Новый таллинский "Четвертьтонник".


Крейсерско-гоночные яхты чeтвepтьтoннoгo класса IOR уже получилии среди яхтсменов нашей страны достаточно широкую популярность. К неоспоримым достоннствам яхт этого класса относят сравннтельно невысокую стоимость, небольшие габаритные размеры и осадку, возможность содержания судна и управления им силами немногочисленного экипажа.

 

В ежeгодных соревнованиях на Кубок Онежского озера, например, в этом классе стартует более 30 яхт. Представительными являются также гонки, проводимые с участием четвертьтонников на Черном море, на Волге и в ряде других районов страны. В последние два-три года практически на всех этих соревнованиях лидируют яхты типа «Конрад-25» (польской постройки), которые, являясь достаточно сложными в управлении и настройке, требуют постоянного внимания экипажа для поддержания максимальной скорости.

 

Выпускаемый на Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения с 1973 г. четвертьтонник деревянной конструкции морально устарел. Для достижения хороших результатов в гонкax эти яхты подвергаются модернизации, выполняемой силами отдельных энтузиастов. Так, существенного улучшения гоночных качеств яхт добились конструкторы студенческого КБ «Яхта» при Николаевском кораблестроительном институте, на протяжении нескольких лет занимавшиеся модернизацией проекта.

 

Однако явно назрела необходимость в создании новoгo, более совpeмeннoгo проекта четвертьтонника, в котором использовались бы результаты последних исследований в области гидроаэродинамики яхт и опыт крейсерских гонок. Такой проект и был разработан совместными усилиями конструкторов Таллннской судоверфи и СКБ «Океан» Ленинградского кораблестроительного института.

 

 

Разработка техническогo проекта новой яхты в этом СКБ (по договору с верфью) сопровождалась экспериментальными исследованиями в области гидромеханики, аэродинамики и эргономики, а также сравнительным анализом проектных характеристик большого числа зарубежных яхт-аналогов.

 

Были выявлены общие тенденции в развитии данного класса, те черты яхты, которые можно считать перспективными: это высокая энерговооруженность парусами, малое­ водоизмещение, оснастка типа 7/8 с развитым гpoтoм, несколько повышенный гоночный балл IOR ­ 5,5 м.

 

Новый четвертьтонник, пол­учивший индекс «СТ-25» (спортивно – туристский, 25 ­ – наибольшая дли­на корпуса в футах), имеет архитектуру, типичную для современных крейсерско – гоночных яхт. Характерны низкий надводный борт, развитый кормовой свес, большой развал бортов короткая высокая рубка и длинный, открытый с кормы кокпит.

 

Килевая линия имеет плавный подъем в носу и пологий, с небольшим перегибом, выход в корме. Эксперимен­ты в бассейне ЛКИ показали, что такая форма корпуса наиболее выгодна на расчетной скорости движения. При этом на полных курсах легко может быть достигнут режим серфинга, чему способствует также широкая плоская корма.

 

На острых курсах для достижения максимальной скорости необходимы и тщательная дифферентовка, и откренивание яхты экипажем. Для улучшения ходовых качеств в слабый ветер были приняты все меры для уменьшения смоченной поверхности корпуса за счет применения радиальных обводов шпангоутов в подводной части.

 

Технологические процессы, освоенные на ТЭВСС, oпределили основные конструктивные особенности проекта. Стеклопластиковый корпус, выклеенный в матрице, имеет обшивку переменной толщины, подкрепленную поперечным набором. В районе скулы шпангоуты опираются на стрингер, который является также опорой для настила коек.

 

Средняя часть днищевой обшивки подкреплена развитыми стеклопластиковыми флорами, воспринимающими нагрузки от балластнoго плавника. Здесь же установлены рымы, за которые крепятся стропы при подъеме и спуске яхты.

 

Палуба, имеющая трехслойную конструкцию с заполнителем из пенопласта, опирается на три поперечные рамы и пиллерсы под кокпитом. Наружная поверхность настила имеет нескользящее покрытие, выполняемое непосредственно в матрице. В дальнейшем, вероятно, появится возможность применить сэндвичевую конструкцию и для корпуса, что позволит снизить трудоемкость постройки яхты и добиться снижения массы корпуса.

 

В яхте оборудованы четыре постоянных спальных места ­ два дивана в центральной части и двойная койка, расположенная в нос от мачты (на ходу она используется для хранения парусов). Камбуз размещен вблизи миделя, что обеспечивает удобство приготовления пищи и хорошую вентиляцию.

 

На стоянке у камбуза может быть закреплен обеденный стол; во время гонок и в походах он хранится под  кокпитом и в выдвинутом состоянии используется как штурманский. На правом борту пoд кокпитом имеется место для мокрой одежды.

 

В целом уровень комфорта на нашей яхте, по-видимому, выше, чем на гоночном варианте «Конрада-25». Рубка имеет большие размеры; увеличены также размеры входного люка, поскольку в гонках он используется для подачи и уборки парусов. Форлюк значительно уменьшен, поскольку служит главным образом для вентиляции.

 

Планировка палубы типична для современной гoночной яхты.  Для настройки передних парусов используются две пары поперечных погонов (схема, хорошо зарекомендовавшая себя на однотоннике «Форвард»). Все фалы выведены на рубку в районе входного люка, где установлены кулачковые стопора на шарикоподшипниках.

 

Развитый погон гика-шкота расположен в центре кокпита; сюда же выведены ходовые концы талей бакштагов и ахтерштага. Примененная схема проводки такелажа позволяет осуществлять тонкую настройку вооружения в зависимости от курса яхты и скорости ветра. Следует отметить, что в настоящее время в зарубежном яхтостроении наметилась тенденция к узкой специализации яхт по их основному назначению.

 

Все яхты «тонных» классов проектируются, строятся и используются исключительно для выступлений в соревнованиях, а крейсерские их варианты, хотя и создаются зачастую на базе тех ж­ корпусов, отличаются от гоночных планировкой палубы, оборудованием и общим расположением.

 

При создании нашего проекта мы учитывали, что эти же яхты будут использоваться и для чисто крейсерских плаваний, а также то, что спортсмены во время длительных соревнований живут иа яхтах и нуждаются в определенном комфорте. Поэтому окончательный вариант «СТ-25» представляет собой компромиссное решение со всеми eгo достоинствами и недостатками. Тем не менее предпочтение все же отдано гоночным качествам, поэтому можно ожидать, что яхта будет достаточно сильной в гонках.

 

Подтверждением этому является пятое место, занятое головной яхтой «Поларис» в ее первых соревнованиях среди 27 участников традиционной peгaты в Муху-Вяйне. Это успех и СКБ «Океан», и коллектива ТЭВСС, создавшего яхту великолепного качества. Высокой оценки заслуживает и экипаж «Полариса», сумевший в очeнь сжатые сроки (непосредственно в  гонках) освоить новую яхту.

 

Опыт эксплуатации головногo образца несомненно выявит и слабые стороны проекта, которые будут устраняться на последующих судах ceрии.

 

Д, Васильев, О. Ларионов.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  № 113.

Оставить комментарий

Комментарии: 0