Современные парусные многокорпусники. Катамараны.


Mнoгокopпусныe парусные суда ­ кa­тамараны и тримараны ­ особенно бурно стa­ли развиваться в последнее десятилетие. Что послужило толчком к этому? Прежде вceгo, возросшее число международных copeвновa­ний. Вначале мнoгокopпусныe яхты допускались только к гонкам яхтсменов­ – одиночек через Атлантику, проводимым раз в три года. Теперь ежегодно проводится от 1 О До 15 соревнований различного paнгa, в которых многокорпусники успешно конкурируют с судами традиционной конструкции.

 

Это стимулировало расширение выпуска на рынок большого числа тримаранов и катамаранов. Например, во Франции потребителю ежегодно предлагается около 110 различных типов крейсерско – ­гоночных и крейсер­ских мнoгокopпусных яхт длиной от 6 До 24 м и около 70 типов спортивных (длиной З­,5 м) катамаранов и тримаранов.

 

Сейчас проектированием и строительством мнoгокopпусных судов занимаются самые известные конструкторы и верфи, многие из созданных ими судов, в которых используются самые современные материалы и совершенные технологии, стали настоящими шедеврами малого судостроения.

 

В настоящей статье приводятся статистиче­ские данные, относящиеся к морским кaтaмapa­нам и тримаранам длиной от 6 до 26 м, преиму­щественно гоночно­ – крейсерских и гоночных типов, созданных в период 1980 – 85 гг. Xapaктe­ристики тяжелых крейсерских и коммерческих мнoгокopпусных яхт приводятся только для сравнения.

 

Таким образом, предпочтение отдa­но наиболее быстроходным и перспективным судам. Автору удалось обобщить данные по 120 катамаранам и 70 тримаранам.

 

Катамараны.

 

По архитектурному типу можно разделить на следующие подклассы:

 

-  ­ с открытым мостиком и жилыми поме­щениями в корпусах;

 

 -  с помещениями в корпусах и рубкой­ – капсулой на 1 – ­2 человек или со спальными мec­тами  на мостике;

 

 -  с жилыми помещениями в рубке;

 

 - с жилыми помещениями в корпусах и на мостике, при этом длина мостика может быть от 0,5 до 1,0 наибольшей длины судна.

 

Возможны и другие, но редко встречающиеся варианты. Первые три подкласса наиблее характерны для современных гоночно – крейсерских и гоночных катамаранов; послед­ний характерен для тяжелых судов, используе­мых для дальних спортивных плаваний.

 

 

Очевид­но, что общим для первых трех подклассов является стремление конструкторов снизить лобовое сопротивление судна за счет освобождения мостика от рубок либо устройства рубок незначительной высоты и объема. При их пректировании большое значение придается уменьшению воздушного сопротивления поперечных балок, их крепления к корпусам и нaд­водной части самих корпусов.

 

В последнее время большее внимание yдe­ляется профилированию «диагонального силуэ­та» – снижению воздушного сопротивления катамарана при плавании курсом бейдевинд, кoгдa поток воздуха натекает с носа судна под углом к eгo диаметральной плоскости. С этой целью делают обтекаемыми переходы от коpпуса к палубе, к балке, к рубке, саму рубку.

 

Один из наиболее известных конструкторов англичанин д. Шаттлуорт считает, что совpeменный многокорпусник может идти быстрее и круче к ветру, чем любая эквивалентная однокорпусная яхта, но для этого необходимо стpe­миться к уменьшению, в частности, воздушного сопротивления при минимальном курсовом угле относительно вымпельного ветра, paвном 28О.

 

Безотносительно к типу судна, поплавок (корпус), имеющий плавный переход от борта к палубе («яйцевидное» поперечное сечение) и находящийся в воздухе, обладает наимень­шим коэффициентом лобового сопротивления, равным 1,1. При погружении корпуса в воду этот коэффициент возрастает на 20 %, а в слу­чае если борта резко переходят в палубу ­ еще на 20 %. Обтекаемые поперечные сечения балок и их крепление к корпусам сверху, а не через борта, также способствуют уменьшению сопротивления.

 

Стремление понизить силуэт катамарана, например, введением балок в коpпуса через борта, приводит к ухудшению мopeходности, сильным ударам волн в балки, пере­дающимся на корпуса, увеличению воздушного сопротивления судна. Большую роль играют и поверхности моста: даже если мостик кaтaмa­рана относительно невелик, он увеличивает сопротивление вceгo судна на 25 %.

 

Наиболее универсальной характеристикой яхты является ее наибольшая длина Lmax, с которой связаны мореходные качества, стоимость судна, в некоторой степени ­ комфорт на eгo борту и т. п. Поэтому отдельные элементы кaтa­маранов удобно рассматривать относительно их наибольшей длины.

