Все свое вожу с собой, или автомобиль в роли тягача. Часть 1.


Как это ни прискорбно, для обращения с любой техникой требуется определенная культура. Автомобиль — не исключение. Но если с легковыми автомобилями у нас все более или менее устоялось, то с перевозкой на трейлерах таких грузов, как гидроциклы, катера и яхты, дела пока обстоят довольно плохо… Для того чтобы разобраться с транспортировкой «водоплавающей» техники, есть несколько путей. Один из них — предварительное добывание полезной информации среди знакомых, которые считают, что в этом вопросе уже успели съесть собаку. Второй путь — попытка проанализировать мировой опыт, используя специальную прессу. Третий — обучение на собственных ошибках…

Все они, бесспорно, имеют право на жизнь. Первый путь, правда, перекликается с последним, так как даже самые лучшие знакомые из самых благих побуждений могут пустить вас по ложному следу. Второй — более надежен, но и более трудоемок. Но если попробовать совместить все эти три направления в поисках истины, что мы сейчас и попытаемся сделать, то достаточно быстро составим представление о том, от чего следует воздержаться при трейлерных перевозках.

Для начала попробуем отделить легкие транспортные средства, которые требуют меньше энерготрат на перемещение, от более солидных, т. е. введем собственную классификацию, которая немного повторяет классическую, но в то же время отличается от нее.

Первую группу, или класс, в нашей доморощенной классификации составят гидроциклы и иже с ними — ATV и снегоходы. Эти аппараты достаточно близки как по весу, так и по габаритам, кроме того, при перевозке на длинные расстояния их надо закрывать специальными тентами (к которым мы еще вернемся). Сюда же отнесем и водометные (гидрореактивные) катера, в силу их не слишком большого веса и сравнительно невысокого верхнего габарита, а так – же небольшие лодки длиной от 4 до 5 м. Весовая категория — до 9 00 кг.

Ко второй группе отнесем средние моторные лодки и катера от 5 до 8 м, вес которых в купе с весом мотора может превышать вес аппаратов первой группы иногда в два три раза и более. Транспортировочные тенты для этих лодок тоже желательны. Весовая категория — до 3000 кг (с трейлером и расходными материалами).

В третью группу включим лодки, катера и яхты общей длиной от 6 до 9 м, причем речь, скорее всего, пойдет не о яхтах в классическом понимании этого слова — со «стационарным» килем, а о швертботах. Дело в том, что килевые яхты при перевозке имеют достаточно большой верхний габарит, высоко расположенный центр тяжести и большую парусность. Для их транспортировки нужны свои навыки и определенные приемы управления при маневрировании, особенно в условиях сильного ветра и на ограниченных пространствах, а значит, более солидные автомобили, выступающие в роли тягачей. Весовая категория — от 3000 кг.

В четвертую группу определим крупные лодки, «выпадающие» по весу из числа тех, что под силу автомобилям категории доступных, и говорить о них будем очень осторожно.

Ну, вот — классифицировали, как смогли, но, думается, что водителю наша классификация будет понятна. С первой группой на деле все обстоит более менее просто. В связи с тем, что гидро и квадроциклы, а так – же снегоходы и небольшие РИБы вместе с прицепом весят от 400 до 600 кг и имеют малую парусность, с ними не очень легко, но все таки справятся автомобили, аналогичные по ТТХ нашим «пятеркам», «семеркам» и т . д.

 

Короче — популярная до сих пор в России «классика « вполне может выступать в роли тягловой лошади для трейлера, нагруженного каким нибудь водно – моторным средством из этой группы. Переднеприводные отечественные «Лады» и «Самары» и вовсе достойно могут от буксировать прицеп массой до 750 кг, а «десятка» — еще на 50 кг более тяжелые «составы». Среди автомобилей производства «ВАЗ» рекордсмен по перевозке трейлеров — «Нива», которая во всех своих ипостасях (21213 и др.), по утверждениям производителя, способна везти за собой груз общим весом до 1300 кг.

