Слово которого нет - все о тросах для такелажа.


От бечевки в гусиное перо и до якорного каната – все веревка; но у моряков слова этого нет: тонкая веревка – линь; толще – вообще конец, трос, с добавкою названия по своему назначению; веревка в деле, на судне, – снасть.

(Толковый словарь Даля, 1863–1866 гг.)

 

Когда находишься на яхте, безопасность выходит на первое место. Комфорт и все остальное – потом. И тут главную роль играет комплектация судна, оснащение его всем необходимым. Очередную статью мы посвящаем выбору того, что люди с берега называют веревками, а мы легко различаем в них шкоты, фалы, швартовные и якорные 

Сравнивая тросы, представленные на рынке, мы не будем упоминать дешевой продукции. На ценообразование влияет стоимость исходных материалов и контроль качества продукции. Хороший конец не может быть дешев. Вряд ли, находясь в беседке, подвешенной на фале у самого топа мачты, при взгляде вниз вы будете думать о том, как удачно сэкономили, купив для этого фала дешевый трос!

 

Эта статья – не о возможности сэкономить, а о грамотном вложении денег. Поэтому наш небольшой маркетинговый анализ будет охватывать продукцию трех известных фирм: “Marlow”, “English Braids” и “FSE Robline”. Надо сказать, что зачастую выбор “веревок” у производителя гораздо шире, чем предлагают дилеры в России. И в нашем анализе будет учитываться только тот товар, который можно приобрести, не выезжая за пределы страны. Цены, приведенные ниже, взяты из следующих источников: “Marlow” – интернетмагазин http://www.moreman.ru, “English Braids” – прайслист ООО “Фордевинд – Регата”, “FSE Robline” – каталог “Maritim”.

Начнем с необходимых всем стояночных тросов: швартовных и якорных. Для швартовки чаще всего используются тросы классического плетения, т.е. трехпрядные. Изготовленные из нейлона или полиэстера, они прочны и эластичны, их легко заплетать, делать сплесни и огона. Существуют, конечно, тросы и из натуральных материалов, но их стоит применять исключительно в декоративных целях. Мы же говорим о безопасности.

Итак, трехпрядный полиэстер. “Marlow” предлагает трос диаметром 8–16 мм с возможностью выбрать цвет: черный, темносиний, белый. Имеет высокую прочность.

 

Стандартный трехпрядный трос “English Braids” обладает чуть меньшей прочностью, чем продукт “Marlow”, но зато выбор по диаметрам гораздо шире. Это особенно актуально в нашей стране, так как размер здесь зачастую имеет решающее значение, а количество огромных моторных яхт в Москве удивляет и вызывает вопрос: “Что они там делают?”.

 

Кроме привычных цветов (белого, синего, черного), этот трос выпускается и “под пеньку” – имитирует канат из натуральных волокон. Имея приятный бежевый оттенок, он будет выигрышно смотреться на классической яхте.

 

У “English Braids” есть трос попроще и экономичнее – матовый полиэстер. Он довольно сильно уступает предыдущим по прочности, бывает только белого цвета, зато очень гибкий и чрезвычайно мягкий на ощупь.

 

Продукция австрийской фирмы “FSE Robline” подкупает относительно небольшой ценой, но и характеристики прочности тоже меньше. Их тросы изготовлены с добавкой волокон диолена. Трос “Rapallo SP” благодаря специальной добавке отличается мягкостью.

 

Бывает только белого цвета, а трос “Rapallo” – белого и синего. При подведении итогов сравнения этого семейства тросов получилось, что самым выгодным для покупки по соотношению “цена/прочность” (конечно, при условии, что заявленная прочность достаточна в вашем случае), оказался трос “FSE Robline”.

У двух английских производителей с трех – прядными канатами, на первый взгляд, все ясно – прослеживается закономерность: меньше разрывная нагрузка – меньше цена, однако при сравнении троса большего диаметра, например, 16 мм, ситуация меняется. Трос “English Braids” превосходит “Marlow” по допустимой нагрузке (5635 кГс и 4766 кГс соответственно) и стоит дешевле (196 руб./м и 231 руб./м) (Табл. 1).

 

Следующая таблица оказалась довольно короткой. Трехпрядный нейлон на нашем рынке представлен только одним из трех производителей. От трехпрядного полиэстера он отличается высоким коэффициентом растяжения и лучшей амортизацией, что позволяет использовать его для стоянки на якоре и швартовки на течении. Они мягкие и долговечные. Бывают белого и черного цвета (Табл. 2).

В яхтенных магазинах можно встретить нейлоновые тросы другого плетения – восьмипрядные. Прочные, эластичные, гибкие, они прекрасно подходят в качестве якорных концов. Их легко сплесневать с цепью, кроме того, они прекрасно ее заменяют: такое плетение отлично ложится в звездочку якорной лебедки.

