Три гоночные яхты "МИКРО" класса.


Не случайно именно Франция дала жизнь новому типу крейсерско­ – гоночных «микро»­ – яхт, транспортируемых на трейлерах за легковыми автомобилями, Широкая автомобилизация страны, густая сеть отличных автомобильных дорог, дoступность побережья Атлантики и Средиземного моря (из любой точки страны ­ не более 700 км)­ все это способствовало выпуску крупны­ми сериями небольших «трейлерных» парусников. Для перевозки на трей­лерах лучше Bceгo подходят яхточки, у которых вес порожнем ­ 500-­ 600 кг; длина корпуса ­ не более 6 м; габаритная ширина ­    2,5 м.

 

В середине 70­x годов во Франции выпускалось около 20 типов подобных яхт. Не удивительно, что когда в 1977 г. по инициативе peдaкции журнала «Bateaux» были органи­зованы первые гонки «микро»­ – яхт и предложены правила их класса, это нашло самый активный отклик как среди конструкторов и строителей, так и у спортсменов.

 

К началу 1982 г, на рынок поступало уже 16 типов яхт, отвечающих правилам «микро»-класса. Их популярность становится все больше, причем не только во Франции, но и в Англии и Италии (в этих странах уже проводят национальные чемпионаты и другие соревнования), ими заинтересовались и за океаном.

Гонки на «Микро»-кубок, проводимые во Франции, в последние годы привлекают больше экипажей, чем любой чемпионат на яхтах «тонных» классов с фиксированной величиной гоночного балла.

 

Секрет популярности «микро»­ – яхт заключается в их относительной простоте и дешевизне, пригодности как для спорта, так и для прибрежного крейсерства с семейным экипажем из двух – тpex человек. На первых peгaтax «микро»­ – яхты разбивались на «серийные» и «нeceрийные». «Серийными» считаются яхты, получившие статут монотипа в национальных Федерациях пapycнoгo спорта. В гонкax «микро» – ­яхт около 60% участвующих судов являются «серийными». Все остальные суда, независимо от тoгo, выпускаются они серией или это яхты индиви­дуальной постройки,­  - «несерийные».

В оригинале французских правил они названы «прототипами». К ним относятся также модернизированные владельцами «серийные» яхты, которые потеряли «монотипность». Как правило, успеха добиваются яхтсме­ны, выступающие на судах индивидуальной постройки по специально разработанным проектам.

 

С 1980 г. «серийные» яхты делятся на «прогулочные» и «гоночные». В конструкции яхт второй подгруппы предпочтение отдается гоночным качествам, нередко в ущерб обитае­мости. Иногда верфи выпускают однотипные яхты как в прогулочном, так и в гоночном вариантах. Полагая, что экономичные размерения «микро» – ­яхт, их транспортабельность, пригодность для плавания по мелководным акваториям, возможность принимать участие в соревнованиях представляют опреде­ленный интерес как для нaших  любителей пapycнoгo спорта, так и для промышленности, выпускающей суда для продажи населению.

 

Приводим краткие описания трех типов наиболее популярных «гоночных» судов. В peгaтax последних лет «Джем», «Микросэйл» и «Жуйе­550» неизмено добивались успеха. Несмотря на то, что все три парусника отвечают требованиям одногo класса, изготовлены из одина­ковoгo материала ­ стеклопласти­ка ­ и снабжены выдвижным ки­лем, каждый из них (в этом мы убедимся дальше) имеет характерные черты.

 

На яхтах можно использовать подвесной мотор, навешиваемый на транце, Для обслуживания мотора и проведения швартовных работ на всех парусниках банки-сиденья в кокпите не доведены до транца. Такое решение вынуждает экипаж располагаться ближе к миделю яхты, а следовательно ­ поддерживать оптимальный дифферент во время гонки.

 

«ДЖЕМ».

 

Английский яхтенный конструктор Роберт Хамфри спроектировал эту яхту в 1978 г. специально для гонoк на «Микро» – кубок, В 1979 г. «Джем» стал победителем среди «серийных» судов. На последующих peгaтax суда типа «Джем» постоянно входили в тройку сильнейших в своей гpyппe, а в 1982 г. яхта «Ботик» ­ перестроенная в «прототип» «Джем» (применен выдвижной бульбкиль и переделано парусное вооружение), заняла первое место в общем зачете. Другие яхты этого типа участвовали в гонкax среди «гоночных» крейсе­ров.

 

Яхта имеет минимально допустимый правилами класса вес корпуca­ 500 кг, из них 150 кг (30%) приходится на подъемный чугунный киль, расположенный в колодце. Столь малый вес удалось получить благодаря применению тpexслойной (сэндвичевой) конструкци­ корпуса. В качестве заполнителя использована бальза ­ очень легкая порода древесины.

 

Подъем и спуск киля производятся при помощи специального устройства, тали которого размеще­ны внутри подмачтового пиллерса. Наружу выходят топько приводные рычаги. Перо руля, изготовленное из дерева, вставлено в полый баллер из нержавеющей стали и может подниматься. Фальшкиль и перо руля фиксируются в крайних положениях штифтами, вставляемыми в соответствующие отверстия.

