По рисунку из "Жагле" - построено любителями.


Несколько лет назад в польском журнале «Жагле» («Парус») № 7 за 1977 г. мое внимание привлекло описание небольшой яхточки «Бартек-II», сконструи­рованной Влодзимежом Круковским и Адамом Марциняком. Благодаря надстройке и плоскодонным обводам корпуса с большой полно­той мидель-шпангоута в яхте длиной всего 4,85 м конструкторы смогли получить просторную каюту. К то­му времени, когда мне удалось приобрести немного стеклоткани жгутового переплетения (стеилорогожи), я уже окончательно решил строить яхту именно такого типа. Поскольку я рассчитывал плавать семейным эки­пажем, размерения корпуса были увеличены до максимальной длины 6,3 м и ширины 2 м — из расчета полного использования всех заготовленных материа­лов. Осадка будущего судна меня не лимитировала, поэтому решил строить ее с бульбкилем вместо шверта. Планировку корпуса я несколько изменил — отказался от ахтерпика, зато продольные сиденья продлил до транца.

 

Таблица плазовых ординат корпуса «Бартека» в журнале не приводилась, поэтому, чтобы изгото­вить лекала для постройки корпуса, мне пришлось сфотографировать опубликованный в журнале теоре­тический чертеж, затем при помощи проектора «Этюд» спроектировать на лист картона обводы шпан­гоутов в натуральную величину (из расчета ширины корпуса 2 м) и обчертить их карандашом. По этому «плазу» быпи изготовлены 10 лекал -шпангоутов из досок и транец из толстого картона. В местах уста­новки переборок и выгородок к лекалам были прикреплены профили из мягкого алюминиевого сплава, которые образовали закладные детали, позже заформованные в обшивку.

Болван для формования корпуса был построен прямо под открытым небом. Материалами для него послужили старые доски, глина, цемент, песок, строи- тельный гипс. Наружная поверхность болвана была оштукатурена гипсом, тщательно выровнена и обтяну­та целлофановой пленкой. Для крепления бульбкиля весом 340 кг к корпусу была изготовлена металличе­ская конструкция в виде стального листа с прива­ренными к нему флорами. При помощи болтов М8 флоры были соединены с поперечными пере­борками, а лист приформован к обшивке днища изнутри корпуса. Бульбкиль своим фланцем был прикреплен к днищу при помощи четырех шпилек М12 и восьми болтов М8.

Формование корпуса из стеклопластика выполня­ли 3 человека. За 8 часов работы на борта было уложено 5 слоев стеклорогожи, а на днище — 6. Толщина обшивки составила от 4 до 6 мм. В качестве связующего применена эпоксидная смола ЭД-16, пластификатором послужил жидкий тиокол, отвердителем — полиэтиленполиамин. По окончании формования первые два дня об­шивку можно было обрабатывать рубанком, топором, стамесками. Через 5—6 дней стеклопластик стал настолько твердым, что его с трудом удавалось пилить ножовкой по металлу. Все неровности обшив­ки были заделаны шпаклевкой из эпоксидной смолы с введенной в нее древесной мукой. После зачистки наждачной шкуркой корпус был оклеен тонкой стеклотканью сатинового переплетения.

Для формования палубы был изготовлен отдель­ный болван, состоящий из 10 поперечных пекал, соответствующих обводам надстройки и обшитых толстыми листами картона. Перед формованием кор­пуса оба болвана покрывались целлофановой плен­кой. которая послужила разделительным слоем, обеспечивающим легкий съем готовой конструкции. При сборне корпуса внутрь яхты был вмонтирован кокпит, изготовленный из бакелизированной фанеры, и поперечные лереборки. Секции основного корпуса и палубы соединены внакрой на эпоксидном связую­щем. Дополнительную прочность соединению прида­ют наружные привальные дубовые брусья, которые к корпусу прикреплены сквозными болтами. Снаружи корпус окрашен пентафталевыми эмалями ПФ-115.

Перо руля склеено из сосновые реек. На нем установлены две подножки для удобства подъема человека на борт из воды. Мачта и гик выполнены из труб алюминиево­магниевого сплава диаметром 75 и 40 мм. Для крепления парусов к рангоуту приварен ликпаз из полособульбового профиля. Стоячий такелаж сделан из нержавеющей стальной проволоки с разрывной нагрузкой 120 кгс/мм2. Такая проволока использу­ется для армирования алюминиевых элентрических проводов марни АС. Яхту я назвал именем своей жены, которая не только терпеливо относилась к строительству судна в течение двух лет, но и сама принимала в нем участие.

 

Вес яхты «Нина» порожнем составил 780 кг. При благоприятных условиях с экипажем из двух человек она выходит на режим глиссирования. Яхта легка в управлении, правда, для этого перед рулем пришпось установить плавник. Скорость в большой степе­ни зависит от нагрузки, но при всех обстоятельствах мы обходим яхты типа «Ассоль» и «Корморан». За пять лет эксплуатации стеклопластиковый корпус и палуба заметных дефектов не получили. О прочности корпуса можно судить хотя бы по тому, что однажды идя в фордевинд, яхта с полного хода ударилась килем о камень, но при этом корпус не получил каких-либо повреждений да и течи обнару­жено не было.

Будем самокритичны: у «Нины» были и есть недостатки. Прежде борта и подволок каюты сильно отпотевали. В прошлом году мы изолировали палубу и борта пенопластом и сделали эффективную венти­ляцию. Благодаря этому отпотевание прекратилось. Другой недостаток. При движении под подвесным мотором корма погружается, и в кокпит начинает поступать вода через отверстия шпигатов, выведен­ных в транец. Видимо, пол кокпита следовало бы немного поднять над ватерлинией.

 

В процессе эксплуатации выявилось, что палуба бака, не имеющая бимсовг прогибается под нагруз­кой. Ее жесткость пришлось увеличить бимсами из алюминиевых уголков, а в спальном салоне устано­вить пиллерс. Для зимнего хранения яхты необходимы киль­блоки: не имея продольного набора и опираясь только на киль, нос и корма со временем прогиба­ются.

 

Я. Данилов, г. Херсон

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  № 119.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0