 

Восьмипрядный якорный нейлон значительно легче, дешевле стальной цепи, не подвержен коррозии и удобней в обращении. Подобный трос часто используется в сочетании с цепью из нержавеющей стали – несколько метров цепи покупают “для красоты”. В этом товарном сегменте “Marlow” конкурируют с “English Braids”. У “Marlow” выше характеристики прочности, а у “English Braids” большой выбор диаметров – проще подобрать нужный. Цвета у “Marlow” – белый и синий, у “English Braids” к этим двум еще и черный. С ценой здесь никаких сюрпризов нет – разница в цене отражает разницу в прочности (Табл. 3).

 

Говоря о швартовке, стоит рассмотреть еще один тип троса, предназначенный для этой цели, – швартовный трос в мягкой и прочной многопрядной оплетке с сердечником из нейлона. Он обладает прекрасными амортизирующими свойствами. Трос “English Braids” “Nylon Dockline” аналогичен “Marlow Dockline”, но при диаметре от 24 мм применим на суперъяхтах, а дилеры “Marlow” заботятся о яхтах и катерах поменьше (Табл. 4).

 

Полезен и трехпрядный трос из полипропилена. Он легче нейлона и полиэстера, и главное – не тонет в воде. Хотя он гораздо жестче и уступает по прочности, такой трос можно с успехом использовать для завозного конца, временных швартовов, буксировки тузика и т.п. Цена полипропиленового троса невелика. “English Braids” предлагает 1 пог. м (10 мм ) за 31 руб.

 

Как видно, асcортимент довольно большой, можно легко подобрать подходящий по качеству, цене и характеристикам швартовный или якорный трос. Конечно, здесь рассмотрены далеко не все варианты. Например, есть швартовы разных диаметров с готовыми огонами на концах, есть швартовы с уже вшитыми карабинами и якорные тросы со свинцовым сердечником. Полиэстер, пожалуй, самый ходовой материал для производства яхтенных “веревок”. Без универсальных тросов на его основе не обойтись.

Поэтому следующая таблица посвящена тросам с оплеткой и ядром из полиэстера. Все эти тросы универсальны. Они различаются мягкостью оплетки, прочностью, ценой, в зависимости от этих нюансов они больше или меньше подходят для определенной оснастки судна. Например, тросы, приведенные в следующей таблице под номерами 2, 8 и 13, отличаются характерной оболочкой, в народе называемой “шерстяной”.

 

Она мягкая и ворсистая, ее приятно держать в руках, поэтому лучше всего такие тросы подойдут для шкотов. Номера 1, 4 и 11 – это и фалы для крейсерских яхт, шкоты и оттяжки. 3 и 7 – фалы для швертботов, оттяжки, ликовки. “EBraid03” (5 строка) и “EBraid12” (6 строка) имеют более прочную и жесткую оплетку. “Orion 300” производитель рекомендует использовать для шкотов (Табл. 5).

Еще один современный материал для универсальных тросов – легкое и прочное волокно дайнима. Возможность комбинировать этот материал с другими позволяет изготавливать тросы с разнообразными характеристиками. К примеру, номер 1 и 2 в следующей таблице – универсальные по назначению, благодаря прочному сердечнику и мягкой оплетке. Ограничение на область применения таких тросов накладывает минимальный диаметр – 8 мм, а вот “Exel Racing” (3), повидимому, призван заполнить этот пробел в ассортименте.

 

Меньшие диаметры сгодятся для оттяжек и тонких фалов на небольших яхтах, для регулировки бакштагов и т.п. 4 – трос, разработанный для брасов гоночных яхт, очень легкий благодаря своей оплетке на основе полипропилена. Он не впитывает воду и имеет хорошую стойкость к истиранию. Трос “Exel12”(5) – дайнима без оплетки. Отсутствие защитной оболочки компенсируется пропиткой волокон. Тонкая, легкая и прочная дайнима будет служить идеальной оттяжкой.

У “English Braids” “Racing Dyneema” и “Dinghy Dyneema” различаются только диаметром. Фактически они аналогичны тросам “Marlow” “D2 Racing 75”, “D2 Competition 75” и “Exel Racing” по назначению. Сравним их по прочности: 3 мм тросы “Exel Racing” и “Dinghy Dyneema” близки по параметрам (463 и 450 кг соответственно), 10 мм трос “Racing Dyneema” по прочности находится между “D2 Racing 75” и “D2 Competition 75”. И опять “English Braids” опережает “Marlow” по возможности выбора диаметра. “Dyneema Cruising” (8) – одна из “изюминок” “English Braids”.

