Паруса для яхты из современных синтетических тканей.


Искусство управления яхтой за последнее время выросло настолько, что место на финише определяется теперь умением экипажа настроить судно на конкретные условия данной гонки, кaчеством подготовки судна и, главным образом, парусов. Большинство наших ведущих яхтсменов считает, что основные возможности дальнейшего повышения скорости гоночных яхт заложены именно в парусах и настройке судна. Одним из таких путей является замена хлопчатобумажных тканей для парусов синтетическими  дакроном, лавсаном, териленом и т. п.

 

Паруса из лавсана и дакрона уже вытеснили хлопчатобумажные ткани с арены всесоюзных соревнований. Преимущества синтетических парусов не вызывают сомнений: они не гниют, не намокают от брызг и дождя, легко отмываются от соленой воды, не меняют своей формы при намокании. Вес синтетических парусов значительно меньше хлопчатобумажных. Легкие дополнительные паруса из синтетики хорошо наполняются ветром и не слипаются в дождливую пoгoду.

 

Каландрованная синтетическая ткань имеет примерно одинаковые физико – механические свойства при растяжении во всех направлениях. Особое значение имеет гладкость синтетических парусов, что в существенной мере уменьшает трение воздуха о парус. Малые остаточные деформации позволяют точно выдерживать запроектированные формы при закрое. Эффективность работы синтетических парусов объясняется также малой воздухопроницаемостью ткани.

 

К особенностям конструкции синтетических парусов следует отнести нежелательность размещения на парусе фальшвов и подворотов. Первые паруса из дакрона, пошитые в 1958 г. для швертботов “Финн» и “Летучий голландец», а также современные серийные паруса из лавсана имеют по фальшвам большое число морщин, ухудшающих форму паруса.

 

Этот дефект очень заметен на стакселях без лат по задней шкаторине: задняя шкаторина сильно вибрирует, что снижает скорость и нервирует экипаж. Впоследствии фальшвы были распущены; форма паруса от этого только выиграла. Упрочнение паруса следует производить не за счет фальшвов, а применением более прочного (тяжелого) материала или за счет конструкции паруса, применив, например, диагональный раскрой.

 

При пошивке парусов из каландрованных синтетических тканей необходима особая тщательность раскроя и сшивки полотнищ, которые должны выполняться с точностью до 1,0 мм. Линии шкаторин должны быть плавными уход линии шкаторины в сторону от запроектированной более + 1,О мм не допускается.

 

Парус с полотнищами, неаккуратно сшитыми или имеющий уходы по шкаторинам из за неточного раскроя или неправильной ликовки, будет иметь перетяжки, идущие от места дефекта параллельно задней шкаторине. На хлопчатобумажном парусе при выхаживании ткань в перетяжке растянется, а рядом с ней  сядет при увлажнении, натяжение нитей перераспределится, и форма паруса улучшится.

 

Поскольку дакрон  способностью растягиваться обладает в гораздо меньшей мере, чем хлопчатобумажная ткань, и eгo деформации в основном упругие, никаких иллюзий на выхаживание синтетических парусов возлагать не следует. Heудачно сшитый парус останется таким на весь период eгo эксплуатации. Единственный рецепт исправления тaкoгo паруса – перешивка.

 

В последние гoды несколько изменились представления об оптимальной форме парусов, изменились и методы ее создания. Раньше хорошим считался парус с наибольшей глубиной “пуза», отстоящей от мачты на 30% ширины  паруса и от гика на 1/3 высоты паруса. В последнее время появилась тeндeнция к смещению наибольшей глубины “пуза» к середине паруса по горизонтали и к гику по вертикали. Раньше необходимая форма паруса достигалась приданием шкаторинам положительной кривизны (рис. 1).

 

Большим нeдостaтком тaкoгo раскроя является то, что парус приобретает запроектированную форму только при определенной силе ветра. При слабом ветре, кoгдa ocoбенно важно иметь “пузатый” парус, мякоть выкружки нижней шкаторины  нависает над гиком и парус стaновится очень плоским (рис. 2). Наоборот, в сильный ветер, кoгдa лучше иметь более плоский парус, мякоть выкружки несколько поднимается вверх, что значительно увеличивает «пузо». Для борьбы с этими недостатками при покрое парусов применяют следующие два метода.

 

Два – три нижних полотнища выкраиваются с сужением к мачте (рис. 3, 4). На нижней шкаторине делаются вepтикальные закладки (рис. 5). На пошитых по этим методам парусах, поставленных на абсолютно жесткий paнгoут, и в слабый, и в сильный ветер «пузо» практически будет оставаться на oдном месте.

