Новый спинакер для крейсерской яхты.


При умелом управлении обычный спинакер дает ощутимый прирост скорости на курсах яхты от­носительно ветра от 50 до 180°. По­этому его охотно используют в гон­ках при любых погодных условиях, вплоть до  6-балльного ветра, даже при малочисленном экипаже. Однако в обычных спортивных пла­ваниях спинакер ставят редко. Во- первых, на судне сразу же заметно увеличивается число снастей за счет браса, шкота, контр-браса, топенанта, оттяжки спинакер-гика. Во-вторых спинакер требует постоянного вни­мания, как правило, 2—3 человек. Стоит проглядеть небольшой заход ветра, как огромный парус может «погаснуть», закрутиться вокруг штага или порваться. Поэтому не случайно в последние годы в парусном «гар­деробе» многих крейсерских яхт по­явился новый парус, с успехом за­меняющий в дальних плаваниях спи­накер и избавляющий экипаж от до­полнительных забот.

 

Зарубежные фирмы выпускают такие паруса под различными назва­ниями — спанкер, флэшер, генникер, бустер, крюйзинг шют и т. п. Это полно скроенный несимметричный па­рус из легкой ткани (обычно нейлона весом 60 г/м2), по размерам средний между обычным спинакером и боль­шим генуэзским стакселем. Он ста­вится на спинакер-фале и не при­стегивается ракс-карабинами к шта­гу.

 

Галс пропускается через блок, за­крепленный за оковку на форштевне, и проводится в кокпит. Спанкер (бу­дем этот парус так называть) обыч­но снабжается одним шкотом, кото­рый проводится в кормовую часть яхты— на транец (если он достаточно широк) или ближе к самому широ­кому месту палубы.

 

Хотя спанкер появился в конце 70-х годов, идея использования «несимметричного» спинакера не нова. Еще в прошлом веке на гафельных тендерах, снабженных бушпритом, на полных курсах поднимались «лету­чие» паруса, называемые балунами. Галсовый угол балуна закладывали за ракс -бугель, скользящий по буш­приту, фаловый —за фал, блок ко­торого располагается впереди всех штагов.

 

Балуны ставили, переместив при помощи талей ракс – бугель к ноку бушприта; он заполнял весь перед­ний треугольник от топа стеньги до нока бушприта. Спанкер раскраивается с более длинной передней шкаториной, чем задней, с высоко поднятым шкото­вым углом. У передней шкаторины парусу придается значительная вы­пуклость; «серпы» у задней и нижних шкаторин относительно меньше. Поскольку спанкер не предназна­чен для гонок, его размеры не регламентируются правилами.

 

Длина по передней шкаторине принимается равной длине топштага, максимальная ширина — равной примерно 170% основания переднего парусного тре­угольника (J — расстояния от штаг -путенса до передней кромки мачты). Площадь спанкера определяется приблизительно как 0,75 произведения длины передней шкаторины на максимальную ширину паруса. Она при­мерно на 70 % больше, чем площадь самой большой генуи и на 30 % мень­ше, чем площадь спинакера.

 

Спанкер предназначен в основном для полных курсов (при курсе яхты относительно направления истинного ветра 60—160 °), поэтому в поперечном сечении ему придается профиль с максимальным «пузом» у перед­ней шкаторины и с относительно пло­ской задней частью. Как и спинакер, спанкер поддерживается «на весу» потоками воздуха, поэтому его верх­няя часть должна иметь сферическую форму, хотя и не такую полную, как у спинакера.

 

В последние годы спанкеры сшивают из полотнищ с лекальными кромками, расположенных ве­ерообразно в верхней части паруса, параллельных в средней и верти­кальных в нижней трети. Реже верхнюю часть раскраивают по принципу радиального спинакера — с полотни­щами, расходящимися в виде лучей из фалового угла.

 

Спанкер обычно ставится с под­ветренной стороны, без спинакер – гика, на курсах от полного бейде­винда до фордевинда при легком и среднем ветре и от полного бакшта­га до фордевинда при ветре до 4 баллов (5,5—8 м/с). При ветре 2—4 балла парус хорошо стоит с навет­ренной стороны грота (на бабочку). В слабый ветер можно поставить лег­кий гик, причем для эффективной ра­боты паруса его длина должна быть больше, чем у обычного спинакер – гика, которая ограничивается пра­вилами обмера величиной 1,0J. 

 

Спан­кер лучше всего распирать футшто­ком или специальным гиком длиной не менее 1,5 J. В большинстве случаев спанкером управляют, регулируя натяжение только трех снастей — шкота, галса и фала. На полном бакштаге фал и галс потравливают больше, чтобы по возможности удалить спанкер от гро­та, отпустить его вперед.

 

При этом фаловый угол удаляется от топа мач­ты на несколько дециметров, а ниж­няя шкаторина располагается доста­точно высоко над водой, не затруд­няя обзор рулевому. Шкот следует потравливать так, чтобы парус не за­поласкивал. Чрезмерно выбранный шкот снижает тягу паруса, а на пол­ном бейдевинде и галфвинде приво­дит к увеличению крена и дрейфа, так как аэродинамическая сила на парусе оказывается направленной вбок  Оптимальным курсом для несе­ния спанкера является крутой бакштаг.

