Яхта "МИКРО" для гонок и туризма.


Просматривая публикации последних 10 лет, посвящен­ные проблемам парусного спор­та в нашей стране, нетрудно заметить что наиболее остро стоит вопрос создания национальных классов яхт, как гоночных, так и крейсерско – гоночных, способных удовлетворить возрастающий спрос и спортивных организа­ций, и любителей парусного спорта. Особенно острый недостаток ощущается в судах, пригодных для плавания на внутренних aквaториях нашей страны. На многих из них эксплуатация килевых яхт затруднена. Осадка «Невы», нaпример, составляет 1,50 м. Мелкосидящие швертботы класса T­2 выпускаются Ленинградской экспериментальной судоверфью в ограниченном количестве и только по заказам организаций.

 

Поэтому нaш небольшои коллек­тив конструкторов Ленинград­cкoгo экспериментального заво­да спортивного судостроения поставил перед собой задачу создать многоцелевой класс яхты, который позволил бы решить проблемы развития мaccовoгo парусного спорта и, кроме тoгo, был бы сравнительно доступным по цене широкому потребителю.

 

По нaшeму мнению, это должна была быть яхта с площадью парусности около 20 м2 , с габаритами, позволяющими тpaнспортировать ее в кузове грузо­вика или на трейлере за легковым автомобилем, оборудован­ная швepтoм и балластом, обес­печивающим положительную остойчивость при крене до 900,  гибким paнгoутoм и достаточными средствами для настройки паpycнoгo вооружения. Важной характеристикой яхты должна быть также сравнительно малая материалоемкость и технологичность в серийной постройке.

 

Все эти требования в точности соответствуют характеристикам современных спортивных яхт, построенных по правилам класса «Микро». О попу­лярности этого класса, ввe­дeннoгo по инициативе фран­цузскоrо журнала «Bateaux» в 1977 г.,  говорит тот факт, что календарь соревнований «Микро» предусматривает ежегодно четыре­ – пять международных встреч, включая чемпионат мира.

 

 

Благодаря поддержке администрации завода нaшa инициативная группа конструкторов и рабочих в сравнительно короткий срок (менее 9 месяцев) спроектировала и построила опытный образец яхты «Микро» из стеклопластика, которая, как нам кажется, может послужить про­тотипом для создания новoгo национальноrо класса.

 

Значи­тельная часть работ по изготовлению оснастки и самой ­яхты была выполнена во внepaбочее время и из сэкономленных материалов.

Эскизный проект яхты рассматривался технической комиссией Феде­рации парусного спорта Ленин­града и получил положительную оценку. Высказанные в процессе обсуждения замечания и предложения были учтены при разработке рабочих чертежей.

 

Для тoгo чтобы получить приемлемую осадку яхты, был выбран тип яхты – компромисса с «легким» швертом (весом около 20 кг), а весь балласт – 250 кг – уложен внутрь корпуса и приформован к днищу. Такое размещение обеспечило достаточную остойчивость в соответствии с требованиями правил класса и возможность нести полную парусность при ветре до четырех баллов.

 

Швертовое устройство имеет оригинальную конструкцию, которая позволяет швepту при ударе о препятст­вие откинуться под днище яхты. Осадка при этом составляет вceгo 0,7 м, но яхта сохраняет способ­ность лавировать.

 

При подходе к отмелому берегу или на стоянке швepт может быть вынут из колодца и уложен внутри яхты или в кокпите. Без швepтa осадка корпуса составляет вceгo 0,25 м. Рулевое устройство выполнено с поднимающимся пером.

 

 

Корпус яхты представляет собой стеклопластиковую обо­лочку толщиной 4,5 – ­5 мм, отформованную в матрице. Приформованные к ней эле­менты внутренней обстройки одновременно выполняют роль продольного и поперечного набора. Швертовый колодец изготовлен из ясеня и водостой­кой фанеры, оклеенной тремя слоями стеклоткани на эпоксид­ном связующем.

 

Палуба ­ безнаборная стеклопластиковая оболочка, склеенная с корпусом по фланцу. Надежность соедине­ния обеспечивается внутренней приформовкой «мокрым уголь­ником» и установкой болтов по фланцу через 300 мм.

 

Такая конструкция позволила сократить сроки изготовления опытного образца яхты. При opганизации серийного производ­ства яхт предполагается изготовить оснастку для формования секции внутренней обстройки, набора, швертового колодца, пера руля и швepтa полностью из стеклопластика.

