"ИКАР" - подробности проектирования, конструкции и строительства.


Работа над проектом ях­ты для кругосветного плавания была начата в студенческом кон­структорском бюро «Яхта» Ни­колаевского кораблестроитель­ного института в 1978 г., сразу после завершения плавания ни­колаевских яхтсменов на Канар­ские острова (см. «КиЯ» № 79). Помимо чисто спортивных целей будущая яхта должна была слу­жить учебным и эксперимен­тальным судном, на котором могли бы проходить судовую эк­сплуатационную практику не­большие группы студентов, про­водиться эксперименты с разра­ботанными студентами судовы­ми устройствами, выполняться некоторые научно-исследовательские работы.

Разработка проекта заняла два года, а в постройке яхты активное участие приняли сту­денческие строительные отряды института. Корпус ее сконструи­рован цельносварным из стали по Правилам классификации и постройки английского Регистра Ллойда на класс 100А1. Мы учи­тывали довольно суровые условия предстоящего плавания в Миро­вом океане, особенно в «реву­щих сороковых» широтах с их сильными попутными ветрами и громадной волной. Проектанты стремились в первую очередь создать надежную крейсерскую яхту, пожертвовав ее гоночными качествами. Поэтому проект су­щественно отличается от полу­чивших в последние годы широ­кое распространение облегчен­ных гоночно-крейсерских судов.

Корпус яхты имеет высокий надводный борт, широкий тра­нец и полные кормовые обводы, что в какой-то степени предо­хранит кокпит от захлестывания попутной волной. Развитый плав­никовый фальшкиль и далеко от­несенный в корму руль на плавнике – скеге способствуют хорошей устойчивости на курсе. От­носительно малая площадь па­русности (7 м2 на тонну водоиз­мещения), разнесенная на две мачты, позволит экипажу подби­рать оптимальный вариант па­русности при любом ветре. Свободная для работы с паруса­ми палуба, герметически закры­вающиеся люки, дублирующий штурвал внутри яхты, малый самоотливной кокпит, рассчитан­ный лишь на ходовую вахту из двух человек, мощный рангоут и такелаж, вот, пожалуй, и все осо­бенности проекта.

Носовая часть яхты от таран­ной переборки (шп. 3) до шп. 11 отведена под мастерскую и па­русную кладовую; паруса пода­ются на верхнюю палубу через форлюк. На левом борту (шп. 11— 14) оборудована лаборатория гидрографа и гальюн, на пра­вом — платяной шкаф. Самое большое помещение яхты — ка­ют-компания (шп. 14—22), обо­рудованная диванами, четырьмя койками и большим столом. Да­лее в корму следует камбуз с керосиновой и спиртовой пли­той, а по левому борту радио­рубка — каюта капитана.

В кормовой части располо­жена штурманская рубка, в кото­рой установлен дублирующий штурвал и сушильный шкаф. Под кокпитом размещены аккумуля­торная батарея и распредели­тельный Щит, предусмотрено спальное место. Вспомогатель­ный двигатель — дизель 4ЧСП 8,5/11 мощностью 25 л. с. нахо­дится под трапом кают-компа­нии в изолированном помеще­нии. Запасы дизельного топлива (600 кг) и питьевой воды (1900 л) хранятся во вкладных цистернах под пайолами в кают-компании. Все свободные объемы на яхте заняты судовыми запасами. Рас­четная автономность плавания яхты с экипажем 6 человек — 150 суток.

Корпус яхты набран по попе­речной системе набора. Ширстречный пояс наружной обшивки выполнен из судостроительной стали 10ХСНД, остальная часть обшивки — из стали ВСПЗсп. Толщина бортовой обшивки и на­стила палубы — 4 мм, днища — 6 мм, плавникового киля — 8 мм. Шпация — 400 мм, в районе установки грот – мачты — 300 мм. Шпангоуты изготовлены из не­симметричного полособульба № 6 (в районе установки двига­теля— № 8). Шпангоуты 12, 14, 16 и 22— рамные таврового се­чения: стенка 4X200 мм, полка 6Х 80 мм. Разрезной бортовой стрингер и бимсы палубы изго­товлены из полособульба № 6. Форштевень в нижней части сделан из прутка диаметром 45 мм, в верхней части — гнутый из листа толщиной 5 мм. Корпус внутри покрыт слоем термоизо­ляции толщиной 40 мм.

Яхта оснащена кэчем. Мачты сварной конструкции из алюми­ниево -магниевого сплава. Длина грот – мачты — 17 м, диаметр 240 мм, толщина стенки — 6 мм. Бизань-мачта имеет длину 9,6 м,  ее сечение 150Х 6 мм. Основной комплект состоит из 11 парусов, изготовленных из отечественных тканей. Управление яхтой может осуществляться с палубы — штур­валом с гидропередачей и из штурманской рубки через штур- тросовую проводку.

 

Яхта снабжена двумя якоря­ми Матросова весом 75 и 50 кг, кроме того имеется верп весом 35 кг. Для выборки якоря уста­новлен ручной брашпиль. Управ­ление парусами осуществляется  при помощи четырех четырех­скоростных шкотовых лебедок В качестве аварийных сред­ств установлены два водоотлив­ных насоса РН-20 и надувной спа­сательный плот ПСН – 1О. Кроме обычного навигаци­онного оборудования на яхте имеются спутниковая система навигации «Фуруно» и спасатель­ный буй «Поиск», радиостан­ции — «Ласточка», «Причал» и аварийная «Призыв».

 

Л. ЗАБУРДАЕВ. 

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №132.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0