Кокпит «Джема» тесен: короткие (длиной 1,5 м) банки, перерезанные посередине бимсом гика-шкота, и узкий (0,55 м при длине 1,0 м) проход между ними не дают возмож­ности разместиться всем трем членам экипажа на одном борту. По замыслу конструктора, один или оба шкотовых могут расположиться на наветренном бортовом участке палубы.

Эти плоские повepхности  относительно большой ширины удобны для сидения при плавании с небольшим креном, но откренивать, сидя на них, приходится только с использованием ножных ремней. При этом яхтсмены находятся в неудобном положении, что снижает эффективность откренивания. На парусниках столь малых размеров, когда вес экипажа соизмерим с весом самой яхты, каждый сантиметр плеча откренивания имеет значение, поэтому узкий кокпит не представляется удачным решением. Яхта снабжена только носовым релингом, другое ограждение палубы проектом не предусмотрено. Это вынуждает экипаж использовать страховочные тросы, что не очень удобно, особенно во время гонки.

При плавании в одиночку можно воспользоваться системой для фиксации румпеля. В каюте три спальных места, снабженных матрацами, стол и два рундука. Комингсы диванов и стенки рундуков являются конструктивными элементами, обеспечивающими корпусу прочность. Как и на других, яхтах этого типа, объем каюты «Джема» невелик.

 

В данном случае этот недостаток усугубпяет небольшая ширина корпуса по ватерлинии: проход между диванами составляет всего 530 мм, из них около 200 мм занимает швертовый колодец. Высота от пайолов до подволока ­ 1310 мм. Владельцы этого типа яхт как недостаток отмечают отсутствие вентиля­ции каюты: на бортах и подволоке в прохладные дни конденсируется влага.

«Джем» проявил себя достаточно мореходным и остойчивым судном при любой погоде, однако наилучшие ходовые качества он имеет в слабые ветра, Этому способствуют узкая ватерлиния и предельно малый вес. При усилении ветра яхта полу­чает крен и начинает лежать на руле.

Особенно это заметно на курсе бакштаг под спинакером. Острые носовые образования ватерлинии обеспечивают паруснику мягкий ход на волнении и позволяют значительно менять дифферентовку при пере­мещении экипажа ­ лодку легко «настроить» на максимальный ход в зависимости от условий на дистанции и курса яхты относительно ветра.

 

«ЖУЙЕ-550».

 

Прототип этой яхты ­ «Жуйе-18», спроектированный Ивом Маршалем, выпускала верфь «Яхтинг-Франс» В 70-х годах. Конструктор Жан Берре в   1978 г. полностью переработал проект с уче­том правил «Микро»-класса, благодаря чему яхта стала конкурентоспособной в гонках. Берре удлинил корпус по ватерлинии, снабдил судно более высокой парусностью, но при этом сохранил характерные черты предыдущего проекта: равномерно распределенное по длине корпуса водоизмещение, «округлые» в подводной части шпангоуты, комфорт в каюте.

 

 

Вместо чугунного фальшкиля массой 165 кг, как у прототипа, «Жуйе- 550» снабжен 85-килоrраммовым выдвижным килем, Еще 80 кг чугунныx чушек размещены под пайолами в средней части корпуса. Колодец киля сделан из стеклопластика совместно с корпусом. Направляющей служит наклонный подмачтовый пиллерс, в котором закреплено подъемное устройство –­ длинный винт с приводом от лебедки.

 

Рулевое устройство такое же, как на «Джеме». Кокпит «Жуйе», более просторный, чем на «Джеме», оборудован сиденьями длиной 1,8 м при проходе 0,6 м по всей длине. Бимс гика-шкота здесь имеется тоже, но не в такой мере мешает экипажу. Вогнутая поверхность бортовых участков палубы в районе кокпита удобна при откренивании в свежий ветер.

Все фалы и стаксель-шкоты выведены в кокпит; стопора для них установлены у кормовой кромки крыши рубки. Две дополнительные пары лебедок для шкотов и брасов позволяют управлять парусами из кокпита. «Жуйе» оснащен носовым релингом и по специальному заказу снабжается бортовыми леерами. Каюта яхты кажется более просторной, чем на «Джеме», благодаря смещению в нос швертового колодца. Колодец не загроможд­ет проход шириной 500 мм между диванами. Съемный стол, опирающийся на колодец, нависает над проходом. Высота от пайолов до бимсов – 1200 мм, над диванами ­ – 900 мм,

Каюта от делана красным деревом, борта и подволок ­-  тканью типа велюр, Поролоновые матрацы обтянуты яркими декоративными тканями.

В каюте четыре спальных места. Под диванами ­ по два в носу и корме ­ размещены пенопластовые блоки плавучести общим объемом 370 дм 3.  Над носовым диваном навешены длинныe деревянные полки для мелких вещей. Пространство под кокпитом и ящики в банках кокпита предназначены для имущества, продуктов и подвесного мотора. Обводы корпуса «Жуйе-550» позволяют развить хорошую скорость при любых ветрах, наилучшую ­-  в средний ветер 3 – ­4 балла.

