"Т - 800" - яхта нового класса.


В сентябре 2001 г. на вебсайте «Стугна» под рубрикой «Обсуждаем идею» появилась заметка яхтенного конструктора А. Назарова (г. Севастополь) о предлагаемом классе трейлерных круизно – гоночных яхт “Т800”. Активно поддержал идею известный яхтенный конструктор А. Тараненко  (г. СанктПетербург) — автор популярных «Алекстаров». К разработке Правил класса постепенно подключились конструкторы и яхтсмены. После бурного обмена идеями и родилась более – менее окончательная, 12я, редакция Правил. В настоящее время происходит законодательное закрепление класса “Т800”, создание Ассоциации класса и включение его во Всероссийский календарь соревнований. Рассказать о новом классе “Т800” мы попросили одного из его создателей.

 

Основные идеи проекта.

 

При сегодняшней неопределенности с обмером и классификацией крейсерских яхт на просторах СНГ яхтсмены, строители и конструкторы находятся в некоторой растерянности, большинство же просто выжидает.

 

Старение флота существующих яхт вкупе с отсутствием внятной стратегии развития национальных классов и правил обмера ставит яхтсменов в тупик — неясно, что следует покупать или строить: отсутствует ясная перспектива и пугает возможность остаться “не у дел” с готовым корпусом…

 

Мировой опыт свидетельствует, что все попытки “уравнивания шансов” и создания гандикапных систем для крейсерскогоночных яхт оказываются не слишком удачными. Навряд ли “абсолютно справедливый обмер” вообще достижим на практике.

 

В то же время яхтсмены – крейсерщики, безусловно, должны встречаться на гоночных дистанциях. К сожалению, даже в мировой практике политика официальных “парусных властей” зачастую не содействует демократизации и массовости парусного спорта, а направлена на защиту интересов конкретных производителей.

 

Поэтому многие яхтсмены и особенно судостроители – любители зачастую “выпадают” из гоночного процесса. Возможно, им стоит взять инициативу в свои руки и самим предложить “правила игры”…

 

Одним из выходов и очень перспективным направлением может стать культивирование свободных (“open” – дословно открытый) классов яхт — таких, как предлагаемый “Т800”. К преимуществам свободных классов можно отнести отсутствие всяких формул и простоту обмера, проведение гонок без гандикапа, широчайшие возможности для совершенствования материальной части, достаточно долгую спортивную жизнь судов и т.д.

 

Следует заметить, что в последние годы в мире наблюдается поистине второе рождение  свободных  классов  —  от “International 14” до современных “Mini 6.5” и “Open 60”.

 

 

Яхта класса “Т800” видится как небольшое и сравнительно недорогое, но довольно быстроходное комфортабельное судно на четырех человек, пригодное для перевозки на трейлере за автомобилем к месту отдыха или соревнований. Планировка каюты должна обеспечить хорошую обитаемость. В зависимости от акватории и пристрастий владельца это могут быть швертботы, компромиссы или яхты с подъемным бульбкилем.

 

“Т800” может иметь водяной либо твердый балласт, различные типы обводов, парусного вооружения и т.д. К яхте должны предъявляться разумные требования по безопасности и оборудованию. Немаловажно, что класс будет наилучшим образом приспособлен к нашим условиям.

 

Но главное в том, что статус “свободного класса” оставляет пространство для развития судов, технического творчества яхтсменов, конструкторов и судостроителей – любителей.

 

При разработке проекта Правил авторы во многом ориентировались на уже существующие и пользующиеся спросом яхты и возможности самостоятельной постройки. С учетом этого в Правила введен ряд допущений упрощающего характера, которые, тем не менее, не должны ухудшить ходовые качества и привлекательность лодки.

 

 

Основные положения Правил.

 

Предусмотрены два дивизиона — круизный и гоночный. Длина корпуса не должна превышать 8.0 м, ширина —  2.50 м, осадка — 2.00 м, минимальный вес — 1200 кг для круизного и 1000 кг для гоночного вариантов. Существенным требованием является возможность уменьшения осадки до 0.7 м для перевозки на трейлере. Введены ограничения минимального надводного борта.

 

 

Площадь парусности не нормируется, но лимитированы габариты рангоута. Обводы корпуса, количество и форма килей, швертов, рулей и т.д не ограничены. Планировка круизного варианта яхты: четыре спальных места, камбуз с плитой и мойкой, гальюн. Высота в каюте — не менее 1.50 м на площади  не менее 0.75 м2 при ее длине 1.50 м и ширине не менее 0.3 м. Для гоночного варианта высота — не менее 1,3м на площади 0.6 м2 при ее дли не 1.30 м.

 

Правилами нормируется способность к самоспрямлению: при крене 90° яхта должна самостоятельно восстанавливаться с грузом 15 кг на топе мачты. Запрещены наклоняемые кили и мачты, любой перемещаемый балласт, трапеции и применение некоторых дорогостоящих материалов. Разработаны также требования к оборудованию и снабжению.

 

По авторскому замыслу, “Т800” должен заполнить нишу стремительно стареющих “четверть” и “полутонников”. На приводимых иллюстрациях представлены некоторые наши проекты яхт класса “Т800”.

 

 

 

В заключение хотелось бы сразу ответить на ряд возможных вопросов:

 

— Почему мы назвали этот класс яхт Т800?

 

— Прежде всего потому, что он трейлерный и его длина ограничена 800 см (что требуется для перевозки яхты за легковым автомобилем). И, наконец, что особенно приятно, в названии налицо некая преемственность со старыми советскими “тэшками” (которые, кстати, тоже являлись свободным классом).

 

— Каков реальный флот “Т800”?

 

— С учетом уже построенных и еще строящихся яхт флот“ Т800” в России к наступающему сезону составит более 30 лодок.

 

— Почему ограничен минимальный вес яхты?

 

— Вопервых, чтобы как – то уровнять шансы фанерных яхт любительской постройки с формованными “сэндвичами”. Во – вторых, чтобы обеспечить достаточную прочность и долговечность яхт.

 

— Почему площадь парусности не ограничена?

 

— Парусность все равно придется ограничить из конструктивных соображений, ведь высота мачты, длина гика и бушприта лимитированы. Кроме того, на практике способность к несению парусов определяется остойчивостью яхты.

 

— Во сколько может обойтись лодка класса “Т800” при самостоятельной постройке?

 

— Это зависит от региона. Реально, минимальная стоимость деревянного варианта составит около 3000 долл. США в зависимости от качества материалов и комплектующих.

 

Надеемся, что появление “Т800” будет содействовать развитию парусного спорта и яхтостроения в странах СНГ. Приглашаем яхтсменов, судостроителей, конструкторов яхт к творческому сотрудничеству. Думается, что общими усилиями удастся создать действительно “народный класс”, позволяющий строить и совершенствовать яхты нового поколения.

 

Альберт Назаров, г.Севастополь.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №185.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0