 

Но, к сожалению, все приведенные данные касаются только допустимого веса, который рассчитан производителем, что не всегда отвечает «реалиям». К примеру, возьмем такое известное детище волжан, как «ВАЗ 21053». При буксировке за ним лодок с высокими бортами длиной около 4 м и общим весом прицепа около 600 кг в сильный боковой ветер, особенно порывистый, или при движении, опять же при боковом ветре, вдоль лесозаградительных полос, которые имеют обыкновение в нужный момент пропадать, есть немалый риск потерять управление со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Гидроциклы в этом плане удобнее, так как центр тяжести у них обычно ниже, и, как говорят военные специалисты, они имеют низкий профиль, т. е . небольшой верхний габарит. Но все таки при движении на скорости до 100 км/ч гидроцикл может сыграть роль паруса и увести прицеп в сторону от генерального курса автомобиля, соответственно, и сам автомобиль, особенно на скользкой дороге — мокрой или посыпанной песком.

 

Поэтому даже для перевозки грузов первой группы (по нашей классификации) лучше всего иметь автомобиль более тяжелый и с большей колесной базой. «Нива», несмотря на сравнительно небольшую колесную базу, в данном случае выигрывает, поскольку при движении с прицепом сам водитель не захочет ехать быстрее 90 км/ч в силу некоторых ее особенностей, к тому же она все – таки тяжелее и имеет полный привод.

 

Что касается автомобилей зарубежного производства, то для буксировки техники первого класса можно смело использовать практически любой «кар» массой около одной тонны (±50 кг), но при условии, что эта буксировка производится по относительно ровному асфальтовому покрытию. Опять возникает это пресловуто «но».

 

В данном случае речь идет о нижнем техническом пределе — на грани фола. Если надо перевезти, к примеру, гидроцикл два раза в сезон и спустить его на воду по относительно благоустроенному спуску, то такой тандем возможен. Но если его возить каждые выходные и спускать на воду с непонятных берегов, стоит подумать о приобретении более солидного автомобиля. В идеале, разумеется, это нечто полноприводное и большое из разряда «внедорожников», SUV и т. д. В крайнем случае подойдет и небольшой грузовичок (пикап) из серии «Ford F150» с задним приводом или аналог, например, отечественный «УАЗ» во всех своих реинкарнациях.

 

Задний или подключаемый полный привод при буксировке прицепов общим весом до одной тонны удобнее переднего привода по многим параметрам. Хотя чувствую, что апологеты переднего привода уже «сделали стойку» … Но продолжу: удобнее не потому, что при движении по трассе при правильном расположении груза как в автомобиле, так и на прицепе большой разницы в приводе автомобиля нет (или она мало ощутима, учитывая привычку водителя к своему автомобилю), а потому, что при движении вне трассы основная нагрузка приходится на задние колеса, и при вертикальных колебаниях, которые, поверьте, возможны на дорогах всего мира, знакопеременные нагрузки на заднюю ось меньше влияют на управляемость.

 

На легковых автомобилях с передним приводом при движении по холмистой местности есть шанс сильно разгрузить переднюю подвеску и потерять не только управляемость машины, но и тягу. Спуск – подъем на воду (и из воды) для средств первой группы не будем рассматривать, так как при относительно небольшом весе, наличии хотя бы двух людей и определенного количества «масла в голове» можно вытянуть из воды гидроцикл или небольшую лодку на прицепе автомобилем с мотором умеренной мощности и приводом любого типа.

 

Хотя, повторю, не помешает в данном случае и полный привод, и высокий дорожный просвет, и… Остается только еще раз напомнить, что при перемещении плавсредств из категории «номер один» стоит как следует закрепить чехол, которым оно должно быть укрыто при транспортировке.  В противном случае порыв ветра может из него сделать небольшой спинакер и испортить настроение не только на весь уик – энд, но и на многие месяцы.

