Чтобы быть нарядным. Все о красках для стеклопластиковых судов.


Старый год незаметно остался позади, холода пока не торопятся отступать, тем не менее пора начинать подготовку к новому яхтенному сезону. Мало кого в этом вопросе обходит стороной ремонт лакокрасочного покрытия. Сколы, царапины, осмос и прочие неприятности не только портят внешний вид судна, но и угрожают разрушением материалу корпуса. Пройдет еще месяц – другой, и в магазинах морских товаров выстроятся очереди из страждущих срочно закупить грунты и шпатлевки, растворители и отвердители. В эту горячую пору прилавки заметно пустеют, и вместо нужной краски приходится брать оставшийся неликвид или ожидать очередной поставки до середины лета. Предлагаю предотвратить эту ситуацию на корню и уже сейчас заказать нужные для ремонта материалы, а эта статья, надеюсь, поможет определиться с выбором.

Чтобы рассмотреть все способы ремонта судов из различных материалов (деревянных, стальных, алюминиевых, фанерных, композитных и пр.), надо издавать целый справочник. Немного облегчим задачу и поговорим о стеклопластике – самом распространенном материале корпуса, сравнив востребованные составы для его защиты, покраски и приведения в полную гоночную (прогулочную) готовность.

 

Новая стеклопластиковая яхта (катер) покрыта гелькоутом. Гелькоут – это пигментированная смола, которая наносится на внутреннюю поверхность матрицы при изготовлении стеклопластикового изделия. Если на вашем судне всего несколько сколов такого покрытия – вам повезло: их можно заделать за пару часов, купив специальный набор.

 

Если же требуется более серьезный ремонт, площадь поврежденного покрытия большая, то не стоит гоняться за исходным материалом. Самостоятельно вам вряд ли удастся его качественно восстановить хотя бы потому, что гелькоут не предназначен для поверхностной окраски стеклопластика. Лучшим решением в такой ситуации будет привести защитный слой корпуса в порядок с помощью современных морских грунтовок и эмалей.

 

Выглядит эта процедура примерно так. На подготовленную поверхность наносится водостойкий грунт. Между первым и последующими слоями грунта, там, где это необходимо, накладывается шпатлевка. Некоторые грунты и эмали требуют шлифовки промежуточных слоев, некоторые – нет. Ниже ватерлинии в большинстве случаев наносится необрастающая краска. Выше ватерлинии – декоративная эмаль.

 

Палуба может покрываться тем же составом, что и надводный борт. Итак, для ремонта стеклопластикового корпуса нам нужны: грунт, шпатлевка, декоративная эмаль и необрастающая краска. Основные марки яхтенных ЛКМ, представленных в России, – это “Hempel”, “International”, “Nautix” и “Boero”. Для сравнения в таблицы, размещенные ниже, сведены популярные и аналогичные (схожие по свойствам и назначению) составы всех четырех фирм.

 

Указанные цены взяты из прайс – листов следующих компаний: “UnisailT Ltd.” (“Hempel”), магазин морских товаров “Мореман” (“International”), ООО “ФордевиндРегата” (“Nautix”), компания “Винджаммер” (“Boero”) и актуальны на декабрь 2010 г.

 

Грунты.

 

И грунты, и эмали бывают однокомпонентными (физически высыхающими) и двухкомпонентными (химически отверждаемыми). Для пластика подходят и те и другие. Первые легче в работе, так как готовы к применению, вторые дают более твердое и прочное покрытие. Перед грунтованием поверхности ее надо очистить, обезжирить и сделать шероховатой. Для лучшего результата обратите внимание на указанный в техническом листе размер зерна абразивного материала.

 

На пластиковых корпусах перечисленные составы чаще всего используют для изоляции гелькоута от влаги. У всех этих материалов есть полезное свойство: их можно использовать в качестве разделительного слоя между необрастающими красками разных типов.

 

 

Приз за самый дорогой состав в первой группе получает грунт “International Primocon”, самый экономичный – грунт “РО” (по соотношению “расход/цена” он значительно опережает конкурентов). Он же обладает бесценным качеством для проведения ремонта в нашем неустойчивом климате весной. Его можно наносить при температуре от 0°.

 

Во второй таблице снова самым дорогим оказывается грунт “International”. Грунт “Light Primer” неприятно удивляет очень большим расходом: куда же девается содержимое банки, если при этом требуются те же 3 – 4 слоя, что и у других производителей? Обратите внимание,  что Nautix PE разработан для нанесения пульверизатором, для работы кистью и валиком у этой фирмы существует эпокидный грунт “HPE”, с более высокой плотностью (1060 руб. за 0,75 л).

 

Эмали.

 

При оценке финишных покрытий важную роль играет цвет. По количеству расцветок среди однокомпонентных эмалей вперед вырывается Toplac” – производитель предлагает 22 варианта. Правда, вряд ли вам удастся найти их в таком количестве на территории нашей страны (на сайте поставщика было обнаружено 13 варинтов). У “Boero”, “Nautix” и “Hempel” их 15, 12 и 8 соответственно.

 

Эмаль “Poly Best” – один из самых популярных продуктов в каталоге «Hempel», возможно, его цена обусловлена высоким спросом, тем не менее возникает вполне законный вопрос: чем принципиально хуже составы других фирм? Опыт многих судовладельцев показывает, что ничем. В голову сразу приходит рекламный слоган: “А если нет разницы, зачем плаить больше?”.

