Клуб Колина Арчера - знаменитого норвежского судостроителя.


Колин Арчер – знаменитый норвежский конструктор яхт конца прошлого века, получивший всемирное признание благодаря своим исключительно мореходным крейсерским яхтам. Характерен для его проектов тип гладкопалубного судна с длинной килевой линией, большой осадкой, солидным водоизмещением и обязательно – с острой, вельботной кормой, хорошо сбалансированными обводами носа и кормы. Этот тип обводов так до сих пор и называется – «а ля Колин Арчер». В Европе еще совсем недавно использовались на спасательных станциях мореходные норвежские боты Арчера, которые выходили под парусом в самые жестокие штормы, чтобы оказать помощь судам, гибнущим на подводных рифах.

 

В прошлом году группа шведских яхтсменов – поклонников Колина Арчера организовала клуб, названный именем конструктора. Одной из задач они поставили увековечить некоторые из его работ в современном материале – стеклопластике. Уже изготовлена матрица, в которой ежемесячно формируются два корпуса. Внутреннее оборудование и оснастку яхт заказчики делают сами, но клуб не рекомендует отходить от оригинального гафельного вооружения, предусмотренного проектом Арчера.

 

Хранят память Колине Арчере и за океаном. Недавно в американском журнале «Спрей» (его выпускает общество яхтсменов, совершающих плавания в одиночку) появилась заметка о том, как был спасен большой кэч Арчера. Его деревянная обшивка была сплошь изъедена морскими червями, крепления к шпангоутам ослабли, палуба рассохлась. Яхтсмены обратились на верфь, занимающуюся  армоцементным судостроением.

 

Здесь корпус почистили пескоструйными аппаратами, покрыли снаружи семью слоями проволочной сетки и оштукатурили цементным раствором. Толщина армоцементной оболочки на бортах получилась 20 мм, на палубе – 13 мм. Когда яхту спустили на воду, оказалось, что осадка ее не увеличилась. Это легко объяснить: так как судно многие годы простояло на берегу, дерево высохло, а толстая цементная обшивка (она весит около 6т.) прибавила объем подводной части корпуса.

Это было сделано три года назад. И сейчас возрожденная «Скандия» используется для прибрежных океанских плаваний. И это не единичный пример. Одним из таких людей, возрождающих славную историю ботов Колина Арчера является – Кнут фон Трепка и его бот «Колин Арчер». В восстановление “Колина Арчера” он вложил большую часть средств, заработанных трудом инженера.

 

Да и собственными руками пришлось поработать достаточно, чтобы кеч обрел былую надежность и красоту.  Судьба свела Кнута с “Колином Арчером” в 1961 г. в США. Бот был в плачевном состоянии. Потому владельцы и уступили его норвежцам всего за тысячу долларов. Кнут участвовал в доставке бота на родину и с тех пор он с ним неразлучен. Кнут принял и самое активное участие в создании Клуба Колина Арчера, первоначально объединявшего “друзей бота”, ставивших целью его сохранение.

Их называли “арчероголиками” по прямой аналогии с “трудоголиками” — уж очень большой объем работ выпал на плечи задавшихся целью восстановить кеч, который ныне стал собственностью Морского музея в Осло. Того самого, что хранит и знаменитый арчеровский “Фрам”.  В 1974 г. лайф-бот демонстрировался на шоу восстановленных старинных судов в Копенгагене и был удостоен главного приза. Однако основные дорогостоящие работы были тогда еще впереди.

 

Провести их позволили средства фонда, созданного корпорацией спонсоров Клуба Колина Арчера. Позднее к спонсорам присоединилась компания “Симрад” — производитель навигационной аппаратуры. Неудивительно, что теперь на 100-летнем кече рядом с керосиновыми отличительными огнями и магнитным компасом появился целый комплекс совершеннейших электронных приборов, в том числе — картплоттер и радиолокатор.

Государственный департамент охраны старинных ценностей (есть такой в Норвегии!) около десяти лет назад приобрел для “Колина Арчера” 130-сильный дизель “Вольво Пента”. Под ним бот развивает скорость до 8 узлов. Заметим, что в свежий ветер Кнут разгоняет кеч под парусами до 10! Он намерен ходить на своем боте до тех пор, пока позволит здоровье, и по-прежнему вкладывает в судно собственные средства, хотя оно уже давно принадлежит музею, а значит — всей Норвегии.

За минувшие десятилетия Клуб Колина Арчера объединил под своим вымпелом десятки судов. Подобные клубы появились и в ряде других стран. Конечно же, в них вошли владельцы не только подлинных старинных судов. Здесь есть и точные копии ботов, построенные в наши дни из дерева по арчеровским чертежам, и стеклопластиковые яхты, корпуса которых отформованы по матрицам, снятым с настоящего лайф-бота. Но немало и стальных, пластмассовых и даже армоцементных яхт, при конструировании которых использовались лишь основные идеи и принципы знаменитого норвежца.

 

“Арчероголики” не только строят и восстанавливают, но и регулярно собираются на гонки и фестивали. Их приглашают на международные шоу судов, отличающихся долголетием. И отрадно, что среди “арчероголиков” много молодых: им очень нравятся надежные суда дедов и прадедов, они с радостью отправляются на них в море.

Источник: «Катера и Яхты», №53.

Оставить комментарий

Комментарии: 0