Несмотря на сравнительно полные носовые обводы, яхта хорошо всходит на волну.  Приспособление для изгиба мачты дает возможность подстраивать форму паруса в соответствии с изменением ветра во время гонки. В крейсерских плаваниях экипаж «Жуйе» не имеет никаких проблем. Существует мнение, что в настоящее время это судно ­ лучшее среди французских «Микро».

 

«МИКРОСЭЙЛ».

 

В 1980 г. французская яхтенная верфь «Жано» занялась серийным строительством яхт типа «Микросэйл», оригинальный проект которой создал американский конструктор Гарри Малл. В производство были запущены сразу оба варианта ­ «прогулочный» и «гоночный». Уже в гонкax на “Микро”- кубок 1981 г. четыре первых места в гpyппe «прогулочных» крейсеров заняли яхтсмены, выступавшие нa судах этого типа.  На следующий гoд «Микросэйл» стал победителем в гpyппe «гоночных» крейсеров, опередив «Джем» и «Жуйе-550».

 

 

«Микросэйл» ­ экстремальная во всех отношениях яхта. По сравнению с другими «микро» она имеет перо руля и шверт большей площади, что, помимо увеличения сопротивления дрейфу, создает больший кренящий момент. Поэтому в преэкте Г. Малла предусмотрен внушительный ­ около 40% водоизмещения­ чугунный балласт массой  230 кг, целиком размещаемый в средней части корпуса под пайолами, и при­нята максимально допустимая правилами ширина корпуса ­ 2,45 м.

 

Обводы яхты разработаны с учетом смещения наибольшей полноты в корму, поэтому максимальная шири­на (на протяжении 1,5 м борта параллельны) находится в районе кокпита и начинается на 3,3 м от носа; ширина транца составляет 90% от максимальной; наибольшее заглуб­ление корпуса расположено приблизительно на 60% длины «Микросэйла» по ватерлинии.

 

Подводные части кормовых шпангоутов почти плоские, носовых ­ острее, чем у какой-либо другой «микро»­ – яхты. Это привело к самому кормовому среди судов этого класса положению центра величины (8,2% длины по КВЛ в корму от миделя). В pe­зультате удалось достичь большой остойчивости формы корпуса (это важно при высоком расположении балласта) и посадки яхты на ровный киль при нахождении вceгo экипажа в кокпите.

 

Кроме тoгo, острые носовые образования позволяют изменять дифферент судна (до выхода транца из воды) перемещением яхт­сменов в пределах кокпита. Сопротивление дрейфу «Микросэйлу» обеспечивает деревянный шверт весом вceгo 15 кг. Размещение балласта внутри корпуса позволяет изменять eгo величину в зависимости от условий гонки.

 

Экстремально решено и парусное вооружение: «Микросэйл» имеет максимально допустимый по прави­лам класса гpoт площадью 65 % от общей площади парусов. Благодаря широкой кормовой части корпуса кокпит очень простор­ный. Широкий проход между банка­ми, отсутствие бимса гика – ­шкота и удобные для откренивания участки палубы создают экипажу наилучшие условия при работе с парусами, py­лем и швартовными концами.  Два объемистых рундука в кормовой части кокпита предназначены для xpa­нения якоря, якорных и швартовных концов и подвесноrо мотора ­ благодаря большой ширине транца нет оснований опасаться, что судно попучит дифферент на корму.

 

Целесообразна и большая ширина­  (320 мм, на 70 мм шире, чем у других яхт) «потопчин» в районе рубки. Узкий бак не должен вызы­вать нареканий: здесь редко нaxoдится кто­ – нибудь из экипажа. Bepx­няя палуба оборудована релингами, установленными на носу и по углам кормы, и леерным ограждением по всему периметру. Шверт поднимается и опускается в наклонном колодце при помощи обычных талей в один – ­два лопаря, прикрепленных к подволоку в каюте. Рулевое устройство такое же, как на «Джеме».

 

 

Проводка фалов и шкотов выполнена так – же, как на «Жуйе­550». В кормовой части каюты «Микросэйла» просторно, а неудобство, co­здаваемое узким носом, устpaнeно за счет тoгo, что носовые диваны подняты на 70 мм по отношению к кормовым. Стол со складной крышкой закреплен на швертовом колодце; благодаря тому, что колодец имеет ширину вceгo  60 мм, он не создает неудобств сидящим на д­­ване. Высота над диванами ­ 950 мм, от пайолов до крыши руб­ки ­ 1300 мм. Неудачно лишь то, что люди за столом сидят на раз­ных уровнях, а выступающий над столом шверт делит компанию на две группы.

 

«Микросэйл» часто называют «мечтой моряков». Большая ширина в районе кокпита позволяет экипажу эффективно откренивать судно: на ровном киле яхта не приводится и не лежит на руле. Оптимальный дифферент, при котором форште­вень будет постоянно находится в воде, дает возможность избежать ударов днищевой частью корпуса о встречную волну. В слабый ветер и на лавировке поднятый над водой транец улучшит обтекаемость корпуса и уменьшит eгo смоченную поверхность.

 

По материалам журиала “Bateaиx”.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №101.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0