Кроссовер - трейлерный "тягач".


 Кроссоверы, как теперь принято называть относительно небольшие полноприводные автомобили, сегодня все больше завоевывают рынки разных стран. Но часто ли можно увидеть какой-нибудь автомобиль этого класса, буксирующий прицеп с лодкой, да еще успешно спускающий с этого прицепа лодку на воду? Не так уж и часто, правда? Для начала определимся: речь пойдет именно о тех наиболее полярных кроссоверах, которые относятся к «малому» классу, т. е. о таких как, к примеру, «Toyota RAV4», «Nissan X-Trail», «Honda CRV», «Subaru Forester» и т. п. Совсем маленькие типа «Suzuki SX4» и большие типа «BMW X5» и «-X6», мы рассматривать здесь не будем.

 

Что же такое кроссовер?  Как разъясняют различные энциклопедии, это автомобили с кузовом универсал, но имеющие повышенную проходимость. Иными словами, это не «обычные» универсалы, созданные на базе седанов и хетчбеков, но и не реальные «проходимцы», которых сегодня осталось не так уж и много.

 

Большая часть «легких» кроссоверов, как мы уже сказали, имеет полный привод. Однако некоторые производители выпускают также кроссоверы и без него (с постоянным приводом на одну ось). В нашем случае это надо учесть, так как «одноприводный» кроссовер значительно проигрывает полноприводному на грунтовых дорогах и при спуске лодки, катера или гидроцикла на воду, особенно если дело происходит в условиях дикой природы.

 

Почти все кроссоверы, как сообщают их производители в инструкциях по эксплуатации, независимо от того, снабжены они механической коробкой передач или автоматической, могут перевозить прицепы  максимальной массой  1500–2000 кг (плюс-минус в зависимости от мощности мотора и устройства привода), естественно, оборудованных тормозами.

 

Но, если есть желание продлить жизнь автомобилю, не тратиться на частые ремонты рансмиссии и чувствовать себя на дороге уверенно, не следует на них буксировать прицепы общей массой более 75%  рекомендованной для конкретного автомобиля. Как показывает опыт, если прицеп с лодкой имеют массу около половины рекомендованной заводом изготовителем автомобиля, то в этом случае в условиях российской эксплуатации трансмиссия и кузов кроссовера практически не подвергаются слишком большим нагрузкам.

 

Разумеется, речь идет о длинных перегонах по нашим дорогам, езде по грейдерам и спусках лодки (катера) в необорудованных местах. Просто перевезти с места на место прицеп массой около той, что обозначена производителем как максимальная, в принципе, не проблема.

 

Оставим гидроциклы в покое, так как большинство из них имеют не слишком большой вес, а посмотрим, какие проблемы могут ожидать владельца, если он надумает перевозить за своим кроссовером, к примеру, катер, оснащенный мотором общей массой около 900–1000 кг.

 

 

 

Первое: это мощность и крутящий момент. Кроссоверы, оснащенные моторами рабочим объемом менее 2 л, окажутся слишком вялыми на разгоне и вряд ли смогут хорошо справиться с такой операцией, как «вытаскивание» прицепа с лодкой из воды в местах без оборудованного спуска или со спуском, имеющим относительно твердое покрытие.

 

Второе: у многих современных кроссоверов полный привод включается автоматически только при определенной ситуации. Это тоже может стать минусом, особенно при движении по грунтовым и грейдерным дорогам, а также на уклонах. Многочисленные системы стабилизации движения в данном случае тоже не всегда вовремя помогут, особенно если прицеп начинает «управлять» движением,  т. е. когда прицеп начинает скользить вбок, хотя  ему положено ехать вперед.

 

 

В этом случае особенно страдают короткобазные версии, так как выровнять автомобиль, когда  прицеп начинает утаскивать его с курса, очень сложно.

Третье: резина. Практически все современные кроссоверы оснащаются шоссейной резиной с претензией на «универсальность», однако, когда дело доходит до съезда на грунт, они становятся практически беспомощными.

 

Четвертое: кроссоверы, за редким исключением, просто не предназначены для преодоления топких и вязких грунтов, так что иногда целесообразно пойти сразу за трактором или более серьезным автомобилем. Да, за пределами России, например, в Финляндии, Скандинавии и в некоторых европейских странах, можно увидеть, как небольшой «паркетник» успешно не только тащит за собой прицеп с внушительным катером, но и относительно спокойно спускает его на воду, а также вытаскивает с ним прицеп из воды.

 

Но в этих странах и дороги получше, и съезды оборудованы даже в самых глухих местах. К сожалению, у нас хорошо оборудованные спуски к воде крайне редко встречаются на лодочных стоянках, не говоря уже о дикой природе. Не последнюю роль в данном случае играет и конструкция прицепа. Если использовать прицеп с «ломающейся» задней частью, которая позволяет затащить лодку (катер) на него при помощи лебедки, не заезжая глубоко в воду, то часть проблем снимается автоматически.

 

Но не все так плохо, и «легкие» кроссоверы тоже можно использовать для манипуляций с лодочным прицепом. Надо только не промахнуться с его выбором. Чем проще и надежнее включение полного привода, тем лучше. Еще лучше просто «постоянный полный привод». Не помешает и надежная блокировка дифференциалов.

Что касается коробки передач, то тут дело вкуса, так как нынешние «автоматы» хорошо справляются с дополнительными нагрузками и при соответствующем уходе живут довольно долго. В ряде случаев дизельный двигатель  предпочтительнее бензинового, так как у дизеля на низких оборотах крутящий момент выше, что хорошо на топких грунтах.

 

Настоящий вседорожник можно безбоязненно загонять в воду довольно глубоко, а вот кроссоверы не слишком любят погружение выше ступицы заднего моста. Да и задняя многорычажная подвеска, если дно илистое и не слишком ровное, может сыграть злую шутку с хозяином автомобиля. Достаточно посмотреть на рычаги (тяги) некоторых «паркетников» сзади, и многим станет понятно, в чем проблема.

 

Есть риск «сесть» на нижний рычаг,  когда колесо проваливается в ил или рыхлый песок. То есть для кроссовера необходимо выбирать место спуска лодки тщательнее, чем для вездехода. На самом деле, если использовать кроссовер с умом, то буксировать прицепы с лодками при его содействии можно, перевозили же лодки раньше «Жигулями» и «Самарами», и ничего, справлялись. Стоит только помнить старую поговорку: «Не зная брода, не суйся в воду».

 

Игорь Лагутин. Фото автора.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №223.

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 00:20)

    rytuał miłosny

  • #2

    Kamagra Soft (Четверг, 13 Июль 2017 18:11)

    Kamagra Soft

  • #3

    kamagra (Воскресенье, 13 Август 2017 06:29)

    Камагра