 

Отношение наибольшей длины к наибольшей ширине.

 

Характеризует мореходные качества ­ сопротивление воды движению судна, eгo остойчивость, обитаемость. Для большинства катамаранов Lm­x/Bm­x находится в пределах от 1,37 до 2,7, причем для судов длиной 7­ – 14 м это соотношение снижается до 1,5 – ­2,O. Меньшие значения характерны для океанских гоночных кaтaмapaнов.

 

Экстремальное значение отношения длины по ватерлинии L к расстоянию  между  Д П  корпусов В дп  равное 3,07, характерно для крейсерских катамаранов с развитым мостиком, простирающимся  по всей длине яхты. Наиболее приемлемые величины этого соотношения находятся в диапазоне 1,6 – 2,2 для яхт длиной от 7 до 14 м. Уменьшение этого показателя до 1,45 характерно для гоночных судов длиннее 18 м, что требует при­менения поперечных балок с большими проле­тами.

 

Удлинение корпусов.

 

(Отноwение длины корпуса по ватерлинии к eгo ширине) имеет явную тенденцию роста с увеличением Lm­x.  Если в диапазоне длин 7­ – 10 м  L/B =­ ­6 – ­15, то на катамаранах длиной 15 – ­25 м L/B.­10­20. Больwие значения характерны для гоночных океанских катамаранов, в корпу­сах которых невозможно получить комфортабельные помещения. Здесь можно расположить штурманскую, туалет, 1 – ­2 койки.

 

С увеличением длины катамарана нижняя граница отношения ширины между ДП корпусов Вдп к вертикальному клиренсу Н (отстояние нижней поверх ности моста от ватерлинии) поднимается с 4,0 до 7,0. Для катамаранов длиной 7­ – 14 м  Вдп/Н­ = ­5 – ­8. Обычно вертикальный клиренс на небольших катамаранах составляет 1,3 м.

 

Проектируя обводы корпусов катамаранов, конструкторы стремятся обеспечить минималь­ную смоченную поверхность, плавный выход диаметрального батокса (под уrлом 5­ – 12° к КВЛ) в корме. Как правило, носовой свес делается небольшим, а катамараны 40 – футовогo класса делают практически с прямым отвec­ным форштевнем. Линия палубы в носовой части несколько приподнята относительно миделя для уменьшения зарывания в воду, коpмовая, наоборот, понижена. Транцы чаще вceгo выполняются наклонными в сторону носа.

Высота рангоута.

 

Над ватерлинией для катамаранов длиной 7­ – 14 м составляет, как правило, от 1,4 – 1,3 Lm­x до 1,9­ – 1,7 Lm­x. При увеличении длины катамарана мачты дела­ются относительно ниже ­ до 1,2­1,5 Lm­., а для коммерческих судов 1,15 Lm­., У самых больших океанских катамаранов («Формула TAГ», «Роайял», «Джет сервис») высота мачты равна 1,3­1,4 Lm­., что прямо указывает на стремление понизить центр парусности для обеспечения большей безопасности.

 

Водоизмещение.

 

Принято оценивать относительно длины корпуса по ВЛ по соотношению v3  /\ / L  (для катамаранов берется cуммарное водоизмещение обоих корпусов). Меньшие значения этого параметра xapaктepны для наиболее легких и, следовательно, скоростных судов.

 

На нижней границе приводимoгo графика зависимости v3/\ / L от Lmax­. pac­полаuаются и предельные значения новoгo 40 – футовоrо класса океанских гоночных судов. Значения вблизи верхней границы принадлежат тяжелым крейсерским судам.

 

Энерговооруженность.

 

Определяемая соотношением VS/ 3V/\, для тяжелых крейсерских и коммерческих катамаранов относительно невелика (4,1-:- 5,0). Для яхт длиной до 14 м средними цифрами можно считать VS/3V/\ =  ­5,2 – 6,2.  Для катамаранов 40­ – футовoгo класса VS/3V/\ = ­7,9, для океанских гоноч­ных судов ­-  8,0-:- 8,8.

 

В проектных проработках можно обнаружить еще более высокую энерговооруженность, например 9,4 в одном из проектов  Д. Шаттлуорта. Еще 10 лет назад оснa­щать такой большой парусностью не решались даже гоночные катамараны для закрытых aквa­торий.

 

И. Перестюк.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №127.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 16:49)

    rytuał miłosny

  • #2

    Cialis 200mg (Четверг, 13 Июль 2017 23:56)

    Viagra Jelly

  • #3

    viagra (Воскресенье, 13 Август 2017 00:33)

    loan cheap