наматывая парус на гик и не выходя на палубу. Рычажная натяжка штага на закрутке стакселя позволяет одному человеку быстро и без особого труда завалить мачту и ставить ее в рабочее положение, а также набивать ванты без использования талрепов. Грубая регулировка натяжения вант осуществляется при помощи планок – серег с отверстиями.

 

Швертбот обладает достаточной остойчивостью, чтобы не получать черезмерного крена при выходе на палубу одного – двух человек даже на ходу. Проведенный опыт кренования показал что положенный парусами на воду  (крен 900) полностью вооруженный швартбот с грузом 10 кг, закрепленным на топе мачты, уверенно встает на ровный киль.

 

Внутреннее устройство лодки можно охарактеризовать как спартанское, но соответствующее требованиям, предъявляемым к дневному крейсеру таких размеров. В каюте и в «гробах) под сиденьями кокпита имеются четыре удобных спальных места с объемистыми рундуками под ними. В каюте благодаря отсутствию в ней швертового колодца те же четыре человека размещаются, сидя на двух диванах.

 

Швертбот испытывался в Невской губе при ветрах от 0 до 6 баллов и волнении высотой до 1 м. Временами на нем выходили до шести человек. Во всех условиях швертбот проявил себя достаточно надежным судном для условий плавания, соответствующих мелководным заливам и крупным внутренним водохранилищам, показал неплохую для своих размерений скорость.

 

Нормальной оказалась центровка. Экипаж чувствовал себя на «ЛЭС-450», как на борту килевой яхты значительно больших размерений.

Перечисленные достоинства наряду с малой осадкой корпуса и поворотным швертом делают яхту весьма привлекательной для любителей отдыха под парусами на очень интересных, но труднодоступных для других парусных судов акваториях.

 

Благодаря малым размерам и простоте форм, корпус отличается небольшой материалоемкостью, а при серийной постройке не требует сложной оснастки и больших производственных площадей. Однако серийное производство «ЛЭС-450» возможно только при постройке корпусов из стеклопластика: швертбот деревянной конструкции неизбежно получится слишком дорогим для массового потребителя.

 

Однако организация формования корпусов из стеклопластика на ЛЭС в настоящее время невозможна. Здесь готовы рассмотреть предложения о совместном производстве с любым другим предприятием, которое смогло бы поставлять на верфь пластмассовые корпуса для достройки.

 

А. Карпов, конструктор МП «ЛЭС-проект».

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №156.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 21:36)

    rytuał miłosny

  • #2

    Penegra (Пятница, 14 Июль 2017 02:26)

    Kamagra Effervescent

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 15:34)

    anal double penetration