Шхуны потомки скифов.


Многие наши яхтсмены и даже конструкторы убеждены, что остроскулый корпус в принципе невозможно сделать сколько нибудь мореходным. В этой связи хотелось бы напомнить, что самое первое в истории яхтинга плавание через Атлантику под парусами в одиночку было совершено на рыбацкой лодке дори. Да, 6 метровая лодка “Сентенниэл” была запалублена, имела фальшкиль и балласт (чугунные чушки), но в основе своей осталась самой обычной плоскодонной остроскулой лодкой. Автор приводимой ниже заметки аспирант ГМТУ А.Глебов напоминает и другой факт, хорошо известный западным яхтенным конструкторам и малоизвестный у нас: постоянно увеличиваясь в размерах, североамериканские дори и скифы превратились в плоскодонные двухмачтовые шхуны длиной 10 20 м, имевшие и внутренний балласт, и вращающийся шверт.

На страницах “КиЯ” неоднократно упоминались североамериканские малые суда и лодки с обводами шарпи — дори и скифы. Скифы были одним из самых распространенных типов прибрежных рыбацких лодок. Плоскодонный корпус с умеренным развалом бортов и прямым или слегка наклонным форштевнем, транцевая корма, пологий подъем днища к оконечностям, ярко выраженная седловатость палубы — такие основные черты были присущи этим лодкам.

 

Небольшие скифы имели мачту с низкимшироким треугольным парусом, похожим на виндсерферовский, и, как правило, кинжальный (“втыкающийся”) шверт. Более крупные лодки вооружались двумя мачтами, кинжальный шверт заменялся секторным (поворотным).

Появившиеся в Чезапикском заливе около 1870 г. малые парусные скифы не очень долго сохраняли здесь свои первоначальные характеристики.

 

Вытеснив употреблявшиеся для прибрежного рыболовства различные лодки, в том числе и долбленые челны, скифы тоже стали видоизменяться. Увеличились их размерения, они получили сплошную палубу с открытым люком грузового трюма, выделенного поперечными переборками в средней части корпуса.

Трюм обычно делился на два отсека швертовым колодцем. Над кормовым отсеком обычно устраивали рубку. На кормовой части днища появился развитый плавник скег, к задней кромке которого крепилось традиционной для скифов формы перо руля. На крупных скифах, достигавших длины 11 – 12 м, получило распространение парусное вооружение гафельной шхуной, хорошо знакомое американским морякам и издавна применявшееся в рыбацком флоте. В трюмном отсеке стали выгораживать помповые колодцы, расположенные побортно у кормовой переборки.

 

Распространяясь к югу, скифы претерпевали дальнейшие изменения конструкции. В Северной Каролине у шхун шарпи плоские борта переходили в круглую в плане кормовую оконечность. Скег значительно уменьшился в размерах. Балансирный руль, имевший вытянутую вдоль судна прямоугольную форму, отделился от скега и стал подвешиваться только на баллере.

Нижняя шкаторина кливера (стакселя) получила гик (правильнее сказать — реек, шарнирно закрепленный носовым концом на бушприте или на палубе). Для облегчения подъема шверта у кормовой части колодца появился битенг с роульсом для шкентеля шверт талей. Характерной для шхун шарпи Северной Каролины чертой стал U образный в плане носовой комингс трюмного люка.

 

Во Флориде шхуны шарпи имели свои особенности. Так, шхуна, построенная в Вест Палм Бич в 1899 г. для ловли макрели у рифа Флорида, имела водорез в форме клиперштевня, стилизованные регели гальюна. Перо руля эллипсовидной формы крепилось к баллеру Л образной внизу формы, выведенному в рулевую колонку со штурвалом на палубе. В 1908 г. на шхуне был установлен двухсильный двигатель. Гребной вал и винт были защищены скегом со шпорой.

 

С увеличением длины росло относительное удлинение корпуса шхун шарпи: отношение длины к ширине по ватерлинии менялось от 4:1 до 5.85:1. Отношение ширины по палубе к ширине днища обычно составляло 1.2; отношение высоты корпуса на миделе к длине по ВЛ—0.06.

 

Конструкция деревянного корпуса повсеместно была одинаковой. Обшивка — вгладь. Толщина досок обшивки в зависимости от длины судна колебалась от 1 до 2 дюйма. Типичное вооружение гафельной шхуны было простейшим по конструкции и имело минимум снастей. Рангоут состоял из двух обычно однодеревых мачт, бушприта (иногда слегка изогнутого вниз), гиков и гафелей.

 

Стоячий такелаж составляли одна (реже две) пара вант, ватер штаг, кливер леер и топ штаг между мачтами. Достаточно высокая мореходность и простота эксплуатации способствовали активному и многолетнему использованию по своему изящных и рациональных шхун шарпи в прибрежном рыболовстве, а надежная конструкция корпуса делала их достаточно долговечными.

 

Многие рыбацкие парусники впоследствии использовались еще и как яхты. Конструкция парусных лодок скифов, в свое время широко распространенных на атлантическом побережье США, дала толчок творчеству многих яхтенных конструкторов — создателей океанских яхт с упрощенными формами корпуса.

 

А.Глебов.

 

Литература:

 

1. Chapelle H.I . The national watercraft collection // United States national museum. — Bul. 219. — P. 289.

 

2. Chapelle H.I . The migrations of an american Boat type // Contributions from the museum of History and technology. — Bul. 228. — P. 144 152.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №174.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0