Новые варианты яхты "РИКОШЕТ - МИКРО".


Когда осенью 1986года опытный образец яхты «Рикошет – микро» впервые вышел на испытания в Финский залив, мы – конструкторы и строители Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения – не предполагали что, создав эту яхту, что называется «попали в десятку».

 

Только сейчас стало очевидным, какие большие возможности для развития парусного спорта представляет класс «Микро» в нашей стране. Прежде всего – для сугубо сухопутных городов, таких как Смоленск, Воронеж, Пенза.  «Рикошет» открыл спортсменам этих городов широкие горизонты морей и внутренних водохранилищ.

 

Показательно, что яхтсмены из Минска и Свердловска уже на втором году проведения «Микро» – кубка выставили на эти соревнования команды по пять – шесть яхт. Сейчас уже можно с уверенностью сказать – «Микро» в недалеком будущем станет самым массовым классом крейсерско – гоночных яхт в стране.

 

Решающее слово – за производителями яхт. Даже на фоне ставшего уже привычным нам товарного голода стремление множества организаций и спортивных секций приобрести «Рикошеты» выглядит весьма впечетляющим. Хотя не так давно из цехов завода вышла 150 – я яхта, поток заказов на ЛЭЗСС не только не уменьшается, но и растет год от года, явно опережая возможности производства.

Более того, благодаря рекламе и организации соревнований в классе «Микро» получился эффект цепной реакции – те клубы и организации, которые приобрели одну – две яхты в 1987 – 1988гг., вновь обращаются на завод за пополнением своего флота, и каждое второе письмо содержит заказ на две – три и более яхт.

Успешное участие «Рикошета» в зарубежных гонках открыло неплохие перспективы экспорта нашей продукции в Европу. А если учесть еще и огромное число яхтсменов, желающих приобрести такие яхты в личное пользование (их потребности оцениваются ориентировочно в 200 – 250 яхт ежегодно), и то, что яхты этого типа в торговую сеть еще не выпускались, то о насыщении ими рынка  в ближайшей перспективе не может быть и речи.

 

Не решает этой проблемы планируемое увеличение выпуска яхт на ЛЭЗСС до 100единиц в год, а также и начало серийного производства «Рикошетов» на других предприятиях. Во – первых, потому что размеры серий явно незначительные ( по 20 – 30 единиц в год) и производство имеет целью в основном удовлетворение региональных потребностей.

Во – вторых, не каждое из тех предприятий, которые обратились к нам за технической помощью, довели дело до реального выпуска продукции. И если, скажем, небольшие предприятия в Шальчининкае и Свердловске смогли освоить непростое изделие практически с нуля, то «жертва конверсии» НПО «Машиностроитель» (Г Реутов Моск. Обл.) полкчив под барабанный бой и крики «Ура!» полный комплект оснастки и документации, в течение года так и не приступило к работе.

 

По прежнему не видно продукции авиастроителей ПО им. Ю. А. Гагарина (Комсомольск – на – Амуре), хотя по имеющимся сведениям серийный выпуск «микро» – яхт «АЛ – 550» из алюминиевых сплавов все – таки налажен. Однако на Европейскую территорию страны, по слухам, поступили буквально единицы этих яхт.

 

Поначалу строительство яхт на ЛЭЗСС сопровождалось определенными трудностями в комплектации (долгое время завод работал на импортных поставках). В настоящее время в результате сотрудничества нескольких отечественных предприятий решены проблемы производства рангоута, парусов, дельных вещей, других комплектующих изделий и даже трейлеров для транспортировки яхт за легковым автомобилем.

 

Думается, нет нужды рассказывать подробно о «Рикошете – микро» – статьи в «КиЯ» №126 и 133 достаточно подробно познакомили читателей с этой яхтой. Добавим лишь, что не смотря на то , что проект создавался пять лет назад  и по современной классификации Правил класса «Микро» он относится к категории «серийный туристический» (при существовании «серийных гоночных» и «Прото»), яхта еще не устарела и как гонщик – демократичная формула проведения «Микро» – кубков обеспечит ей достаточно долгую жизнь в парусном спорте.