 

Это прекрасные фалы для круизных яхт, они не тянутся благодаря сердцевине из дайнимы с преднатяжением и очень мягкие благодаря оплетке из полиэстера. Отлично подойдут для замены старых полиэстеровых фалов, т.к. соответствуют им по диаметрам и при этом на 11% легче для швертботов и брасы для яхт по крупнее. Не тонут в воде и не намокают. Сопоставимы с “Marlow Exel Fusion 75”, только, как и в предыдущем случае, “English Braids” держит большую нагрузку и имеет меньшую стоимость.

У австрийской “FSE Robline” семь “дайнимосодержащих” продуктов. “Ocean Dyneema” была разработана в качестве шкотов специально для “Volvo Ocean Race”, оплетка с арамидом хорошо выдерживает трение и высокие температуры. “Admiral Dyneema” – очень прочные фалы, по выдерживаемой нагрузке превосходят аналоги “Marlow” и “English Braids” (1, 2 и 6). “Racing sheet” – необычный шкотовый трос.

 

Полый, без какойлибо сердцевины, он сплетен из дайнимы и полиамида (он же нейлон). Очень мягкий, прочный, не тянется, не впитывает воду. “Dinghy control” – фалы для швертботов. Можно сравнить с “Dinghy Dyneema” (“English Braids”) и “Exel Racing” (“Marlow”). По прочностным характеристикам они находятся практически на одном уровне, продаются по более выгодной цене.

“Globe 5000” – многофункциональные тросы. Характерная особенность – между сердечником и оплеткой есть промежуточный слой полиэстера, снижающий трение. “Globe 1000/3000” – более дешевый, чуть менее прочный вариант. И последний пункт – “Ocean 3000” –  дайнима без оплетки. Похожие тросы нам уже встречались у “Marlow” и “English Braids”. Различия по прочности отражаются в стоимости (Табл. 6).

 

На основе волокна из дайнимы выпускаются еще несколько интересных видов тросов. Например, трос переменной толщины позволяет снять часть оплетки, чтобы облегчить шкоты на гоночной яхте (есть в ассортименте “Robline” (6 мм – 112 руб./пог. м) и “English Braids” (6 мм – 127 руб./пог. м). Или трос с разделяемым сердечником для сдвоенной проводки гика – шкота (“Marlow”, 7 мм – 299 руб./пог. м и “English Braids”, 8 мм – 299 руб./пог. м).

Шкоты, оттяжки, фалы, швартовы, якорные концы… Мы рассмотрели основные типы тросов, необходимые на судне. Кого угодно могут поставить в тупик пестрые ряды бобин в магазине. По крайней мере, впервые оказавшись у стенда с продукцией фирмы “English Braids”, я долго не могла соориентироваться. Буду рада, если информация, приведенная в этой статье, поможет вам сделать правильный выбор. Ведь не стоит переплачивать за облегченные фалы нового поколения для старенького микротонника, перешедшего в крейсерство.

 

Если выбор мал, то не поддавайтесь искушению взять то, что есть; лучше немного подождать, заказав необходимое. Не стесняйтесь задавать вопросы консультанту, а если сомневаетесь – спрашивайте описание продукции. Если вы увидите в торговом зале “точно такую же веревку, как у Сидорова на шкотах”, не торопитесь ее отмерять: очень похожие на вид тросы могут различаться по характеристикам и назначению.

Хотелось бы добавить и пару слов об упомянутых здесь производителях. Все перечисленные фирмы производят качественную и конкурентоспособную продукцию. Все тросы (при условии правильной эксплуатации) могут служить экипажу долго и безотказно. Но, к сожалению, прямой поставщик “FSE Robline” – “Maritim” – не  так давно закрыл свой склад в России.

 

Приходится искать способ приобретения их товара, скорее всего – под заказ. Тросы «Marlow» официально поставляются в Россию только с этого года, объем складане велик, как, впрочем, и выбор. На заказ дилеры, к сожалению, не работают. Лучшее предложение у «English Braids» – ООО «Фордевинд – Регата» имеет крупный склад, и через эту компанию иожно привезти или даже изготовить канат нестандартного цвета или диаметра, для конкретной яхты.

Так что, решив обновить снасти, не забывайте поговорку:  «Готовь сани летом, а яхту зимой !». Заранее приняв решение, где и что купить, вы серьезно облегчите себе жизнь. И самое главное – не забывайте ухаживать за тросами на судне: промывать, высушивать, аккуратно хранить.  Так они прослужат  долго и сохранят свои свойства.

 

Мария  Ширяевa.

 

Источник: «Капитан – Клуб»,   4/2010.

Оставить комментарий

Комментарии: 0