 

Теперь перейдем ко второму классу лодок. Несмотря на их относительно скромные размеры, отечественный автопром здесь пасует почти полностью, за исключением «УАЗов», хотя их производитель либо сильно занижает максимально допустимый вес прицепа, либо обозначает его не очень внятно. Исходя же из практики, тяговые возможности «УАЗов» весьма и весьма неплохие .

 

Общий вес трейлера с лодками из категории «номер два», оснащенными моторами соответствующей мощности, может быть не таким уж и большим, но их парусность и развесовка не способствуют комфорту при движении на небольших автомобилях. Попробуем, как говорят в школах, разобрать пример. Вводная следующая: «Flipper 515 HT», мотор «Johnson» соответствующей мощности. Вопрос: какой автомобиль способен справиться с этой лодкой?

 

Исходя из данных производителей, вес лодки — 570 кг, вес мотора — 163 кг, вес трейлера пусть будет 200 кг. В итоге получаем 933 кг. К этому весу, скорее всего, надо прибавить вес топливного бака, топлива, всяких разных разностей и т. д . Окончательно получим общий вес где то в пределах 1050–1100 кг. По идее, такой прицеп может тащить «Нива 21213» (и др.), но на практике езда с подобным грузом возможна на сравнительно небольшие расстояния, не часто и на ограниченной скорости.

 

Сразу надо сказать, что износ автомобиля вырастает в геометрической прогрессии из за увеличения его веса (а при поездке по асфальту — в арифметической). Можно то можно, особенно если очень хочется, но вот стоит ли? Если позволяют возможности, то имеет смысл обратить свой взор на более могучие тягачи, к примеру, на «Toyota». Судя по ТТХ, приведенным в справочниках, получается, что нашего «Флиппера» потянет даже «Corolla 1.6», которая способна тащить за собой на фаркопе 1200 кг.

 

На самом деле «Corolla», тянущая за собой лодку длиной 5.15 м с торчащим сзади мотором и имеющая сама длину всего 4,12 м (хетчбек), — не благостная картина. Ехать с постоянной скоростью можно, а вот объехать трактор, плетущийся по дороге, уже сложно. Крутящий момент 1.6 литрового мотора — 150 Н.м . Посчитаем общий вес: автомобиль — 1065 кг, экипаж автомобиля со «стюардессой» пусть будет 150 кг, скарб — примерно 50 кг, прицеп — 1100 кг.

 

Итого — 2365 кг. Во что превратится отменная динамика «Corolla», способная разогнать автомобиль до 100 км/ч всего за 10 секунд, когда на него навесят еще почти полторы тонны груза? А ведь еще надо учесть сопротивление колес прицепа и дополнительное аэродинамическое сопротивление при скорости примерно 90 км/ч. Для нашего прицепа лучше всего подойдет «Avensis Wagon» с двухлитровым мотором.

 

На этом автомобиле весом около 1300 кг (снаряженная масса) и мотором мощностью 150 л.с . с крутящим моментом 200 Н·м можно спокойно отправиться к взморью и насладиться не только свиданием с природой, но и самой поездкой, пусть даже по извилистой и холмистой дороге.

А если вес катера больше? Возьмем все тот же «Flipper», но уже «630 СС». Лодка — 940 кг, мотор — 174, плюс та же программа. В итоге — 1484 кг при прежних условиях дополнительной нагрузки.

 

А это уже выше возможностей «Avensis Wagon 2.0» и приближается к их пределу « Toyota Camry 3.0V6». При этом надо учесть, что аэродинамика «Flipper 630 СС», погруженного на трейлер, значительно хуже динамики «Flipper 515 HT», так как он имеет рубку, т. е. выше и шире. А кто согласится тащиться в правом ряду на  «Camry 3.0V6» с прицепом на хвосте, когда вокруг снуют всякие малявки и все время обгоняют? Может быть, немецкие или швейцарские бюргеры на это способны, но не жители бескрайних российских просторов.