 

Однако несколько сезонов, проведенных за рулем «Рикошета» привели к мысли модернизировать проект так, чтобы, сохранив обводы корпуса, улучшить внутреннюю компоновку и парусное вооружение, сделать более удобным и соответствующим требованиям современного дизайна блок рубка – кокпит. Эти замыслы были реализованы в проекте «Рикошет – микро – 2».

 

Конструкция корпуса значительных изменений не претерпела, но существенно (до минимально разрешенных Правилами размеров) уменьшена высота надводного борта, увеличены ширина рубки и размеры кокпита, изменена форма комингсов, уменьшен вес яхты.

 

К сожалению, заказчик, для которого разрабатывался проект, так и не смог приступить к его реализации, хотя, по нашему мнению, перспективы в дивизионе «серийных туристских» яхт у «Рикошета – 2» могли быть не плохие.

 

Результатом очередного творческого поиска нашей конструкторской группы явилась разработка проекта яхты третьего поколения «Рикошет – микро – Регата» – универсальной крейсерско – гоночной яхты категории «серийный гоночный», наиболее престижной для фирм, выпускающих серийную продукцию.

 

В основе концепции проекта заложены спортивные качества яхты, хотя планировка внутреннего пространства не вызывает нареканий и у любителей чередовать гонки с туристскими походами под парусом. Конструкция яхты аналогична предыдущим проектам и представляет собой стеклопластиковый корпус с внутренней секцией, которая выполняет одновременно роль набора, обеспечивающего прочность и жесткость конструкции.

 

Среди новых конструктивных решений – палуба трехслойной сэндвичевой конструкции, «двойное дно», поворотный шверт, оригинальная компоновка кокпита. Серийный выпуск этих яхт готовится в одном ленинградском кооперативе. Первый образец должен быть спущен на воду в начале сезона 1991 года.

 

Победа на «Микро» – кубке в категории «Прото», а это, как правило, и абсолютная победа в соревнованиях, – синтез успеха конструкторов и гонщиков. Уверенность в том, что нашим спортсменам по силам вести борьбу на Европейских и мировых первенствах на равных с  сегодняшними лидерами, ориентировала нас на создание яхт типа «Рикошет – микро – Рейсинг».

Основой программы стало стремление создать специфически гоночную яхту полностью на отечественной производственной базе и из отечественных материалов. Проект этой яхты предусматривает различные варианты изготовления корпуса: как сэндвичевой, так и однослойной конструкции, с применением как полиэфирной, так и эпоксидной смол. Яхта отвечает требованиям, предъявляемым Правилами класса «Микро» к категории «Прото». Ее каюта имеет минимальные размеры и оснащена тремя подвесными койками.

 

Для продолжительного плавания или туризма новая яхта окажется недостаточно комфортабельной, да и архитектура палубы, устройство кокпита не располагают к этому. Она оборудована большим числом снастей, стопоров, ремнями для откренивания –  всем тем, что необходимо только гонщикам. В сезон 1990 года несколько таких яхт пройдут серьезные испытания в борьбе за высокие места в соревнованиях различных рангов.

 

Все эти проекты разработаны с учетом изготовления яхт из стеклопластика. Параллельно прорабатывалась и возможность применения алюминиевых сплавов для корпусных конструкций в случае изготовления  их на других предприятиях. Каждый из вариантов мог бы выпускаться с упрощенной конструкцией и с уменьшенной комплектацией, что существенно снизило бы стоимость яхты и позволило бы предложить ее для непосредственной продажи населению через торговую сеть.

 

Государственные  организации и кооперативы, которые интересуются возможностью выпуска яхт в качестве товаров народного потребления, могут получить более подробную информацию обо всех этих проектах по адресу: 198096, Ленинград, а/я №20.

 

Ю. Ситников, Н. Бельтюков.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №146.

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 02:29)

    rytuał miłosny