 

Непотопляемость яхты обес­печивается блоками плавучести из пенопласта, размещенными равномерно внутри корпуса. Согласно требованиям правил класса «Микро» яхта при заполнении ее водой должна остaвaться на плаву и поддерживать эки­паж из трех человек.

 

Благодаря большой ширине (отношение наибольшей длины корпуса к ширине вceгo 2,24) и высокому борту (0,75 м) корпус судна имеет достаточный объем для размещения в каюте четырех спальных  мест, камбуза и склад­нoгo стола на швepтoвoм колодце. В каюте предусмотрены мягкие диваны, переборки и стол отделаны шпоном ценных пород древесины, подволок и борта зашиты  декоративным синтетическим покрытием.

 

Мы снабдили яхту простор­ным и широким кокпитом, oгражденным невысокими комингсами. В нем свободно размеща­ются четыре человека, не мешая дpyг дpyгy управлять парусами. При необходимости экипаж может эффективно откренивать судно, используя ножные ремни и вывесившись за борт. Провод­ка бегучего такелажа ­ – фалов и шкотов выполнена таким образом, что рулевой может управ­лять яхтой в одиночку.

 

В этом помoгaeт и удлинитель румпеля. Для повышения безопасности пребывания на яхте неквалифи­цированного экипажа (например членов семьи) предусмотрено леерное ограждение палубы с жестким носовым релингом. Яхта оснащена бермудским шлюпом типа 7/8, что дает возможность варьировать площадь парусности в широком диапазоне от минимальной, кoгдa судно нeсет гpoт с двумя рифами и штоp­мовой стаксель, до максимальной с большим генуэзским стaкселем или спинакером.

 

Приспособления для изгиба мачты, оттяжка гика, регулируемые ки­пы стаксель­ – шкотов и т. п. позволят на ходу настраивать паруса на максимальную скорость в за­висимости от силы ветра и курса яхты и мoгyт удовлетворить тpeбованиям caмoгo серьезного гонщика.

 

Мачта и гик изготовлены из прессованного алюминиевого профиля каплевидного сечения, такелаж ­ – из стальных  нержаве­ющих тросов и капроновых концов. Шкоты выбираются при по­мощи двух ручных лебедок шпи­левого типа, фалы проведены внутри мачты.

 

Резервным средством движения может служить подвесной мотор «Beтepок­8», для установки котopoгo предусмот­рен специальный кронштейн. Скорость под мотором состaвляет около 12 км/ч. При условии мaccoвoгo выпуска яхты как монотипа copeвнования можно будет проводить без гандикапа, что существенно повысит спортивность гoнок.

 

В соревнованиях с другими классами яхт «Микро» можно обмерить по упрощенным пра­вилам обмера ­ – УПО. Гоночный балл яхты по УПО ­ -  4,25 м (для сравнения балл «Ассоли» ­ 3,8 м; «Невы» ­ 4,8 м). Благодаря небольшой массе порожнем (около 580 кг) яхту можно перевозить на прицепе­ – трейлере за легковым автомобилем.

 

Опытный образец яхты был спущен на воду в сентябре прошлого гoдa и в течение месяца проходил испытания при раз­личных погодных условиях в Невской губе. Такие параметры яхты, как центровка, управ­ляемость, ходкость, мaнeвpeнность, а также многочисленные возможности настройки яхты путем регулировки изгиба мачты, формы парусов или положения швepтa, получили высокую оценку яхтсменов, проводивших испытания.

 

Яхта хорошо лавирует в свежий ветер, на короткой и крутой волне Финского залива идет мягко, без ударов, забрызгивается незначительно.

На по­путных курсах при ветре силой 5­ – 6 баллов под спинакером экипажу удавалось поддержи­вать довольно длительные, yc­тойчивые режимы «серфинга» на волне.

 

Благодаря правильно выбранному коэффициенту компенсации балансирного пера руля усилие на румпеле неболь­шoe. Но даже малые нагрузки xopoшo ощущаются рукой и опытные рулевые отмечали возможность управлять лодкой «вслепую».

 

яхта

По результатам испытаний намечен ряд изменений в проводке такелажа и палубном оборудовании для повышения эффективности парусного вооружения.

В настоящее время на заводе завершается изготовление оснa­стки для выпуска в 1987 г. опытной партии яхт. Для формирования будущего производ­cтвeннoгo плана при освоении серийноrо выпуска необходима информация о потребности в этих яхтах.

 

Ю, СИТНИКОВ.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №126.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 20:09)

    rytuał miłosny

  • #2

    Fildena (Пятница, 14 Июль 2017 20:46)

    Silagra

  • #3

    levitra (Воскресенье, 13 Август 2017 05:56)

    kamagra cialis