 

При нем фал и галс выбираются силь­нее, а передняя шкаторина хотя и прогибается сильно под ветер, но приближается к штагу. Задняя шкато­рина должна быть «открыта» для свободного стока воздуха без соз­дания помех для работы грота. На этом курсе спанкер обычно не доставляет особых забот экипажу; бо­лее того, парус стабилизирует яхту на курсе при большой волне.

 

На полном бейдевинде (курсовой угол ветра 50—60°) спанкер рабо­тает подобно полно скроенной генуе. При слишком узкой корме шкот рекомендуется снабдить оттяжкой, при­жимающей его вниз в самом широком месте палубы. В противном слу­чае «пузо» паруса сместится к задней шкаторине, полезная тяга паруса уменьшится, а сила дрейфа возрастет (см. книгу «Школа яхтенного ка­питана». М., «Физкультура и спорт», 1983, стр. 51).

 

Кроме того, стека­ющий с задней кромки спанкера воз­дух будет «отдувать» грот, исказит его профиль. Оттяжка шкота делает парус у задней шкаторины более пло­ским, открывает ее для свободного выхода воздуха в корму. Фал и галс на этом курсе вы­бирают достаточно туго с тем, что­бы уменьшить по возможности про­гиб передней шкаторины под ветер.

 

Попытки идти под спанкером еще круче к ветру, как правило, оказыва­ются безуспешными. Судно сильно дрейфует и «лежит» на руле — тре­буется постоянно держать румпель на приведение яхты к ветру. Правда, в слабый ветер, набрав ход, удается сделать поворот оверштаг под спан­кером, поэтому иногда его снабжа­ют не одним, а двумя шкотами, как обычную геную.

 

Поворот фордевинд со спанкером не представляет труда, как это бывает при управлении большим спи­накером. Если парус стоит с наветрен­ной стороны на спинакер – гике, то тра­вят шкот до того момента, пока гик не придет в диаметральную пло­скость. Затем освобождают гик от паруса, одновременно закладывая за­ранее подготовленный и обнесенный вокруг всех снастей шкот с другого борта и, потравив работавший ранее шкот спанкера до флюгерного поло­жения, когда шкотовый угол уходит под ветер далеко вперед форштевня яхты, переносят грота – гик на новый галс.

 

Остается выбрать спанкер – шкот на место и поставить, если нужно, спинакер – гик. К слову сказать, спанкер оказыва­ется более безопасным парусом, чем спинакер, его легче убрать при внезапно налетевшем шквале. Достаточ­но отдать галс и шкот — и парус пре­вращается в гигантский флаг, развевающийся по ветру. Потравив фал и приведя яхту к ветру, спанкер можно выбрать на палубу из воды.

В заключение познакомимся с двумя способами укладки спанкера (они применяются и для спинакеров), облегчающими постановку и спуск паруса силами одной вахты. Один из этих способов не требует специаль­ных приспособлений, кроме отслу­жившего срок полиэтиленового ведра с отрезанным дном. Диаметр ведра  должен быть таким, чтобы собранный в пучок парус проходил сквозь вед­ро самым широким местом.

 

Снаружи на ведро надевают кольца из резины (резина не должна быть прочной). Сложив спанкер передней и задней шкаторинами вместе, просовывают в ведро фаловый угол паруса и за­крепляют его на носовом релинге. Затем, продвигаясь с ведром в кор­му, через определенные интервалы с него переносят на скрутку паруса резиновые кольца, которые должны удерживать спанкер в свернугом по­ложении, вплоть до его подъема на мачту. В нижней широкой части па­руса резиновые схватки нужно ста­вить чаще.

 

Подготовленный таким обоазом парус (в виде колбасы) можно уложить в штатную кису так, чтобы свер­ху оказались все три угла, за кото­рые закладывают перед постанов­кой фал, шкот и галс. Каждый угол должен иметь хорошо различимую маркировку. Когда парус добран до места, достаточно начать подбирать шкоты, чтобы резиновые кольца лоп­нули и спанкер расправился. В плохую погоду работу по уклад­ке спанкера описанным способом можно выполнять в каюте.

 

Этот же принцип укладки исполь­зуется в выпускаемых зарубежными фирмами специальных приспособле­ниях. Состоят они из пластмассового конического тубуса или обруча и за­крепленного к нему чехла из тонкой  полипропиленовой пленки. Спанкер (или спинакер) протаскивают через тубус и крепят фаловый угол в верх­ней части чехла. Здесь же имеются небольшие блочки для линя, при по­мощи которого тубус поднимают к топу мачты, когда спинакер постав­лен на место.

 

Чехол при этом соби­рается в «гармошку» выше фалового угла. К тубусу крепится и второй линь, также спускающийся на палу­бу. Потянув за него и отдав первый линь чехол натягивают на частично «погашенный» спинакер, превращая его в «колбасу», когда парус еще висит на мачте. В таком положении убрать парус несложно даже в све­жий ветер.

 

 

Д. Антонов.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №110. 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0