"Большие" кроссоверы - большие проблемы.


В прошлом номере мы немного поговорили об использовании небольших кроссоверов в роли тягача. Настало время рассказать о «больших» кроссоверах. Сначала определимся, о чем, собственно, пойдет речь. В категорию «больших» кроссоверов (в нашем понимании) попадают автомобили, которые часто называют также «паркетниками». Основными отличиями автомобилей этого класса являются кузов-универсал, достаточно большой дорожный просвет, возможность использования полного привода или «постоянный полный привод», мощные «литражные» моторы и достаточно неплохая проходимость по дорогам с грейдерным покрытием.

 

Благодаря мощным моторам и большому весу эти автомобили могут перевозить трейлеры с лодками, однако большинство не очень хорошо справляется со спуском лодки или катера на воду, а также с их подъемом из воды. Чтобы не усложнять ситуацию, мы отнесем к разряду (не классу) «больших» кроссоверов и те автомобили, которые по американской традиции называются SUV, или «Sport Utiliti Vehicle», т. е. нечто среднее между обычными универсалами и «внедорожниками».

 

Современные кроссоверы со снаряженной массой более 2 т имеют (с полной загрузкой) дорожный просвет от 16  до 25 см в зависимости от модели. Получается, что в некоторых случаях их проходимость не столь впечатляюща, как у более скромных кроссоверов, массой менее 2 т. У «больших» кроссоверов и колея шире, и колесная база больше, а дорожный просвет примерно такой же, как у кроссоверов классом ниже.

 

И ездить на них по сложным лесным дорожкам, да и по российскому грейдеру надо осторожнее. С выездом на off-road и вовсе придется быть очень внимательным, особенно если ситуация осложняется наличием прицепа. Большинство рассматриваемых сегодня автомобилей делали в первую очередь для рынков США и Канады, де любят перевозить прицепы с места на место, да и вообще, несмотря на «кризисную ситуацию», продолжают любить крупные автомобили.

 

Причем речь идет не только о лодочных трейлерах, но и о комфортабельных домиках. А вот самые современные кроссоверы, как показывает опыт, американцы в роли тягача используют не слишком охотно. И на то есть свои причины. Если внимательно посмотреть, к примеру, на «Mazda CX9» или на «BMW X6», то представить их с фаркопом и трейлером сложно. Хотя по идее проблем с прицепом массой до 2 т на хорошей дороге у них быть не должно. Что мешает? Во-первых, стоимость.

 

Не все любители поездить с прицепом купят дорогую игрушку, которая в обыденной жизни не слишком пригодна в силу различных причин.

Легче мучиться с классическим пикапом, который стоит примерно в три раза дешевле. Во-вторых, свесы кроссоверов не всегда позволяют успешно бороться со сложным и особенно «заболоченным» рельефом.

 

Тут проблемой может стать даже «необлагороженная лесная дорога», которых в России не счесть. В-третьих, большая масса, небольшой дорожный просвет и шоссейная резина достаточно большой ширины не позволят спустить или поднять катер в любом месте. Для «больших» кроссоверов необходим твердый спуск к воде, в противном случае потребуется трактор…

 

Подавляющее количество выпускаемых сейчас автомобилей, попадающих под нашу условную классификацию, оснащаются автоматическими коробками передач и довольно сложной системой отслеживания их поведения на дороге. Эти автомобили, разумеется, сильно отличаются по своим возможностям преодоления бездорожья от настоящих «внедорожников» (их осталось-то всего не более пяти-шести моделей, если не считать пикапов) и даже «псевдовнедорожников».

 

Так что, став владельцем крупного кроссовера, совершенно бессмысленно спорить и биться об заклад с обладателем, к примеру, «Landrover Defender 110» или даже с нашим классическим «козлом», то бишь «УАЗ-469» и его производными по поводу проходимости и возможностей вытаскивать прицеп с лодкой. Понятно, что, имея определенные наклонности и свойства характера, засадить по уши можно и легендарную «шишигу» («ГАЗ-66»).

 

Однако, отправляясь в неизведанное на автомобиле класса SUV или кроссовере, стоит двадцать раз подумать, прежде чем соваться на откровенное бездорожье. Одним из больших минусов, как это не покажется странным, у многих «больших» кроссоверов, может стать избыточная мощность мотора. Для преодоления рубежа в 200 км/ч или хотя бы в 190 км/ч, мощность необходима.

 

Но при движении по раскисшим грунтам, да еще и с прицепом, большая мощность мотора и высокий крутящий момент вкупе с шоссейной резиной могут привести к тому, что воз будет и ныне там. Большую мощность очень сложно контролировать, несмотря на многие хитроумные электронные системы, которые, естественно, помогают, но, как говорится, не гарантируют.

 

Множество тестов, проведенных независимыми экспертами, с момента появления на рынках разных стран автомобилей классов SUV и кроссоверов, ярко демонстрирует их возможности. Судя по результатам тестов, на бездорожье очень часто выигрывают те автомобили, которые имеют минимум электронных систем, но по конструкции и схеме трансмиссии  ближе к классическим «внедорожникам». Правда, победители на off-road, как правило, будут аутсайдерами на скоростном шоссе.

 

 

 

Выводы.

 

Использовать «большие» кроссоверы в роли тягача трейлера с лодкой или катером можно, но необходимо учесть несколько моментов. На трассе, пусть даже разбитой, крупный кроссовер довольно просто справится с прицепом, вес которого составляет 50–75% максимально допустимого. При съезде на грунт следует быть предельно осторожным. Место спуска на воду на предмет «топкости» грунта надо раз двадцать проверить, прежде чем один раз на него въехать.

 

Имеет полный смысл обзавестись лебедкой, которая поможет в сложной ситуации, а также рассмотреть возможность вытаскивания прицепа с лодкой из воды без заезда автомобиля на проблемный участок. В последнем случае следует использовать лебедку, которая не имеет жесткого крепления к автомобилю и трейлеру. Правда, в этом случае без замены переднего колеса прицепа на колесо большего диаметра с пневматической шиной не обойтись.

 

Если приходится часто выезжать на природу, то, возможно, стоит позаботиться об установке соответствующих покрышек. Конечно, комфорт при движении по асфальтовым дорогам уменьшится, максимальная скорость тоже, но зато на грунтовых дорогах и на полях автомобиль будет чувствовать себя  увереннее.

 

 Игорь Лагутин. 

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №224.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0