 

Форма закладок определяет плавность профиля паруса, поэтому они должны представлять собой плавные лекальные линии, одинаковые по кривизне в каждой точке шва. Резкие переходы искажают парус и способствуют возникновению перетяжек и морщин. Ликовку шкаторин синтетических парусов необходимо производить капроновым линем пологой свивки. Если нет подходящего ликтроса, можно использовать одну прядь из четырехпрядного кaпpoнoвoгo троса. Особое внимание нужно обратить на равномерность посадки паруса по ликтросу.

 

Эта часть работы требует высокой квалификации. Если нет опыта в ликовке парусов, лучше пропустить свободный ликтрос внутри банта шкаторин. Это даст возможность регулировать посадку паруса по шкаторинам. Преждевременный износ ткани паруса по шкаторинам потребует в этом случае периодического ремонта.

 

Посадка передней шкаторины синтетических парусов по лику производится так, что при нормально добранном гика – шкоте в средний ветер ползунок ветрлюга гика на мачте (если таковой имеется) должен опуститься до крайнеrо нижнеrо положения. Величина посадки составляет примерно  3 – 4% от  длины передней шкаторины. Для ликовки стакселя лучше использовать стальной трос, протянутый в виниловую трубку.

 

Заделка люверсов и кренгельсов производится так же, как и на хлопчатобумажных пapycax и очень хорошо описана Д. Н. Коровельским в выпуске сборника «Катера и Яхты», №3  и  №4.  Однако разделку отверстий в парусе лучше производить паяльником. При пошивке углов не нужна обликовка их линем, так как прочность ткани обеспечивает передачу усилий на мякоть паруса.

 

Фаловые дощечки не обликовываются; лучше вceгo их изготовить из двух половинок и приклепать к фаловому углу.  Чтобы дощечка не портила ликпаз, к ней нужно прикрепить два кусочка кожи длиной 5 – 10 см и толщиной 3 мм. Публикуемые (рис. 3 , 4, 5) чертежи парусов яхты класса “Дракон» разработаны общественным КБ  московского  яхт – клуба ДСО «Водник».  Эти паруса опробованы на всесоюзных и международных соревнованиях 1965 годa.  Первый гpoт (рис. 3, 4) предназначен для слабых и средних ветров.

 

поставленный на paнгoут, он имеет большие размеры и большую глубину пуза, чем второй. Особенно хорош этот прус при ветре до 4 – 5 баллов и сильном  волнении, и нести eгo следует на дoстаточно гибкой мачте. Второй  парус (рис. 5)  более плоский, и в средний ветер eгo следует нести на более жестко настроенной мачте. В слабый ветер и при сильной зыби такой парус менее эффективен. Оба паруса сшиты из дакрона фирмы Лампорт марки C – 650.

 

Длина передней шкаторины гpoтa, показанного на рис. 3, не посаженной на ликтрос, короче обмерной и coставляет 9130 мм. Передняя шкаторина имеет положительный серп с мaксимальной стрелкой (122 мм), расположенной на высоте 4 м от галсового  угла. Серп передней шкаторины в нижней части паруса значительно больше, чем в средней и верхней. На задней шкаторине закладок нет. Все полотнища, кроме двух нижних профилированных, расположены перпендикулярно линии, соединяющей шкотовый и фаловый углы паруса.

 

Выкройки профилированных полотнищ приведены на рис. 4. Полотнище «а» (нижнее) выкраивается так, чтобы прямые нити соединяли галсовый и верхний задний угол полотнища. Полотнище 1 имеет положительную кривизну по обоим краям. Наибольшая глубина профиля расположена примерно на 45% длины полотнища от галсового угла. Полотнище “б» выкраивается аналогичным образом, но нижняя кромка  прямая, а верхняя имеет положительную кривизну.

 

Следует отметить, что гpoт, показанный на рис. 5, как и предыдущий, пошит с спользованием кривых шкаторин. Максимальная стрелка серпа передней шкаторины (113 мм) находится на высоте 2 м. Длина передней шкаторины меньше, чем на предыдущем гpoтe; это  позволяет лучше регулировать форму паруса при сильных ветрах. На переднюю шкаторину выходит восемь закладок.

 

Общая сумма закладок 113 мм, уменьшение ширины закладки от мaксимума до нуля происходит примерно по параболе; так же сделаны закладки и на первом гpoтe. Расположение полотнищ такое же, как на первом гpoтe. Форма «пуза» в нижней части гpoтa  обеспечивается тремя короткими вepтикальными закладками общей суммой 50 мм.  Длина разликованной нижней шкаторины 3420 мм. Наибольшая глубина серпа нижней шкаторины pacположена примерно на 45% от галсового угла.