 

Среди разнообразных эмалей в каталоге “Boero” существует интересный продукт, не имеющий аналогов у других фирм. Покрытие “Bise”, создающее эффект, приводящий всех известных мне женщин в ужас, – эффект “апельсиновой корки”. Его можно использовать, например, в качестве палубного нескользящего покрытия. Ну, или подменить им обычную эмаль своему заклятому врагу (в цехе перед покраской).

 

Необрастающие покрытия.

 

Без необрастающей краски днище судна моментально покрывается коричневой слизью, обрастает лохматыми косами водорослей и становится отличным приютом многочисленным морским обитателям.

 

Эти краски делят на 2 типа: мягкие (самополирующиеся) и твердые. Мягкие можно использовать на относительно тихоходных судах (скорость не должна превышать 10–20 уз). Их действие обусловлено тем, что активное вещество постепенно смывается вместе со связующим материалом. На бортах не накапливается толстый красочный слой. На быстроходном катере такая краска от сильного трения не доживет до конца сезона. Наносить самополирующиеся составы следует незадолго до спуска (за исключением “International”), иначе они потеряют свои свойства.

 

Вторая категория красок работает за счет медленного высвобождения из своей структуры ядовитых веществ. Твердые необрастающие покрытия хороши для использования на гоночных яхтах тем, что с помощью полировки можно добиться идеальной гладкости днища (мягкие необрастайки полировать нельзя). После полировки необходимо нанести еще один слой краски.

 

Необрастающие покрытия следует обновлять ежегодно. При этом старая самополирующаяся краска легче всего смывается сразу после поднятия судна на берег. Твердую краску желательно удалять влажным шлифованием или специальным составом. Если наносить новый слой поверх прошлогоднего, часть краски вы потратите впустую – она “впитается”. Чтобы необрастающая краска работала эффективно, наносите более толстый слой в местах повышенного трения: на кромках руля и киля, вдоль ватерлинии и форштевня.

 

В обеих таблицах самым бюджетным оказался “Nautix”. У французов вообще очень удачная линейка необрастающих покрытий. Хитом продаж является краска эконом – класса, мало уступающая по качеству более дорогим соплеменникам, – “Marin”. Стоимость всего 980 руб./0,75 л, а эффект тот же – чистый подводный борт весь сезон.

 

Еще один козырь в каталоге – покрытие для гоночных яхт и скоростных судов – твердая необрастайка с тефлоном “A4TSpeed”. Создает гладкий, скользящий слой, снижающий турбулентность. Опять же по “сладкой” цене 2380 руб. за 0,75 л. Аналог “International”          “VC Offshore with Teflon” будет стоить 2966 руб.

 

А теперь подведем небольшие итоги. “Hempel” и “International” известны в нашей стране очень давно. У этих двух фирм есть общая черта: главные их отрасли – это промышленность и судостроение. Основной бизнес ведется в масштабах лайнеров и сухогрузов. Видимо, этим и обусловлен уровень цен выше среднего. Спрос на них поддерживается благодаря стабильно высокому качеству и некоторым уникальным продуктам, не имеющим аналогов у конкурентов.

 

Компания “Nautix”, напротив, выпускает лакокрасочные материалы, в первую очередь, для гоночных яхт и небольших частных судов. Благодаря этому все составы просты в применении и, как правило, дешевле аналогов. “Boero” – это производитель, в поле зрения которого попадают главным образом суперъяхты (а также коммерческие суда).

 

Безусловно, все представленные материалы хороши и при правильном использовании дают отличный результат, но для ремонта в необорудованном эллинге, а то и под открытым небом без многолетнего малярно – строительного опыта, также важна простота системы, небольшое количество компонентов и т.п. В этом плане супер – технологичные материалы “Boero” явно проигрывают.

 

Вот, например, описание этапов ремонта фанерного корпуса, оклеенного стеклотканью, взятое с официального сайта этой компании (www.boero.ru): «…Нанесите прямо на ткань “Delta2000”, затем согласно инструкции используйте основную шпатлевку “Epolight Win” для устранения грубых (значительных) дефектов – глубиной более 2 мм.

 

После применения основной шпатлевки “Epolight Win” нужно обязательно перекрыть ее минимальным слоем финишной шпатлевки, так как основная шпатлевка очень пористая. После этого нанесите подложку “Delta UC HB” в один–два слоя – она скроет мельчайшие дефекты и обеспечит защиту от влаги. Далее, в зависимости от того, какую вы будете применять эмаль (“Futura 668” или “Challenger HiTech 684”,) вы используете подложку “Futura UC 655” или “Admiral UC”…» – итого 6 видов разнообразных материалов для достижения блеска надводного борта.

 

Это в 2 раза больше, чем в системах остальных производителей, – не каждый осилит такую работу. Неудивительно, что компания практикует обучение рабочих своим технологиям. Непрофессионалам и яхтсменам – любителям тут не место. Есть ли смысл переплачивать за пафосную систему, для использования которой требуется команда сертифицированных маляров, – решать вам. Какие бы ЛКМ вы не выбрали, помните: залог успеха – в четком соблюдении инструкции. Практически все неудачи связаны с отступлениями от правил, указанных производителем. А сейчас – самое время обратиться к дилеру и оформить заказ.

 

Мария Ширяева.

 

«Капитан – клуб»,     1/2011.

Оставить комментарий

Комментарии: 0