 

Для того чтобы чувствовать себя хозяином положения на дороге, имея за собой большую лодку, нужен соответствующий аппарат. И он есть. Этих «спасителей» часто называют внедорожниками, что, правда, не совсем корректно. Купив, к примеру, «Opel Frontera» или «Toyota Land Cruiser 90», вы сразу попадете в другую категорию, так как эти машины готовы тащить за собой без компромиссов уже 2800 кг.

 

Не стоит думать, что за этими «джипами» вы легко сможете таскать, к примеру, «Bella 760», однако перевезти его с места на место по асфальту — реально. В свою очередь, для «Bella 760» потребуется уже другой автомобиль, скорее всего или «Toyota Land Cruiser 100», или «Nissan Patrol», или их аналоги, которые относительно легко повезут этот катер и по асфальту, и по грейдеру, и по проселку.

 

Попробуем подвести промежуточный итог. Пытаясь представить себе, как будет жить автомобиль с катером (лодкой и т. п .), для собственного спокойствия при покупке (того или другого в зависимости от первичности) вспоминайте, что запас шею не тянет, поэтому даже по паспортным данным автомобиль должен иметь возможность тянуть прицеп тяжелее килограммов эдак на 300–400, чем комплект трейлер–катер–мотор– топливо и т. д .

 

В данном случае лучше переборщить, если, разумеется, позволяют финансы. Правда, надо помнить, что расходы на обслуживание автомобиля, который будет работать на пределе своих возможностей, окажутся очень высокими, хотя и растянутыми во времени. Здесь выбор за вами. Либо вечером стулья, либо… стулья вперед.

 

Переходить к следующему классу даже страшно. Тут бал будут править в основном американские или произведенные для американского рынка японские монстры. Автомобили (не грузовики) европейского производства не предназначены для перевозки трейлеров весом более 3500 кг. По вторимся: для комфортного движения с трейлером необходим некий запас, который растет вместе с весом лодки.

 

И то, что «Mercedes Benz Gelendewagen 500» по паспорту уверенно утянет за собой прицеп общей массой 3500 кг, еще не означает, что с помощью именитого автомобиля можно запросто выдернуть «корабль на трейлере» из воды на сушу, а также пойти на обгон на скорости 90 км/ч и свободно маневрировать при необходимости.

 

Вышеозначенный «Гелик» легко справится с 3 тонным трейлером даже на проселочной дороге или на твердом берегу, на этом и остановимся. Американцы же, съевшие не одну собаку на перевозке катеров на трейлерах, определили максимально допустимую массу прицепа для «G500» в 7000 фунтов, т. е. 3178 кг. Тут, как видите, наши расчеты можно считать правильными.

 

Однако для чего то конструкторы создали «Ford Excursion» с рабочим объемом двигателя 7.3 л. Конечно, для спецслужб, гангстеров, наркоторговцев и иже с ними, которые любят быстро и комфортно перемещаться в пространстве, вступая время от времени друг с другом в перестрелки. Но есть еще одна категория автомобилистов, более мирных и менее экзальтированных, которые любят таскать за собой трейлеры с катерами, вернее — с моторными яхтами.

 

Не часто, но достаточно далеко. Упомянутый уже «Ford» может тянуть за собой целых 4536 кг (по паспорту или, если угодно, с учетом TTХ). И он — не единственный. Пожалуй, самый могучий тягач, предназначенный для перевозки катеров и яхт, на американском рынке — это «Dodge Ram» с объемом мотора 5.9 л. Он способен перемещать по дорогам общего пользования целых 16 150 фунтов, или 7332.1 кг, но это уже грузовик (по европейским меркам) с внушительной рамой и механической КПП.

 

Если даже сделать поправку на вес трейлера и нашу эмпирическую «дельту» по весу, то все равно масса катера может составлять около 5000 кг. Стоит заметить, что передаточное число в дифференциале этого монстра — 4.10. Любопытно, что именно этот «Dodge» рекомендован для транспортировки относительно крупных килевых яхт, поскольку его собственный вес достаточно большой.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №195.

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0