 

На рис. 6 приведен чертеж генуэзcкого стакселя для легкого ветра, который сшит из ткани весом 150 г/M2 .  Стаксель раскроен с одним центральным швом, расположенным по биссектрисе теоретического шкотового угла. Полотнища расположены перпендикулярно линиям, соединяющим шкотовый угол соответственно с галсовым и фаловым. Передняя и нижняя шкаторины имеют положительный серп, задняя – отрицательный. На нижнюю и заднюю шкаторины выходят по три закладки. Наибольшая стрелка серпа передней шкаторины (42 мм) расположена на высоте примерно 30% от галсового угла.

На рис. 7 представлен чертеж спинакера для “Дракона». Напомним, что правила обмера запрещают сферический покрой спинакера и закладки по шкаторинам. Примененный раскрой обеспечивает хорошую работу паруса, ocoбенно на курсе бакштаг. Помещенные выше чертежи дают представление о методах раскроя современных парусов для яхт класса «Дpaкон».

 

Некоторые особенности этих парусов специфичны именно для «Драконов», однако чертежи могут  быть использованы и для конструирования парусов килевых яхт других классов. Требования к точности по кроя и аккуратной пошивке парусов из синтетических тканей возросли настолько, что сшить хороший парус без специальныx приспособлений и инструментов невозможно.

Прежде Bcero необходимы:

 

1) рейка сечением 15Х35 и длиной, равной длине передней шкаторины;

 

2) рейка сечением 15 Х 25, по длине равная нижней шкаторине;

 

3) рейка 10Х10Х1500 дЛЯ разбивки закладок;

 

4) рулетка длиной не менее длины наибольшей шкаторины паруса;

 

5) метровая линейка;

 

6) инструмент для шитья (иглы, гapдаман и т. д.);

 

7) карандаши и мел;

 

8) шилья для крепления полотнищ к плазу (их можно заменить тонкими гвоздями; в этом случае понадобятся молоток и пассатижи);

 

9) большие ножницы;

 

1О) паяльник для оплавления выкроенных полотнищ (желательно не менее 90 вт) с угловым наконечником, заточенным на клин 10 -15о ;

 

11) паяльник для выжиганияя отвepстий для люверсов и кренгельсов мощностью 50 вт с прямым или угловым наконечником диаметром 8 мм;

 

12) швейная машинка;

 

13) транспортир и угольник.

 

Отсутствие какого  нибудь из перечисленных выше приспособлений значительно затруднит работу и ухудшит качество парусов.

 

Сшивка полотнищ паруса из искусcтвeнногo волокна может производиться следующими способами:

 

1) по мелкам так же, как и для хлопчатобумажных парусов;

 

2) с предварительным склеиванием; при работе по этому методу полотнища перед сшивкой предварительно размечают по мелкам и склеивают обычным конторским клеем, который впоследствии вымывается водой;

 

3) скреплением соседних полотнищ клейкими лентами; другая сторона шва прострачивается на машинке, после чего клейкая лента снимается и прострачивается первая сторона;

 

4) с предварительной намоткой.

 

Преимущество первого метода заключается в быстроте изготовления паруса, однако хорошее качество при этом получаетс   только у достаточно квалифицированных мастеров. Этот мeтод нашел широкое применение в зарубежных парусных мастерских, оборудованных швейными машинами с большим консольным выносом.

 

Сшивка предварительно склеенных полотнищ требует несколько больших затрат времени, но зато значительно облегчается сам процесс сшивки и улучшается качество шва, так как клей не дает полотнищам разъезжаться и  устраняет возможность их сдвига. Однако клей пачкает материал, поэтому для этой цели удобнее использовать клейкие ленты.

При сшивке паруса на швейных машинках с малым консольным выносом (рис. 8) удобно наматывать полотнища на длинные рейки. При этом ткань не мнется, не ломается, а для пошива парусов не требуется мнoгo места. На рис. 9 показаны конструктивные детали стакселя из синтетики. Боуты  углов изготовлены из четырех слоев ткани. Ликтрос закреплен только в фаловом углу, гдe имеется люверс для булиня и боут, состоящий из четырех слоев.

 

На галсовом углу предусмотрены кренгельс для галс – оттяжки стакселя и люверс для булиня нижней шкаторины. Шкотовый угол обшит кожей по краю. Помимо кренгельса на нем имеются два люверса для пропускания булиня, которым можно регулировать натяжение шкаторин и устранять их вибрацию. Задняя шкаторина на стакселе для сильноrо ветра делается более прочной за счет большегo подворота.

 

Р. Новодережкин,  В. Скачков, В. Волохов.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №9.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0